Орнитоптеры инженера Рене Риу. Часть 2 Опытный махолет Riout 102T Alérion Ornithopter. Франция
Французский инженер Рене Луи Риу (René Louis Riout) интересовался орнитоптерами – летательными аппаратами, которые в полете используют машущие крылья. Его первый орнитоптер DuBois-Riout был изготовлен в 1913 году, но испытания были отложены из-за начавшейся Первой Мировой войны. Данный летательный аппарат так никогда не смог совершить устойчивый полет, и в 1916 году в результате несчастного случая был уничтожен.
После войны Рене Риу сконструировал новый орнитоптер, который имел две пары машущих крыльев. Он продолжал совершенствовать конструкцию своего махолета, но никто не был заинтересован в создании такой машины. Рене Риу работал в ряде компаний, в том числе с 1927 по 1933 год в авиастроительной компании Société des Avions Bernard (Bernard). Работая в компании Bernard, Рене Риу участвовал в разработке проектов гоночных гидросамолетов для участия в шнейдеровских гонках.
В 1933 году Рене Риу представил авиационной технической службе (Service technique de l’aéronautique – STAé) свои разработки и исследования. Презентация Рене Риу включала в себя проекты и модели двух- и четырехкрылых махолетов. Модели весили 100 и 500 грамм и выполняли полеты на высоту до 100 метров. В результате этих испытаний STAé заказала изготовление в масштабе 1:5 модели орнитоптера с крыльями, приводимыми в движение электродвигателем.
Модель в масштабе 1/5 была построена в 1934 году. С 11 ноября 1934 года по 1 февраля 1935 года модель прошла 200-часовые испытания в аэродинамической трубе в Исси-ле-Мулино (Issy-les-Moulineaux), близ Парижа, Франция. Успешные испытания подтвердили осуществимость проекта Рене Риу и показали, что орнитоптер сможет развивать скорость до 200 км/ч, если он будет оснащен двигателем мощностью 90 л.с. (67 кВт). По результатам испытаний STAé в исследовательских целях заказала построить и испытать в аэродинамической трубе полномасштабный махолет. 23 апреля 1937 года с Рене Риу был заключен контракт на изготовление прототипа орнитоптера.
Этот орнитоптер получил обозначение Riout 102T Alérion. Слово «alérion» или «алерион» – вымышленная птица, фигурирующая в мифологии и геральдике и согласно мифам по размерам крупнее орла. Одноместный орнитоптер имел сигарообразный фюзеляж, силовой набор которого представлял собой ферму из сваренных стальных труб, а в качестве обшивки использовались листы алюминия. Закрытая кабина занимала носовую часть махолета. На каждой стороне летательного аппарата находились по два колеса, убиравшиеся внутрь его корпуса. Ширина колеи шасси составляла 1,3 метра.
За кабиной пилота были расположены две пары машущих крыльев. Двухлонжеронные крылья имели металлический силовой набор и полотняную обшивку. Шарниры, расположенные на оконечностях лонжеронов, крепили крылья к крупной конструкции, расположенной на верхней поверхности фюзеляжа. Сразу за крыльями был установлен V-образный верхнеклапанный двигатель JAP (John Alfred Prestwich) воздушного охлаждения мощностью 75 л.с.; цилиндры этого двигателя были открыты для обтекания потоками охлаждающего воздуха. Точная обозначение установленной в махолете модели двигателя найти не удалось, но судя по размерам летательного аппарата подходит двигатель JAP 8/75 с рабочим объемом 61 куб. дюйм (1000 см³). Орнитоптер Riout 102T Alérion имел обычное однокилевое хвостовое оперение с металлическим силовым набором и полотняной обшивкой.
На чертеже показано, что диапазон отклонений крыльев составлял 50 градусов: 40 градусов вверх и 10 градусов вниз, однако подробного описания как должен был осуществляться машущий полет найдено не было. Но скорее всего способ, использовавшийся в махолете Riout 102T Alérion, походил на способ, который был реализован в более раннем орнитоптере DuBois-Riout. В махолете 1913 года двигатель был связан с коленчатым валом, который проходил между крыльями. Крылья соединялись с коленчатым валом с помощью шатунов. Каждое крыло крепилось к отдельной цапфе коленчатого вала таким образом, что угол между местами соединений соседних крыльев составлял 180 градусов. Однако изображения орнитоптера Riout 102T Alérion показывают обе пары крыльев в верхнем положении, а также одну пару крыльев в верх нем, а другую в нижнем положении. Если для крыльев использовался коленчатый вал, то для каждой пары крыльев он должен был использовать сцепляющие механизмы и отдельные секции. Вероятнее рабочей комбинацией для крыльев было размещение их в противофазе: одна пара в верхнем положении, а вторая пара – в нижнем. Для перемещения вперед применялась крутка крыла, при этом смещалась часть крыла, расположенная за задним лонжероном.
Самолет был построен в Курбевуа (Courbevoie), в компании-производителе автомобильных кузовов Эмиля Тоннелина (Émile Tonnelline; часто фамилия писалась Tonneline). Окончательная сборка была завершена в конце 1937 года в Виллакубле на производственных мощностях компании Société des Ateliers d’Aviation Louis Bréguet (Bréguet). Полностью готовый орнитоптер напоминал стрекозу.
В начале 1938 года махолет Riout 102T Alérion после некоторых предварительных испытаний был перевезен в Шале-Мёдон (Chalais-Meudon) для испытаний в аэродинамической трубе. Сначала были проведены испытания продолжительностью в две минуты с неподвижными крыльями, за которыми последовали испытания со взмахивающими крыльями. В конце концов продолжительность каждого испытания орнитоптера была доведена до 20 минут, и все испытания проводились без крутки крыльев (обеспечение тяги). Во время испытаний махолета было отмечено, что двигатель развивал мощность только около 60 л.с. (45 кВт), но несмотря на это тестирование было продолжено. 12 апреля 1938 года орнитоптер Riout 102T Alérion находился в аэродинамической трубе, во время которых на скорости 130 км/ч крылья совершали машущие движения. Когда частота вращения двигателя была увеличена до 4500 оборотов в минуту, сначала сложилось одно крыло, а затем три остальных. Внешние трети всех крыльев были согнуты, причем правые крылья сложились вверх, а левые – вниз. На момент аварии орнитоптер проработал в аэродинамической трубе около трех часов и прошел начальные испытания на устойчивость.
Прежде, чем произошла авария с повреждением крыльеы, Рене Риу уведомил STAé о некоторой модификации, которую он хотел бы внести к конструкцию орнитоптера. Однако после повреждения летательного аппарата в STAé не было никакого желания продолжать работы над махолетом. Поврежденные крылья были выброшены, но фюзеляж орнитоптера каким-то чудом удалось сохранить. Сегодня Riout 102T Alérion проходит реставрацию и экспонируется в расположенном в Анже региональном музее авиации (Espace Air Passion Musée Régional de l’Air). В заключение следует сказать, что хотя на орнитоптерах было выполнено несколько успешных полетов махолеты как тип летательных аппаратов оказался неудачным.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Riout 102T Alérion
Назначение: махолет
Статус: прототип
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один V-образный верхнеклапанный двигатель JAP (John Alfred Prestwich) воздушного охлаждения мощностью 75 л.с.
Размеры:
размах крыльев 8 м
длина 6,4 м
высота
• по хвостовое оперение махолета 2,5 м
• махолета с крыльями в верхнем положении 4,1 м
• крыльев в нижнем положении 0,67 м
Масса:
пустого 500 кг
с полной нагрузкой 630 кг
источники:
- “Avion à ailes battantes Riout 102T” by Christian Ravel Le Trait D’Union No 225 (January-February 2006)
Les Avions Breguet Vol. 2 by Henri Lacaze (2016) - http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?topic=18681.0
- “Flying Machine with Flapping Wings” US patent 1,009,692 by René Louis Riout (granted 21 November 1911)
источник: https://oldmachinepress.com/2017/11/20/riout-102t-alerion-ornithopter/