Опытный транспортный самолет Miles M.68 Boxcar и проект транспортного самолета Miles M.72. Великобритания
В начале 1946 году – спустя год после первого полета Miles M.57 Aerovan – Джорджу Майлзу пришла в голову гениальная и новаторская идея. Легкий транспортный самолет Miles M.57 Aerovan был разработан для минимализации расходов при перевозке грузов по воздуху. Фактически его показатели с тонной полезной нагрузки при мощности силовой установки в 300 л.с. были лучшими, чем у любого современного ему самолета.
Однако стоимость перевозки грузов включает в себя не только участок от взлета до посадки, а весь маршрут, т.с. «из дома в дом». При использовании обычного самолета груз должен был быть упакован, погружен на грузовик, перевезен и доставлен к самолету. После этого самолет должен был пролететь до места назначения и передать груз на другой грузовик, который доставит его до места назначения, где он и будет распакован. Кроме того, погрузка в самолет и выгрузка из него должны проводиться под наблюдением специалистов, для гарантии того, что центр тяжести самолета находится в довольно узких пределах (на 76000-фунтовом (34474 кг) самолете Avro Tudor допустимый диапазон перемещений центра тяжести составлял 9 дюймов [229 мм]).
С точки зрения Джорджа Майлза нет никаких причин для отказа от устранения этапов упаковки и погрузочно-разгрузочных работ; необходим был специальный контейнер, установленный на пару косел и имеющий устройства для крепления к самолету.
В данном варианте последовательность операций должна была быть следующей:
-
-
- поместить груз в контейнер так чтобы пара его колес была уравновешена (не требовались услуги специалиста);
- перевезти контейнер в аэропорт на автомобиле и прикрепить контейнер к самолету (контейнер был спроектирован таким образом, что его центр тяжести совпадал с центром тяжести самолета);
- после полета контейнер буксируется автомобилем до места назначения;
- выгрузка контейнера.
-
Поскольку центры тяжести контейнера и самолета совпадали, то при выполнении самолетом обратного рейса на него мог быть установлен любой другой контейнер. В случае, если не было необходимости везти груз в обратную сторону, то самолет мог лететь либо с пустым контейнером, либо вовсе без него.
Еще одной привлекательной чертой данной идеи было то, что специальные контейнеры могли быть использованы для грузов различных типов: рефрижераторы могли быть использованы для перевозки фруктов, рыбы и мяса, а контейнеры для газет для простоты погрузки и разгрузки могли включать в свою конструкцию стеллажи. Данные контейнеры могли быть арендованы или куплены для применения в коммерческих целях и в рекламных целях на них могли быть нанесены имена или товарные знаки. Внешний таможенный досмотр мог проводиться либо в аэропорту вылета, либо, что предпочтительней, в любом таможенном органе, расположенном по пути в аэропорт, с опечатыванием таможенными чиновниками дверей контейнера. По прибытии в аэропорт самолет достаточно было разместить на весах в целях проверки веса и затем прикрепить к самолету. Реализация данной идеи должна была привести к серьезной экономии затрат и путевого времени.
Поскольку легкий транспортный самолет транспортный самолет Miles M.57 Aerovan был успешным самолетом, то конструктору компании Дону Брауну Джордж Майлз поручил разработать вариант, в котором два 150-сильных двигателя Cirrus Major были заменены четырьмя 100-сильными двигателями Blackburn Cirrus Minor. Замена силовой установки должна была обеспечить увеличение скорости и полезной нагрузки и уменьшало вдвое эффект отказа одного из двигателей. Однако компания с трудом справлялась с поступающими заказами, и Джордж Майлз не желал введения изменений, способных привести к задержкам производства. Тем не менее, когда дело дошло до строительства прототипа M.68 была вновь принята четырехмоторная компоновка с использованием крыла и хвостового оперения M.57 Aerovan. Контейнер, имевший длину 10 футов (3,05 м), ширину и высоту 4 фута 6 дюймов (1,37 м), был разработан Реджинальдом Феннером (занимался разработкой M.66).
Первый полет M.68 (заводской номер 6696) был совершен 22 августе 1947 года под управлением Джорджа Майлза всего две недели спустя после полета прототипа M.71 Merchantman – первого четырехдвигательного самолета компании. M.68 ожидал мгновенный успех и две недели спустя самолет был впервые продемонстрирован на показе, организованном обществом британских авиаконструкторов (SBAC [SBAC – Society of British Aircraft Constructors] Show). Во время показа M.68 Boxcar летал как с контейнером, так и без него, а также с двумя выключенными левыми двигателями.
В качестве небольшого отступления следует сказать, что в компании Miles Aircraft транспотрный самолет M.68 был известен как Kangaroo (кенгуру), получив это имя в честь одного из героев книги Алана Мила. Кроме того, Дону Брауну удалось получить для M.68 номер гражданской регистрации G-AJJM с инициалами Джереми Джона (Jeremy John Miles) –сына Фредерика Джорджа Майлза, – которого Браун в 14 лет научил летать.
Перед возможным запуском M.68 Boxcar в производство компания Miles Aircraft прекратила свою деятельность и была поглощена компанией Handley Page. В 1948 году единственный построенный прототип M.68 был отправлен на слом.
Одновременно с постройкой M.68 Джордж Майлз под давлением доводов Дона Брауна приступил к разработке четырехмоторной версии Aerovan-а, получившей обозначение M.72. Постройка этого самолета была начата, но в связи со сложившимися обстоятельствами так и не была завершена.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | M.68 | M.72 |
Назначение: | транспортный самолет | транспортный самолет |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Blackburn Cirrus Minor II | Blackburn Cirrus Minor II |
мощность, л.с. | 4 × 100 | 4 × 100 |
общая мощность, л.с. | 400 | 400 |
Размеры: | ||
размах крыла, футов дюймов (м) | 50 0 (15,24) | 50 0 (15,24) |
длина, футов дюймов (м) | 35 8 (10,87) | 35 8 (10,87) |
высота, футов дюймов (м) | 11 10 (3,61) | 13 6 (4,11) |
площадь крыла, кв. футов (м²) | 390 (36,23) | 390 (36,23) |
относительное удлинение крыла | 6,4 | 6,4 |
профиль крыла | ||
у законцовок | NACA 2412 | NACA 2412 |
у корневых частей | NACA 23018 | NACA 23018 |
Масса: | ||
пустого, фунтов (кг) | 3618 (1641) | 3618 (1641) |
топлива, фунтов (кг) | 750 (340) | 750 (340) |
масла, фунтов (кг) | 72 (33) | 72 (33) |
экипажа, фунтов (кг) | 160 (73) | 160 (73) |
полезной нагрузки, фунтов (кг) | 1400 (635) | 1400 (635) |
общий полетный, фунтов (кг) | ||
с контейнером | 6000 (2722) | 6000 (2722) |
без контейнера | 4100 (1860) | 4100 (1860) |
удельная нагрузка на крыло, фунтов на кв. фут (кг/м²) | 15,4 (75,2) | 15,4 (75,2) |
Объем: | ||
топлива, галлонов (л) | 100 (455) | 100 (455) |
масла, галлонов (л) | 8 (36) | 8 (36) |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, миль/ч (км/ч) | 137 (220) | 137 (220) |
крейсерская скорость, миль/ч (км/ч) | 121 (195) | 121 (195) |
длина разбега, футов (м) | 795 (242) | 795 (242) |
длина разбега с набором высоты 50 футов (15 м), футов (м) | 1620 (494) | 1620 (494) |
длина пробега, футов (м) | 444 (135) | 444 (135) |
длина пробега после захода на посадку с высоты 50 футов (15 м), футов (м) |
975 (297) | 975 (297) |
скороподъемность, футов в минуту (м/мин) | ||
со всеми работающими двигателями | 630 (192) | 630 (192) |
с одним неработающим двигателем | 250 (76) | 250 (76) |
время набора высоты 10000 футов (3048 м), мин | 31 | 31 |
дальность полета, миль (км) | 610 (981) | |
продолжительность полета, ч | 5,25 | 5,25 |
источник: DON L.BROWN «Miles Aircraft since 1925» pages 329-333
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-transportnyi-samolet-miles-m68-boxcar-i-proekt-trans