Опытный танк «Объект 165». СССР
Танк «Объект 165» был разработан в Нижнем Тагиле в КБ завода №183 под руководством Л.Н. Карцева в январе-марте 1959 г. При проектировании машина получила название «Уралец». В октябре 1959 г. были изготовлены два опытных образца, которые в период с 4 ноября 1959 г. по 14 апреля 1960 г прошли заводские испытания. Стационарные и ходовые испытания в объеме 4000 км пробега проводились в опытном цехе и на танкодроме завода, а испытания стрельбой — на Уральском артиллерийском полигоне. По результатам заводских испытаний и испытаний обстрелом комплекта броневого корпуса и башни, проведенных в январе 1960 г на НИИБТ полигоне, завод №183 доработал конструкцию танка. В декабре того же года доработанные образцы успешно прошли полигонно-войсковые испытания.
Постановлением Совета Министров СССР №729-305 от 21 августа 1961 г. 100-мм пушка У-8ТС была принята для вооружения танка. Приказ министра обороны СССР №7 о принятии самого танка на вооружение под маркой Т-62А был подписан 9 января 1962 г Серийное производство машины в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1096-460 от 2 октября 1962 г предполагалось развернуть на заводе №183 с сентября 1963 г. Однако этого не произошло из-за отсутствия отработанных конструкций нового бронебойного снаряда к пушке и стабилизатора вооружения. Распоряжением Совета Министров СССР №2235-рс от 28 октября 1963 г. танк был снят с производства, а его техническая документация заложена в резерв. Всего в 1962 г. завод №183 изготовил пять машин установочной партии, предназначавшихся для опытной войсковой эксплуатации.
Танк «Объект 165» (Т-62А) был создан на базе Т-55 с использованием опыта разработки опытного танка «Объект 142». Он отличался от серийного Т-55 более мощным основным оружием, конструкцией броневой защиты корпуса и башни, а также применением нового стабилизатора вооружения и смотрового прибора командира танка. Компоновка машины была выполнена по классической схеме с сохранением частных компоновок отделений базового танка. В состав экипажа входили четыре человека: командир танка, наводчик, заряжающий и механик-водитель. Механик-водитель располагался в отделении управления у левого борта, командир, наводчик и заряжающий — во вращающейся башне. Смотровые приборы механика-водителя имели увеличенное на 10° поле зрения и гидропневматическую очистку.
Для наблюдения за полем боя и целеуказания в командирской башенке вместо центрального смотрового прибора ТПКУБ монтировался комбинированный (дневной — ночной) бинокулярный перископический прибор наблюдения ТКН-2 («Кармин»). Блок питания прибора в боевом положении (в ночных условиях) крепился в шахте вместо правой передней штатной смотровой призмы. Инфракрасный осветитель прибора ОУ-3 размещался в кронштейне на командирской башенке. Наводчик, помимо телескопического прибора, использовал установленный в крыше башни неподвижный перископический смотровой прибор, заряжающий — поворотный прибор МК-4. Для удобства работы заряжающего в боевом отделении имелся вращающийся полик диаметром 1450 мм (у Т-55 — 1370 мм).
Основным оружием танка «Объект 165» являлась 100-мм нарезная танковая пушка У-8ТС (2А24), оснащенная двухплоскостным стабилизатором «Комета», щелевым дульным тормозом, эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела и механизмом выброса стреляных гильз. Дульная энергия пушки составляла 8,3 МДж (847 тс-м). Масса качающейся части пушки (без броневой защиты) не превышала 2000 кг, а занимаемый пушкой объем внутри боевого отделения — 1,05 м. Крепление пушки в башне осуществлялось клиновым запиранием цапф в специальных гнездах. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ, который монтировался с правой стороны люльки. Второй пулемет СГМТ — курсовой, устанавливался справа от механика-водителя.
При стрельбе из пушки и спаренного пулемета в дневных условиях использовался телескопический прицел ТШ2А, ночью — прицел ТПН-1, при стрельбе с закрытых огневых позиций — боковой уровень и азимутальный указатель механизма поворота башни. Подсветка целей в ночных условиях производилась инфракрасным прожектором Л-2, монтировавшимся на лобовой части башни справа от амбразуры пушки и связанным тягой с ее качающейся бронировкой. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2,5 м достигала 1200 м, максимальная — 14650 м. Установленный на танке стабилизатор «Комета» обеспечивал автоматическую стабилизацию и наводку пушки со спаренным пулеметом в вертикальной плоскости, а также их полуавтоматическую наводку в горизонтальной плоскости и командирское целеуказание в автоматическом и полуавтоматическом режимах. В конструкции стабилизатора, в плоскости вертикальной наводки, были использованы гироблок и гиротахометр стабилизатора «Ливень» тяжелого танка Т-10М.
Наводка спаренной установки оружия в цель производилась с помощью пульта управления стабилизатором или маховичков подъемного механизма пушки и ручного привода механизма поворота башни. В отличие от Т-55, в танке «Объект 165» применялся механизм поворота башни новой конструкции, который имел передаточное отношение моторного привода 1:120,2 (общее передаточное отношение 1;1690). Углы наводки по вертикали находились в пределах от -7 до +16°. Скорости наводки пушки по горизонтали при работе стабилизатора составляли от 0,05 до 18 грац./с, по вертикали — от 0,05 до 4,5 град./с. Максимальная скорость переброса башни при командирском целеуказании достигала 18 град./с. Уменьшение загазованности боевого отделения при стрельбе из пушки было достигнуто за счет установки механизма выброса стреляных гильз через специальный люк в кормовой части башни. При выбросе гильз люк открывался и закрывался автоматически.
В боекомплект танка входили 43 унитарных выстрела (с бронебойным и осколочно-фугасным снарядами) к пушке и 3500 патронов к спаренному и курсовому пулеметам. Выстрелы к пушке располагались: в передних баках-стеллажах -16 шт., в укладке у перегородки МТО — 21 шт, в среднем баке-стеллаже — 2 шт., на левом и правом борту корпуса — по 1 шт. и в башне на правом борту — 2 шт Кроме того, в боевом отделении танка укладывались автомат АК-47 с 300 патронами, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 18 сигнальными патронами.
Броневая защита танка — дифференцированная, противоснарядная. Корпус танка (сваренный из броневых катаных листов толщиной 16, 20, 30,45, 80 и 100 мм), в отличие от корпуса серийного танка Т-55, имел следующие основные особенности:
— больший диаметр выреза для опоры башни;
— длина корпуса в средней части увеличена на 386 мм;
— изменен угол наклона кормового листа с 17″ до 2°(отсутствовала верхняя кормовая деталь);
— для обеспечения заданного угла склонения орудия общая крыша корпуса выполнена с наклоном от средней части вперед на 1″, назад — на 3°;
— внутренняя высота корпуса в средней части (под башней) увеличена с 937 мм до 1006 мм, в носовой части (отделении управления) — с 927 до 939 мм;
— подбашенный лист сварен из двух половин;
— боковые подбашенные защитные планки на корпусе увеличены по размерам в 1,5 раза. Верхние плоскости планок являлись опорой для нижней части погона (отсутствовал как таковой подбашенный лист);
— для защиты погона опоры башни от прямого попадания пуль приваривались броневые планки сечением 10×30 мм;
— два средних листа днища (второй и третий) выполнены толщиной 16 мм вместо 20 мм.
Броневая защита цельнолитой башни с максимальной толщиной брони в лобовой части 214 мм соответствовала снарядостойкости башни танка Т-55 и обеспечивала защиту от 100-мм тупоголового бронебойного снаряда с начальной скоростью 830 м/с при курсовых углах 0-45′. Диаметр опоры башни в свету составлял 2245 мм (у Т-55 — 1816 мм). Крепление корпуса стопора башни было усилено за счет установки дополнительных штифтов, а сам корпус стопора выполнен в пыле-грязезащитном исполнении. Для снижения массы танка надгусеничные полки были изготовлены из алюминиевого сплава. Танк оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА и оборудованием для подводного вождения. При этом по сравнению с танком Т-55 несколько изменилась прокладка трубопроводов систем ППО и ТДА. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и вспомогательное оборудование были заимствованы у Т-55 с незначительными изменениями.
Пуск дизеля В-55В осуществлялся с помощью сжатого воздуха от двух пятилитровых воздушных баллонов, подзарядка которых производилась компрессором АК-150ВС, имевшим привод от коробки передач. В качестве вспомогательного средства пуска служил стартер СТ-16М мощностью 11 кВт(15л.с.). Для пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха на танке устанавливался форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом. Теплопроизводительность подогревателя по сравнению теплопроизводительностью подогревателя танка Т-55 была увеличена вдвое. При температуре окружающего наружного воздуха -22′С подогреватель обеспечивал разогрев системы охлаждения до +80°С и пуск двигателя в течение 27 мин. Кроме того, подогреватель имел радиатор для обогрева боевого отделения.
В системе охлаждения двигателя применялся двенадцатилопастный вентилятор (вместо восемнадцатилопастного) с алюминиевым ободом. Для улучшения охлаждения двигателя внедрили водяной радиатор с гофрированными пластинами и увеличенной поверхностью охлаждения. Также увеличили поперечное сечение улитки для выброса воздуха вентилятором, поверхность охлаждения масляного радиатора и улучшили уплотнение радиатора и вентилятора. Однако, как показали испытания, установка двенадцатилопастного вентилятора привела к снижению расхода воздуха через радиатор на 5% и снизила эффективность системы охлаждения. Применение сетки на выходных жалюзи с усиленными ребрами дополнительно уменьшило расход воздуха еще на 2%.
В корпусе танка в районе МТО для улучшения охлаждения входного редуктора трансмиссии и подвода воздуха к воздухоочистителю располагались специальные щитки. Атмосферный воздух через отсек входных жалюзи, минуя радиатор, поступал непосредственно в воздухоочиститель и частично обдувал входной редуктор трансмиссии. Емкость основных (забронированных) топливных баков составляла 650 л, наружных (дополнительных) — 280 л. Запас хода танка по шоссе достигал 500 км. Уменьшение емкости топливных баков-стеллажей на 25 л было обусловлено изменением их конструкции в связи с большими размерами артиллерийских выстрелов. Кроме того, была изменена схема подсоединения топливных баков. Изменение угла наклона кормового листа корпуса привело к изменению конфигурации масляного бака (в котором установили пеногаситель) и к уменьшению его емкости на 5 л.
В соединении выпускных коллекторов двигателя с диффузорами эжекторов, а также на трубах эжекционного отсоса от воздухоочистителя устанавливались гофрированные патрубки сильфоны. В трансмиссии машины применялись: усиленные входной редуктор и главный фрикцион (19 дисков трения вместо 17), коробка передач с торсионным валиком привода компрессора и усиленной шестерней третьей передачи (увеличили длину зубьев), два ПМП с ленточными тормозами, которые имели накладки из пластмассы К-15-6, и два бортовых редуктора с плавающими кольцами (на одном танке — со стальными, на другом — с бронзовыми). В связи с увеличением количества дисков трения в главном фрикционе пересмотрели конструкцию его деталей, а также материал дисков трения. На первом опытном образце устанавливались диски трения, выполненные из стали 30ХГС, на втором — из стали 35. Величина выжима увеличилась с 6,5-7,5 мм до 7-8 мм.
Соединение входного редуктора с главным фрикционом осуществлялось с помощью разъемной муфты. Вместе с тем, увеличили длину шлицев зубчатых муфт и уменьшили зазоры в шлицах. В ПМП ввели утолщенные диски фрикционов (5 мм вместо 3,2 мм) с соответствующим изменением остальных деталей и вал управления с кулаками нового профиля. Заменили материал барабана остановочного тормоза (со стали 40 на сталь 38ХС), уплотнительную крышку выполнили из алюминия и установили кольца выключения фрикциона с канавкой 19° вместо 15′. Средняя скорость танка по шоссе составляла 26,6-34,2 км/ч, по грунтовой дороге — 19,8-24,8 км/ч.
Необходимо отметить, что в техническом проекте машины также предусматривался вариант механической коробки передач, в которой включение всех высших передач (начиная со второй) осуществлялось с помощью фрикционных элементов и системы гидросервоуправления. Главный фрикцион как таковой отсутствовал. Вместо него на ведущем валу коробки передач устанавливался планетарный ряд с блокировочным фрикционом и дисковым тормозом, размещавшимися в отдельном корпусе (прифланцовывался к коробке передач). Блокировочный фрикцион и дисковый тормоз также использовались при включении высших передач. Включение первой передачи и передачи заднего хода производилось при помощи зубчатой муфты. Зубчатый венец стартера крепился к зубчатке соединительной муфты коробки передач с двигателем.
В ходовой части машины использовалась подвеска с заневоленными торсионными валами и увеличенным динамическим ходом опорных катков (со 142 до 162 мм). При этом сами торсионы опустили на 23 мм, улучшили уплотнение их шлиц и кронштейнов. Заневоливание торсионов было выполнено на специальном стенде путем их пятикратной закрутки на угол 100′. Кроме того, установили гидравлические амортизаторы с увеличенной энергоемкостью прямого хода (с одним клапаном на лопасти) и измененные упоры для ограничения хода балансиров. Одновременно с длиной корпуса увеличили ширину колеи танка на 60 мм за счет выноса из корпуса наружу кронштейнов балансиров и направляющих колес. Опоры балансиров для обеспечения увеличенного динамического хода выполнили с большим «зевом». Для уменьшения использования цветных металлов, снижения массы и стоимости (при сохранения заданного ресурса) вместо бронзовых втулок балансиров ввели втулки из поликапролактама.
Для гусеничного движителя были разработаны три варианта сборных опорных катков, состоявших из двух половин и соединявшихся между собой десятью стальными болтами. Первые два варианта имели наружный диск, отлитый из алюминиевого сплава, а внутренний -из стали. Между собой эти опорные катки отличались только конструкцией ступицы. С целью исключения истирания и разрушения алюминиевого диска в местах соприкосновения его с гребнем гусеницы напрессовывалось стальное кольцо — реборда. В третьем варианте оба диска опорного катка отливались из стали. Крепление резинового массива к дискам катков выполнялось с помощью клея на Омском шинном заводе. Передние и задние опорные катки имели усиленные подшипники и балансиры. Для снижения нагрузок на первые опорные катки к ним были приближены вторые и третьи катки. В связи с увеличением колеи изменили некоторые размеры дисков ведущих колес, а их ступицы для лучшей центровки и стопорения установили на стальных конусах.
Варианты опорных катков с наружными алюминиевыми дисками прошли испытания на двух заводских образцах. На машинах установочной партии использовались опорные катки, заимствованные у серийного Т-55 (Т-62). Каждая гусеница собиралась из 96 траков с уширенными проушинами и 96 хромированных, застопоренных с помощью колец, пальцев. В результате увеличения длины опорной поверхности гусениц среднее давление на грунт снизилось до 73,6 кПа (0,75 кгс/см). В системе электрооборудования в качестве основных источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М и генератор Г-6,5 мощностью 6,5 кВт В отличие от Т-55, некоторые изменения претерпела прокладка электропроводов. На базе танка «Объект 165» были разработаны проекты командирского танка «Объект 165К» и танка «Объект 165П» с усиленной противорадиационной защитой.
Источник — http://www.krasfun.ru/2014/09/opytnyj-tank-obekt-165-sssr/