1

 

10 августа 1937 года прототип двухмоторного почтового самолета Air Couzinet 10 взлетел с аэродрома Бордо и взял курс на окруженный цепью взлетно-посадочных полос Этамп. Экипаж самолета составляли один из опытнейших пилотов того времени Андре Дюбурдьё (André Dubourdieux; он вменил пропавшего без вести Жана Мермоза), радиста Жана Макена (Jean Macaigne), механика Кавайеса (Cavaillès), а также конструктора Рене Кузина, под руководством которого и был создана эта машина. Экипаж компании Couzinet был представлен авиакомпанией Air France для участия в гонке Истр – Дамаск – Париж, которая должна была состояться через несколько дней.

Времени было очень мало, и чтобы не терять его, экипаж в этот день совместил перелет в Этамп с летными испытаниями и был очень внимателен к реакциям летательного аппарата. Неожиданно начались сильные вибрации, вводящие самолет в тяжелый и опасный тангаж. Штурвальная колонка в руках Дюбурдьё стала плясать как сумасшедшая. Посадка была необходима, и пилот проявил все свое мастерство, удачно приземлившись на свекольное поле. Посадка была совершена в девятистах метрах от Понтлевуа (Pont-Levoy), департамент Луар и Шер (Турень).

Причина неисправности была обнаружена довольно быстро. Ей стал обрыв тяги флеттнера руля высоты, приведший к неуправляемости самолета по тангажу. Судьба в очередной раз спасла Рене Кузина, до этого неоднократно попадавшего в схожие переделки. Следует сделать небольшое отступление и сказать, что судьба неоднократно испытывала этого мужественного человека, и, в конце концов, сломала его; 16 декабря 1956 года он покончил с собой.

Что касается прототипа Air Couzinet 10, то за несколько дней до инцидента в небе неподалеку от Этампа, он совершил свой первый полет. Это произошло 3 августа 1937 года. За штурвалом сидел шеф-пилот Дюбурдьё, его сопровождали механик Кавайес и Рене Кузин, который был ответственным за этот первый полет. В те годы было общим правилом, когда создатель самолета вместе с летчиком разделяет риск первого полета своей машины.

Вынужденная посадка окончательно положила конец возможному участию этого двухмоторного самолета в гонке Истр – Дамаск – Париж, победу в которой одержали итальянцы на Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero за счет хорошо продуманной и системной подготовки экипажей и самолетов.

Прототип почтового самолета Air Couzinet 10 был разработан и создан Рене Кузином спустя небольшое время после знаменитого «L'Arc-en-ciel» (радуга). Постройка этого элегантного двухмоторного самолета была начата арсеналом министерства авиации и завершена компанией Société Transocéanic. Общая сборка, доводка и первые испытания Air Couzinet 10 были выполнены в Этампе. Компания Hispano Suiza предоставила два обладавших большой надежностью 680-сильных радиальных двигателя, а авиакомпания Air France – экипаж для проведения испытаний и участия в гонках.

После аварии экипаж был возвращен к полетам на линейных маршрутах, а Air Couzinet 10 был модифицирован по просьбе Дидье Дора (Didier Daurat) – бывшего руководителя полетов Aéropostale; затем Дора возглавлял почтовую авиационную сеть Air Bleu, эксплуатировавшую небольшие Caudron Simoun. Дидье Дора считал, что Air Couzinet 10 будет отличным дополнением к небольшим одномоторным самолетам из-за возможностей его фюзеляжа и летных характеристик, среди которых была довольно высокая крейсерская скорость в 330 км/ч. Затем в целях дальнейшего использования Air Couzinet 10 был ремоторизирован, получив имевший меньший диаметр двухрядные радиальные авиамоторы Hispano Suiza 14 AB 14. В конечном итоге самолет был отправлен в испытательный центр Виллакубле, где в начале Второй Мировой войны был списан.

Опытный почтовый самолет Air Couzinet 10. Франция
схема почтового самолета Air Couzinet 10
Опытный почтовый самолет Air Couzinet 10. Франция

Опытный почтовый самолет Air Couzinet 10. Франция
прототип почтового самолета Air Couzinet 10, который так и не принял участие в гонках Истр – Дамаск – Париж. Обратите внимание, что внутри фюзеляжа позади кабины пилота находились места для радиста и механика
Опытный почтовый самолет Air Couzinet 10. Франция
экипаж и конструктор самолета на фоне Air Couzinet 10. Слева направо: Жан Макен, Андре Дюбурдьё, Рене Кузин и Кавайес
Опытный почтовый самолет Air Couzinet 10. Франция


Air Couzinet 10 после модернизации в 1938 году

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Air Couzinet 10

Назначение: почтовые самолет

Статус: прототип

Конструкция: цельнодеревянная (силовой набор и обшивка)

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Hispano Suiza 9 V 16 и двухлопастные воздушные винты изменяемого шага Hispano Suiza-Hamilton

Размеры:

размах крыла 18 м
длина 12,60 м
площадь крыла 40 м²
удлинение крыла 8,1
длина салона 4 м
ширина салона 1,50 м

Вес:

пустого 4500 кг
общий 8400 кг
запас топлива 5800 л
удельная нагрузка 
     на крыло 220 кг/м²
     на мощность 6,4 кг/л.с.

Летные характеристики:

максимальная крейсерская скорость 350 км/ч
радиус действия 7000 км

источники: 

  • Robert J. Roux «Air Couzinet 10» «Le Fana de l'Aviation» 1971-09 (025) http://www.airwar.ru/enc/cw1/aircouzinet10.html
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account