1

Танк Р-39 («Объект 101») был разработан в 1948-1949 гг. конструкторским бюро завода №112 «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством заместителя главного конструктора завода А.С. Окунева и начальника конструкторского сектора Н.И. Юрыгина. Два опытных образца машины, собранные в апреле-июне 1949 г., не выдержали заводских испытаний. Танк признали не соответствующим заданным ТТТ, и дальнейшие работы по нему были прекращены.

Опытный плавающий танк Р-39 (Объект 101). СССР

В конце 1947 г. в Бронетанковом управлении состоялось заседание, посвященное вопросу форсирования танками водных преград… Исходя из опыта воины было выдвинуто предложение предусмотреть возможность переправы танков через водные преграды без использования понтонных и иных водоизмещающих переправочных средств. Предусматривалось, что легкие разведывательные танки должны иметь возможность переправляться на плаву, а средние и тяжелые использовать глубокие броды для переправы по дну водоема. Весной 1948 г. вышло тактико-техническое задание на проектирование плавающего танка со следующими ТТХ: масса 11–13 т, бронирование толщиной 10-12 мм, скорость хода на суше макс 55 км/ч, по проселку 30 км/ч, на плаву 15 км/ч, вооружение 76-мм пушка и пулемет, а также плавающего БТР для оснащения передовых частей Бронетанковых и механизированных войск (БТМВ) Советской армии.

Опытный плавающий танк Р-39 (Объект 101). СССР
Эскизный проект танка (получившего индекс Р-39 «Объект 101») был утвержден в конце июня, БТР (Р-40 «Объект 102») в первых числах июля. 16 июля 1948 г. вышел приказ по Министерству транспортного машиностроения № 237, в котором говорилось, что завод обязан закончить проектирование и к 1 июня 1949 г. изготовить и испытать по 2 экз. танка и бронетранспортера. В августе-сентябре макетным участком завода «Красное Сормово» было изготовлено 5 экз. моделей различных модификаций танка и БТР в масштабе 1:5. Возможно, эти макеты обсуждались и «наверху», так как 13 октября заводу от Научно-технического комитета (НТК) БТМВ были переданы замечания по доработке конструкции указанных боевых машин. 19 октября 1948 г. постановлением Совета Министров (ПСМ) №368 заводу ставилась задача не только изготовить к 1 июня 1949 г. опытные танки и БТР. но во втором полугодии 1949 г. сдать в войска опытную серию из 40 танков Р-39 и БТР Р-40. Последняя инстанция, которая давала танку «зеленый свет», был командующий БТМВ С. Богданов, который 5 ноября 1948 г. на резолюции об изготовлении танков поставил свою подпись.

Специально для танка ОКБ-92 разработало 76-мм пушку ЛБ-76 с двухкамерным дульным тормозом, но затянуло со сроками изготовления, и опытный образен был готов только 16 июля. Впрочем, и без орудия танки к 1 июня готовы не были. Так, Челябинский завод на месяц опоздай с отгрузкой дизель-мотора. Радиаторы системы охлаждения по кооперации были получены в марте. Завод №255 затянул с электрооборудованием, подав его в апреле 1949 г., вместо января по плану.

Согласно отчету директора завода №112 «Красное Сормово», 29 мая 1949 г. начались ходовые испытания образца Р-39. Для испытаний танка была разработана специальная программа пробегом 3000 км и 200 км на плаву. Однако программа была выполнена не полностью. В ходе заводских испытаний отмечалось частое спадание гусеничных цепей при маневрах на мягкой почве, недостаточная скорость на суше (52 км/ч) и воде (9,2 км/ч), большой дифферент на корму, неудовлетворительная работа системы охлаждения двигателя. Обнаружилось большое количество недоработок в различных узлах танка. К концу заводских испытаний в Р-39 была проведена доработка ходовой части и винтов, но радикального улучшения характеристик не последовало. 9 августа И.Бер констатировал, что изготовленные опытные образцы танка Р-39 не соответствуют заданию, необходимо передать их для эксплуатации до полного износа, а заводу для проведения государственных испытаний в мае 1950 г. изготовить новые образцы танка.

Однако Минтрансмаш не согласился с этим мнением. Здесь работы были оценены неудовлетворительно. А 15 августа был подготовлен проект постановления Совета Министров СССР №3472, в котором говорилось: «Изготовленные заводом «Красное Сормово» образцы плавающего танка не соответствуют утвержденному заданию и вследствие этого непригодны дли вооруженных сил. Дальнейшие работы по плавающему танку передать в Челябинск на опытный завод № 100.».

Второй опытный образец танка Р-39 собрали в июне 1949 г. От первой машины он отличался смещением оси вращения башни на 240 мм в сторону носовой части корпуса для уменьшения дифферента и установкой гребных винтов с рулями вне корпуса машины. Ходовые испытания и испытания на плаву этот танк прошел во ВНИИ-100. 15 сентября закончились испытания Р-39 на плаву и испытания буксировкой в морском канале. Всего в ходе испытаний опытный образец танка Р-39 прошел 1500 км по суше и 150 км на воде. Испытания показали, что максимальная скорость танка при движении на плаву не увеличилась и осталась на прежнем уровне. Кроме того, вынос гребных винтов и рулей из тоннелей корпуса затруднял движение машины на суше к водной преграде, а из-за большого расстояния между первыми и вторыми опорными катками, наблюдался сброс гусениц.

Танк Р-39 («Объект 101») имел классическую схему компоновки, корпус больших размеров, необходимый для обеспечения плавучести, и экипаж из трех человек. Рабочее место механика-водителя в отделении управления было смещено к левому борту корпуса. В боевом отделении слева от пушки располагался командир машины (он же наводчик), справа — заряжающий.
Опытный плавающий танк Р-39 (Объект 101). СССР
В качестве основного оружия на танке устанавливалась 76,2-мм нарезная танковая пушка ЛБ-76Т с длиной ствола 42 калибра, специально разработанная для него в КБ завода №92 (главный конструктор А.И. Савин). С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43. Для стрельбы из пушки и спаренного пулемета использовался телескопический прицел типа ТШ. В боекомплект танка входили 30 унитарных выстрелов к пушке и 1000 патронов к спаренному пулемету. Броневая защита — противопульная, с максимальной толщиной броневых листов лобовой части корпуса 12 мм и лобовой части башни 20 мм, обеспечивавшая защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных пуль Б-32 калибра 14,5 мм.

Силовая установка, узлы и агрегаты трансмиссии были заимствованы у среднего танка Т-54. Однако задросселированный (дефорсированный) дизель В-54 имел меньшую мощность — 221 кВт (300 л.с.) при максимальной частоте вращения коленчатого вала 1500 мин. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием охлаждающего воздуха через водяной и масляный радиаторы. Эжектор размещался в кормовой части крыши корпуса машины в изолированном герметичном коробе, который при движении на плаву заполнялся забортной водой.

В системе воздухоочистки устанавливался двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим удалением пыли из первой ступени с помощью дополнительного устройства в эжекторе системы охлаждения. Для обеспечения защиты двигателя от попадания забортной воды задействовались специальные устройства (свободно падающие заглушки-тарелки на притертые поверхности седел в выхлопных трубах перед входом в эжектор и крановый запор на трубе автоматического удаления пыли).

В системе подрессоривания применялась индивидуальная торсионная подвеска с четырьмя гидравлическими амортизаторами на крайних узлах. В гусеничном движителе использовались двухдисковые опорные катки большого диаметра с наружной амортизацией, цельнометаллические направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами и гусеницы с ОМШ. Зубья ведущего колеса имели так называемое «беззазорное» зацепление с цевками траков, которое приводило к набеганию траков на ведущее колесо, выходу их из зацепления и, в конечном счете, к сбрасыванию гусеницы, чему в немалой степени способствовало и большое расстояние между первыми и вторыми опорными катками.

Движение танка на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов. На первом опытном образце гребные винты располагались в тоннелях днища корпуса танка и имели высокие частоты вращения при небольших размерах по диаметру (порядка 320-360 мм). На втором опытном образце стояли гребные винты увеличенного до 600 мм диаметра, монтировавшиеся вместе с поворотными рулями вне габаритов корпуса. Скорость опытных образцов танка на плаву не превышала 7 км/ч, что было почти в 2 раза меньше значения скорости, заданной по ТТТ. Запас плавучести и необходимый дифферент танка обеспечивался за счет водоизмещения корпуса и установки на его бортах поплавков (булей), изготовленных из тонкой листовой стали и заполненных легким наполнителем — труднозатопляемым материалом ТЗМ (типа пенопласта).

Тактико-технические характеристики танка Р-39 («Объект 101»).
Боевая масса — 15 т;
экипаж — 3 чел.;
оружие: пушка — 76,2 мм нарезная, пулемет — 7,62 мм;
броневая защита — противопульная;
мощность двигателя 221 кВт (300 л.с.);
максимальная скорость:
по шоссе — 52 км/ч,
на плаву — 7 км/ч.

Источник — http://my.mail.ru/community/panzer_club/3C74A2F8A82762B1.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account