14
Опытный палубный истребитель Curtiss XF14C. США

Опытный палубный истребитель Curtiss XF14C. США

В свое время американская двигателестроительная компания Lycoming слишком сильно запутала головы отечественным авиастроительным компаниям и вооруженным силам. Хотя компания имела опыт работы только с легкими двигателями, на рубеже 1940-41 годов ее руководство решилось на разработку авиамотора большой мощности.

В те годы почти все американские компании ориентировались на радиальные двигатели, и лишь Allison осталась верной рядным авиамоторам, предоставив шанс компании Lycoming. Опыт войны на Европейским ТВД говорил в пользу рядных двигателей жидкостного охлаждения, и потому в 1941 году компания Lycoming на основе двух авиамоторов Allison разработала H-образный 24-цилиндровый рядный 2200-сильный (1617 кВт) двигатель XH-2470.

На появление двигателя XH-2470 отреагировали командование авиации ВМС и армии США заказами на оснащенные этими авиамоторами самолеты, особенно на истребители. Однако ни один из самолетов с двигателем компании Lycoming так и не поднялся в воздух, потому что разработка авиамотора XH-2470 зашла в тупик. После неудачи с XH-2470 компания Lycoming смиренно вернулась в нишу более легких и менее мощных двигателей.

В июне 1941 года управление аэронавтики ВМС США заказало новые палубные самолеты-истребители с высокими летными характеристиками. В ответ на требования управления аэронавтики компания Grumman разработала одномоторный истребитель F6F Hellcat, который позднее добился мировой известности, и двухмоторный истребитель F7F Tigercat, который опоздал и принял участие на заключительном этапе Второй Мировой войны. Под обещанный двигатель Lycoming XH-2470 управление аэронавтики заказало компании Curtiss одномоторный истребитель, которому было присвоено официальное обозначение XF14C-1.

К этому времени компания Curtiss уже имела большой опыт создания истребителей как для армии, так и для флота. Руководство компании надеялось на новые заказы, однако к сожалению для него семейство P-40 последним крупным успехом компании в области создания истребителей. Хотя она продолжала участвовать в различных конкурсах, ни один из ее истребителей не был запущен в серийное производство. Notrh American, Republic и Lockheed доминировали в области создания истребителей для ВВС армии, а Grumman и Chance Vought стали поставщиками авиации флота. Технический спад компании Curtiss продолжился и после окончания Второй Мировой войны, и неудача с ночным истребителем XP-87 Blackhawk, приведшая к потере 82 миллионов долларов, стала последним гвоздем в гроб ее деятельности в области авиастроения. В 1948 году компания Curtiss прекратила свое существование.

Но это будет потом, а сейчас 1941 год, и главный конструктор Дон Р. Берлин (Don R. Berlin) начал работать над проектом истребителя XF14C-1. В компании Lycoming обещали, что двигатель на высоте 1350 метров будет развивать мощность 2000 л.с. (1470 кВт) и потому на уровне земли можно было ожидать скороподъемность у земли 14,3 м/с и на высоте 5100 метров будет составлять 600 км/ч. Под руководством Дона Берлина конструкторы компании разработали крупный самолет с просторной кабиной, крылом типа «обратная чайка» и основными стойками шасси с широкой колеей. Вооружение размещалось в крыле и состояло из четырех 20 мм пушек с боезапасом по 800 снарядов на ствол.

На заводе компании Curtiss началась постройка прототипа XF14C-1, но моторостроители не могли предоставить двигатель Lycoming XH-2470. Наряду с сомнениями в последующей судьбе прототипа управление аэронавтики решило изменить назначение самолета на высотный истребитель и дало компании Curtiss указание сменить назначение.

Планер подходил для радиальной замены силовой установки: вместо рядного авиамотора машина получила радиальный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Wright XR-3350-16 Duplex Cyclone со взлетной мощностью 2300 л.с. (1690 кВт). Благодаря турбонагнетателю на высоте 9500 метров двигатель развивал мощность 2250 л.с. (1653 кВт). Развиваемая двигателем огромная мощность приводила в действие два соосных трехлопастных винта противоположного вращения.

схема прототипа палубного истребителя Curtiss XF14C-2

схема прототипа палубного истребителя Curtiss XF14C-2

Двигатель был вписан в планер и был снабжен относительно гладкий капот с регулируемыми створками на задней кромке. Под капотом находился воздухозаборник турбокомпрессора. Два отверстия в корневых частях крыла использовались для забора воздуха для масляного радиатора и карбюратора. Патрубки от цилиндров были объединены в большой коллектор, который был выведен под фюзеляжем.

В декабре 1943 года работы над неудачным прототипом XF14C-1 были остановлены. После достаточно продолжительной задержки компания Curtiss приступила к изготовлению второго прототипа XF14C-2 с двигателем R-3350-16. Одновременно с этим компании была заказана постройка третьего прототипа XF14C-3 с герметичной кабиной, но эта машина так никогда не была построена.

Но с авиамотором R-3350-16 также были проблемы. Двигатель в течение длительного времени не развивал обещанной мощности и не мог быть установлен на планер прототипа XF14C-2. Управление аэронавтики было в недоумении от такого развития ситуации.

прототип палубного истребителя Curtiss XF14C-2

прототип палубного истребителя Curtiss XF14C-2

Прототип впервые поднялся в воздух в июне 1944 года, и пилоты прототипа XF14C-2 не испытывали энтузиазма от полетов. В конце концов, командование авиации ВМС поставило себе вопрос: нужны ли ему высотные самолеты, если на Тихом океане бои велись на малых и средних высотах. В результате программа XF14C была закрыта, и прототип XF14C-2 присоединился к другим прототипам-неудачникам компании Cutriss – армейским истребителям XP-60 и XP-62.

прототип палубного истребителя Curtiss XF14C-2 имел необычную окраски: он был полностью выкрашен в белый цвет. Во время испытания опознавательные знаки (белая звезда в синем круге) получили боковые белые горизонтальные полосы и красную окантувку, применявшуюся в 1943 году. Лопасти пропеллера были черными с желтыми законцовками

прототип палубного истребителя Curtiss XF14C-2 имел необычную окраски: он был полностью выкрашен в белый цвет. Во время испытания опознавательные знаки (белая звезда в синем круге) получили боковые белые горизонтальные полосы и красную окантувку, применявшуюся в 1943 году. Лопасти пропеллера были черными с желтыми законцовками

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Curtiss XF14C-2

Назначение: палубный истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель: Cutriss Wright Corporation, Airplane Division, Бафало, штат Нью-Йорк

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: радиальный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Wright XR-3350-16 Duplex Cyclone, на взлете развивавший мощность 2300 л.с. (1690 кВт), на высоте 9500 метров – 2250 л.с. (1653 кВт) и вращавший два соосных трехлопастных винта противоположного вращения

Размеры:

размах крыла 14,03 м
длина 11,51 м
высота 5,18 м
площадь крыла 34,88 м²

Масса:

пустого самолета 4800 кг
нормальная взлетная 6090 кг
взлетная с перегрузкой 6620 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• у земли 570 км/ч
• на высоте 6100 метров 621 км/ч
• на высоте 9760 метров 682 км/ч
скороподъемность у земли 13,7 м/с
практический потолок 12050 м
дальность полета от 1530 до 2180 км

Количество изготовленных: 1 экз.

источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45. CURTISS XF14C-2» «L+K» 6/94, стр.30/424

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account