Опытный палубный истребитель-бомбардировщик Sepecat Jaguar M. Франция
Содержание:
Британско-французский истребитель-бомбардировщик Sepecat Jaguar должен был стать тем средством, которое позволило бы увеличить мощь палубной авиации французских ВМС. Однако испытания, проведенные на борту авианосца «Клемансо», выявили серьезные недостатки «ягуара» в качестве палубного самолета.
Предыстория
Франция и Великобритания – жесткие конкуренты на экспортном рынке и при этом близкие страны-партнеры – объединили свои усилия в разработке и производстве боевого самолета Jaguar. Консорциум Sepecat (Société Européene de Production de l’Avion d’Ecole de Combat et d’Appui Tactique – Европейская компания по созданию учебно-боевого самолета и самолета непосредственной поддержки) должен был для двух стран изготовить восемь прототипов «ягуара» в пяти различных версиях. Первый французский прототип E01 (E – Ecole; учебный вариант), совершил свой первый полет 8 сентября 1968 года. К маю 1969 года для Франции были созданы второй двухместный прототип E02 и одноместные прототипы A03 и A04 (A – Appui Tactique; непосредственная поддержка). На сегодняшний день пятый прототип M05 (M – Marine; морской флот) оказался практически забытым. Этот вариант предназначался для выполнения ударных задач в составе авиагрупп авианосцев «Клемансо» и «Фош» и замены устаревших штурмовиков Dassault Étendard IV. Внешне он почти не отличался от Jaguar A – ударного самолета для французских ВВС, – и самым главным отличительным признаком была установка тормозного гака в задней нижней части фюзеляжа и изменённое и усиленное шасси. Передняя стойка шасси была удлинена для увеличения угла атаки при взлете, а основные стойки шасси теперь имели одиночные колеса вместо обычных сдвоенных. В дополнение к этому прототип M05 получил лазерный дальномер в носовой оконечности фюзеляжа.
40 «ягуаров» для ВМС Франции
14 ноября 1969 года прототип M05 под управлением летчика-испытателя Жака Жесбергера (Jacques Jesberger) совершил свой первый полет в Мёлун-Виллароше (*Melun-Villaroche). Этот прототип остался в единственном экземпляре и был последним прототипом, созданным для Франции (для Великобритании были изготовлены оставшиеся три прототипа – одноместные прототипы S06 и S07 [S – Strike; ударный] и двухместный B08 [B – Bi-poste; двухместный]). Французское правительство планировало закупить 40 экземпляров варианта для военно-морских сил. Общие летные испытания прототипа M05 были проведены в Истре и в Ниме, и затем 20 апреля 1970 года Жак Жесбергер доставил самолет в Великобританию.
Испытания на имитаторе палубы авианосца
Королевский авиационный НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), Бедфорд, был единственным в Европе обладателем построенным на суше имитатором палубы авианосца, включавшим в состав своего оборудования две катапульты. В период с 22 апреля по 1 мая 1970 года было выполнено девять стартов с катапульты с целью определения минимальной скорости безопасного взлета для всех конфигураций, а также 38 посадок с помощью тормозного гака. После второго этапа испытаний, проводившегося в Бедфорде в июне 1970 года, был стало более серьезным. 9 июля 1970 года руководитель проектной программы авиации ВМС Франции капитан 3-го ранга Ив Гупиль (Capitaine de Corvette Yves Goupil) вылетел в Лорьян, Бретань, где находился авианосец «Клемансо». Однако зеркальный индикатор системы захода на посадку на короткое время вышел из строя, и поэтому Гупиль был вынужден совершить посадку на авиабазе Ланн-Биуэ (Lann-Bihoué). Чуть позже проблема на корабле была решена, и прототип Sepecat Jaguar M05 снова смог взлететь с базы авиации ВМС и без проблем приземлиться на палубу авианосца. На следующий день капитан-лейтенант Даниэль Пьер (Lieutenant de Vaisseau Daniel Pierre) выполнил первый полет с катапульты авианосца. К 13 июля 1970 года Даниэль Пьер, Ив Гупиль и летчик-испытатель компании Breguet Жак Жесбергер выполнили по двенадцать запусков катапульты и приземлений и 173 захода на посадку. В ходе испытаний взлетная масса составила 9600 кг, а посадочная масса – 8800 кг.
Недостатки самолета становятся очевидными
Во время испытаний на палубе авианосца «Клемансо» прототипа M05 ещё не нес никаких внешних нагрузок. Они были добавлены на втором этапе испытаний, который снова начался в RAE, Бедфорд. В октябре 1971 года прототип M05 вернулся на курсирующий в Средиземном море авианосец «Клемансо». В этом этапе программе испытаний были предусмотрены полеты прототипа M05 с большими массами: до 12300 кг на взлете и 9370 кг при посадке. С 20 по 27 октября были выполнены по 21 взлету и посадке и 216 заходов на посадку. В ходе испытаний был выявлен ряд недостатков. Так, например, в случае отказа одного из двигателей безопасный уход на второй круг был невозможен из-за недостаточной мощности. Помимо этого, мощность катапульты должна была быть увеличена, а палубы авианосцев усилены.
Jaguar против Super Étendard
Проблему недостаточных характеристик инженеры пытались решить с помощью доработки управления форсажной камерой. Однако для безопасной эксплуатации на авианосцах потребовались бы дальнейшие конструктивные изменения. Поэтому в январе 1973 года командование авиации ВМС Франции отказалось от палубного варианта «ягуара» и отменило третий этап испытаний на авианосце. В том же году компания Dassault получила контракт на серийное производство палубных ударных самолетов Super Étendard. Что касается прототипа M05, то самолет продолжали тестировать в интересах французских ВВС, и свой последний полет этот «ягуар» совершил 12 декабря 1975 года. Затем прототип был передан в техническое училище ВВС Франции, а сейчас самолет находится в запасниках музея авиации французских ВМС в Рошфоре к югу от Нанта.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Jaguar M
Назначение: палубный истребитель-бомбардировщик
Статус: прототип
Компания-производитель: Sepecat (Dassault-Breguet и BAC)
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: два Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 804 с тягой по 3000 кгс каждый
Размеры:
размах крыла 8,69 м
длина 15.52 м
высота 4,92 м
площадь крыла 24,18 м²
Масса:
пустого самолета 7000 кг
максимальная взлетная 15700 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 1593 км/ч
практический потолок 14000 м
практическая дальность 1410 км
Вооружение: две 30-мм пушки DEFA, различные варианты внешней нагрузки
источник: https://www.flugrevue.de/klassiker/angriffsflugzeug-sepecat-jaguar-m/