Опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP. Великобритания

16
Опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP. Великобритания

Опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP. Великобритания

В 1929 году пилот Королевских ВВС капитан авиации Николас Компер (Nicholas Comper) вышел в отставку чтобы будучи резервистом заняться предпринимательской деятельностью в авиационной промышленности. В том же году в Хутон-Парк (Hooton Park), графство Чешир, он основал компанию Comper Aircraft Company и вскоре создал успешный одноместный спортивный моноплан CIA.7 Swift. Самолеты данного типа строились в больших количествах и были очень популярны в Великобритании (один из них даже был переделан в автожир). В 1934 году к компании присоединились другие финансисты и акционеры, которые впоследствии выбрали её новое название – Heston Aircraft Company (Heston); выбор был сделан в честь города, в котором на тот момент находилась компания, и расположенного неподалеку аэродрома. Во время Второй Мировой войны компания занималась субподрядами и лицензионным производством, а в 1947 году в ответ на требования спецификации Министерства авиации A.2/45 создала довольно интересный самолет.

В 1939 году основатель компании Николас Компер погиб в авиакатастрофе и не успел завершить свой амбициозный проект: двухместный спортивный самолет CF.1 Scamp, отличавшийся двигателем, установленным в задней части гондолы и оснащенным толкающим винтом, закрытой кабиной с установленными бок о бок сиденьями и ферменным фюзеляжем, несшим хвостовое оперение. Покупатели самолета Scamp должны были быть поражены не только фиксированным шасси с носовой стойкой (для Великобритании тех лет это было смелой новинкой), но и главным образом ценой – самолет стоил не более 400 фунтов стерлингов. Примечательным являлся выбор силовой установки: спортивный самолет должен был получить импортный (планировалось лицензионное производство) чехословацкий двигатель Praga B-2 с номинальной мощностью 42 л.с. (31 кВт).

После гибели Николаса Компера в игру вступил еще один ветеран Королевских ВВС: капитан Джерард Фан (Gerard Fane). В 1940 году в пригороде Лондона Норбери (Norbury) он основал авиастроительную компанию Fane Aircraft Company (Fane), в рамках которой он намеревался продолжить начатый Компером проект Scamp. Поскольку к тому времени Британия уже около года находилась в состоянии войны, то любой новый самолет мог быть построен только с одобрения Министерства авиации и в соответствии с требованиями выпущенной им спецификаций. Теперь это уже должен был быть не недорогой сверхлегкий спортивный самолетик, а более крупный и мощный двухместный самолет-наблюдатель категории AOP (Air Observation Post – пост воздушного наблюдения). Как и во времена Первой Мировой войны самолеты данной категории должны были вести наблюдение за перемещениями вражеских войск и осуществлять корректировку артиллерийского огня.

Самолет, который продолжила разрабатывать компания Fane, получил обозначение, включавшее в свой состав номер спецификации Министерства авиации (F.1/40) и категория (AOP), – F.1/40 AOP. Взяв за основу проект Компера, Джерард Фан значительно модифицировал планер самолета, изменив компоновочную схему. Силовая установка состояла из более мощного американского четырехцилиндрового двигателя воздушного охлаждения Continental A-80, имевшего горизонтальное расположение цилиндров, развивавшего мощность 80 л.с. (60 кВт) и вращавшего двухлопастный толкающий винт. Двигатель размещался непосредственно над крылом и кабиной экипажа, которая получила богатое остекление (сиденья остались установленными бок о бок).

В отличие от спортивного самолета CF.1 Scamp, который должен был быть двухбалочным, F.1/40 AOP получил планер классической компоновочной схемы. Вертикальное оперение устанавливалось на заднюю часть фюзеляжа, в то время как подкосное горизонтальное оперение. Шасси с носовой стойкой перекочевало со спортивного самолета на самолет-наблюдатель. В отличие от проекта Comper Scamp самолета-наблюдателя имело более развитую механизацию: помимо стандартных элеронов машина получила крупные закрылки по своему типу похожие на закрылки Фаулера и фиксированные слоты в передней кромке крыла.

Конструкция Fane F.1/40 AOP была цельнодеревянной. Силовой набор фюзеляжа представлял собой ферму; в качестве обшивки использовалась фанера. Двухлонжеронное крыло от передней кромки до первого лонжерона имело фанерную обшивку, а остальная часть крыла покрывалась полотном. Элероны имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Хвостовое оперение имело аналогичную конструкцию: цельнодеревянный силовой набор все элементов, фанерная обшивка киля и стабилизатора и полотняная обшивка рулей высоты и направления.

После завершения производства первый прототип совершил свой первый полет с аэродрома Хестон (Heston) в марте 1941 года, и почти сразу же заводских испытаний по приказу Министерства авиации машина была передана опытному отделению компании Heston (Heston Aircraft Experimental Department [D.G.R.D.]). В том же марте 1941 года Министерством авиации самолету был присвоен военный номер T1788, но с ним Fane F.1/40 AOP никогда не летал. 11 сентября 1941 года машина получила номер гражданской регистрации G-AGDJ, который и был нанесен на ее поверхности. Следует отметить, что примерно в это же время компания Heston изготовила миниатюрную одноместную летающую модель спортивного самолета Scamp, получившую наименование Fly. Поскольку время было военное, то Министерство авиации, рассматривавшее возможность использования Fly в качестве экспериментального, присвоило самолету компании Heston оказавшийся неиспользованным военный номер T1788.

Для планируемого запуска в серию самолета категории AOP Министерством авиации был организован конкурс, в рамках которого в Хестоне были проведены сравнительные испытания Fane F.1/40 AOP и его конкурента General Aircraft GAL.47. Однако ни один из них не показал характеристик, которые привлекли бы внимание командования королевских ВВС. В результате в качестве самолета-поста воздушного наблюдения британской армией использовались проверенные временем, консервативные и универсальные самолеты-высокопланы компании Auster, которые были изготовлены в больших количествах и во многих версиях.

схема опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP

схема опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP в полете с частично выпущенными закрылками

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP в полете с частично выпущенными закрылками

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP в полете с частично выпущенными закрылками

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP в полете с частично выпущенными закрылками

гражданский пилот (в шляпе) опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP в хорошо застекленной кабине. Закрылки находятся в посадочном положении

гражданский пилот (в шляпе) опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP в хорошо застекленной кабине. Закрылки находятся в посадочном положении

гражданский пилот (в шляпе) опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP в хорошо застекленной кабине. Закрылки находятся в посадочном положении

гражданский пилот (в шляпе) опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP в хорошо застекленной кабине. Закрылки находятся в посадочном положении

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP. Обратите внимание на расположение гондолы двигателя

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP. Обратите внимание на расположение гондолы двигателя

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP, виды сбоку и спереди

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP, виды сбоку и спереди

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP, виды сбоку и спереди

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP, виды сбоку и спереди

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP в полете, вид сзади

опытный легкий самолет-наблюдатель Fane F.1/40 AOP в полете, вид сзади

верхние и боковые поверхности опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP были выкрашены в зеленый и коричневый цвета, нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Номера гражданской регистрации были подчеркнуты трехцветной красно-бело-синей полосой

верхние и боковые поверхности опытного легкого самолета-наблюдателя Fane F.1/40 AOP были выкрашены в зеленый и коричневый цвета, нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Номера гражданской регистрации были подчеркнуты трехцветной красно-бело-синей полосой

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fane F.1/40 AOP

Назначение: легкий самолет-наблюдатель

Статус: прототип

Компания-производитель: Fane Aircraft Company, Норбери, Лондон

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения Continental A-80 с горизонтальным расположением цилиндров, развивавший мощность 80 л.с. (60 кВт) и вращавший двухлопастный толкающий винт

Размеры:

размах крыла 11,28 м
длина 7,14 м
высота 2,57 м

Масса:

максимальная взлетная 680 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 162 км/ч
крейсерская скорость 145 км/ч
минимальная скорость 75 км/ч
практический потолок 3800 м
дальность полета 420 км

Количество изготовленных: 1 экз.

источник: Text: Miroslav Balous, Výkres: Petr Kolmánn «Letadla 39-45. Fane F.1/40 AOP» «L+K» září 2015, стр.60-61

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account