Опытный легкий истребитель-перехватчик J. V. Martin K.III Kitten (Bluebird). США
Увидев имя Martin в названии истребителя K.III многие предположат, что этот самолет был создан американской авиастроительной компанией Glenn L. Martin Company, которая разработала несколько знаменитых самолетов и в настоящий момент является частью гигантского концерна Lockheed Martin. Однако это всего лишь совпадение, и компания Martin Aeroplane Company (Martin), разработавшая и построившая миниатюрный биплан Bluebird (по-видимому это название была дано создателем машины), принадлежала не Гленну Мартину, а его однофамильцу Джеймсу В. Мартину (James V. Martin). Появление самолета данного типа было ответом на тот факт, что на момент вступления США в Первую Мировую войну (8 апреля 1917 года) на вооружении американской военной авиации (авиационной службы армии США; US Army Air Service – USAS) не было отечественных современных самолетов, которые могли бы на равных бороться с противником в небе Франции.
Джеймс В. Мартин (1883 г.р.) начал активно интересоваться авиацией во время учебы в гарвардском университете, где в 1910 году принимал участие в бостонском авиационном салоне (Harvard-Boston Aero Meet) – крупнейшей на тот момент авиавыставке. В том же гарвардском университете Джеймсом Мартином был построен неплохой биплан Harvard I. Затем он прошел обучения в летной школе британского пионера авиации Клода Грехэма-Уайта и вскоре сам стал летным инструктором. 11 марта 1911 года Джеймс Мартин первым пролетел над Лондоном. Вскоре он женился на своей курсантке – мисс Ирвинг, которая, предположительно, является первой британской женщиной-пилотом. В 1913 году он вдвоем выполнили полет на Аляску…
В последующие годы Джеймс Мартин получил несколько патентов, среди которых были система уборки основных стоек шасси (в США принцип «сокрытия» шасси был известен с конца ноября 1911 года) и К-образные межкрыльевые стойки. В начале 1917 года в Элирии (Elyria), штат Огайо, он основал компанию Martin для того, чтобы найти применение своим идеям и создать новые. В следующем году Мартин стал техническим советником USAS на авиабазе МакКук-филд (McCook field).
Будучи вдохновленным британскими опытом использования легких истребителей против дирижаблей Джеймс Мартин разработал истребитель-перехватчик K.III Kitten (о возможных предшественниках с индексами К.I и К.II в имеющейся на данный момент документации нет данных). Вероятно Kitten было официальным наименованием, напрямую указывающим, что идея создания миниатюрного истребителя происходит от британских типов P.V.7 Grain Kitten и P.V.8 Eastchurch Kitten. Легкий истребитель K.III использовал тот же двухцилиндровый британский двигатель ABC Gnat, но в отличие от P.V.7 и P.V.8 эта версия была более мощной (45 л.с. [33 кВт]) и была оснащена редуктором. Помимо двигателя еще одной важной отличительной особенностью истребителя K.III Kitten было убирающееся шасси.
Конструкция истребителя K.III Kitten сильно отличалась от своих британских визави, особенно высоким фюзеляжем с фанерной обшивкой. Вооружение истребителя должно было состоять из двух 7,7-мм пулеметов с боезапасом 2000 патронов (правда пока неизвестно, где они должны были устанавливаться). Между собой крылья соединялись К-образными стойками, которые Джеймс Мартин ошибочно считал более прочными.
Горизонтальное оперение (стабилизатор и рули высоты) имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Вертикальное оперение, состоявшее из одного руля направления, имело фанерную обшивку и являлось местом крепления хвостовой опоры, что было еще одним изобретением Джеймса Мартина. В задних частях силового набора рулей высоты и направления использовались стальные трубы, которые при помощи специальных петель крепились к стабилизатору и фюзеляжу соответственно.
Непосредственно у бортов фюзеляжа были расположены ниши для размещения в них колес основных стоек шасси; данные колеса были оборудованы внутренней подвеской со свернутыми листовыми рессорами. Скорее всего истребитель K.III Kitten был единственным самолетом времен Первой Мировой войны, который был оборудован убирающимся колесным шасси.
Еще одной отличительной особенностью конструкции истребителя K.III Kitten были отсутствие элеронов и использование дополнительных управляющих поверхностей, выступавших из законцовок верхнего крыла. Джеймс Мартин полагал, что дополнительные поверхности по сравнению с элеронами имеют много преимуществ при управлении самолетом по крену.
Практический потолок истребителя должен был составлять не менее 7600 метров, то кабина пилота была оборудована кислородным баллоном, а его костюм имел работавший от аккумуляторной батареи электрический подогрев. Несмотря на то, что Джеймс Мартин оснастил K.III двигателем с номинальной мощностью всего в 45 л.с., этот легкий истребитель должен был иметь летные характеристики сравнимые с характеристиками машин, оснащенных гораздо более мощными двигателями.
Постройка истребителя K.III была завершена осенью 1918 года перед самым концом войны и вполне вероятно, что ее создатель, будучи опытным пилотом, сам впервые поднял свое детище в небо. Однако последующие полеты были проведены уже после окончания боевых действий – в декабре 1918 года, когда K.III Kitten был отправлен на авиабазу МакКук-филд для испытаний военными летчиками. Кажется, что они были не в восторге от этого самолета.
Поскольку после окончания войны спешки уже не было, то лейтенант У. Ф. Гебхард (W. F. Gebhard) совершил первый полет лишь 28 июля 1919 года. Это был первый из шестидесяти профинансированных Мартином полетов в Дейтон-Хилл (Dayton Hill) и в загородный клуб Дейла. Хотя посадочная скорость была всего 56 км/ч, испытания показали, что самолет имеет высокорасположенный – особенно с убранным шасси – центр тяжести.
Для решения проблемы центра тяжести Гебхард стал выполнять полеты с выпущенными основными стойками, а затем установил в носовой части самолета 34 кг балласт (чугунный блок). Перегруженный K.III редко поднимался на высоту более трех метров и «обычные» полеты проходили в основном (очевидно, что с экранным эффектом) на высоте около метра. О расчетном потолке в 7600 метров нечего было и думать. Были и другие проблемы: управление самолетом по крену было неэффективным, а колеса основных стоек шасси разрушились. Американская военная авиация потребовала от Мартина модернизации самолета, однако авиаконструктор отказался, и тогда программа была закрыта.
Тем временем Джеймс Мартин представил USAS прототип двухмоторного бомбардировщика (Transmission Bomber) с расположенными в фюзеляже двигателями Liberty и с приводом к винтам, установленным между крыльями. Этот самолет также не был принят USAS. В заключение также следует добавить, что на базе K.III Джеймс Мартин в 1921 году создал поплавковый гидросамолет-истребитель K.IV (KF-1), который был построен в трех экземплярах.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: J. V. Martin K.III Kitten (Bluebird)
Назначение: легкий истребитель-перехватчик
Статус: прототип
Компания-производитель: Martin Aeroplane Company, Элирия, штат Огайо
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения ABC Gnat, развивавший мощность 45 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 6,17 м
длина 4,00 м
высота 2,18 м
площадь крыльев, 9,76 м²
Масса:
пустого 159 кг
взлетная 300 кг
Летные характеристики (расчетные):
максимальная скорость у земли 217 км/ч
на высоте 7600 метров 153 км/ч
практический потолок 7620 м
дальность полета 335 км
источник: JIŘÍ H ORNÁT Výkres PETR KOLMANN «J. V. MARTIN K. III KITTEN (BLUEBIRD)» «L+K» 14/01, стр.50/950
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опытный легкий истребитель-перехватчик дирижаблей Port Victoria PV-7 Grain Kitten. Великобритания