Опытный истребитель Bloch (SNCASO) MB-157. Франция
Французская авиационная промышленность в самом конце тридцатых годов – когда война уже была на пороге – очнулась от летаргического сна и резко ускорила разработку новых боевых самолетов всех категорий. После неразберихи и преднамеренного замедления темпов роста, вызванных сопротивлением национализации авиационной промышленности, которая проводилась в 1936-37 годах, конструкторские бюро начали штамповать один прототип за другим. Производство планеров самолетов и авиационных двигателей достигло приемлемого уровня, но в области воздушных винтов, приборов и других жизненно важных узлов и деталей долгое время не удавалось выйти на требуемые показатели. По этой причине значительно замедлилось общее производство самолетов, отобранных из числа прототипов для запуска в серию. Так получилось, что летом 1940 года на заводских аэродромах появились десятки новых самолетов, но без винтов, приборов и даже без вооружения. При этом боевые части столкнулись с катастрофической нехваткой современных истребителей и бомбардировщиков.
В то же время разработка новых типов продолжалась не только до падения Франции, но и во многих случаях она продолжалась после капитуляции. В этом смысле Франция, разделенная капитуляцией на часть, оккупированную нацистами, и часть, управляемую «свободным правительством», базирующимся в курортном городе Виши, оказалась в интересном положении. Неоккупированная часть Франции имела не только собственные военно-воздушные силы, но и ограниченные собственные разработки и производство, хотя и находившиеся под строгим надзором со стороны нацистов. Что касается оккупированной территории Франции, то авиационные заводы перешли на серийное производство немецких самолетов или, в редких случаях, разрабатывали оригинальные французские образцы, которые казались оккупантам многообещающими. В некоторых случаях разработка немецких самолетов, для которых в Германии не хватало мощностей, переносилась во Францию.
Одной из машин, разработка которых была завершена во время оккупации, был истребитель Bloch MB-157 Национального общества самолётостроения юго-западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest; SNCASO). Этот самолет являлся дальнейшим развитием истребителя MB-152, разработанного руководителем компании Марселем Блохом и главным конструктором Люсьеном Серванти. Компания старалась идти в ногу с развитием авиационных двигателей и старалась адаптировать планер успешного истребителя MB-152 к более современным и мощным версиям 14-цилиндровых двухрядных радиальных двигателей компании Gnome-Rhône. В последний момент перед падением Франции национальному объединению SNCASO удалось запустить в серийное производство истребитель MB-155, который представлял собой значительно усовершенствованный MB-152 с двигателем Gnome-Rhône 14N-49 мощностью 1100 л.с. (808 кВт). В 1939 году незадолго до начала Второй Мировой войны компанией Gnome-Rhône был разработан новый 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения – GR 14R. Двигатель был оснащен компрессором благодаря чему мощность авиамотора выросла до 1700 л.с. (1250 кВт), что стало большим успехом. Люсьен Серванти не раздумывая попытался адаптировать планер истребителя MB-152 к двигателю Gnome-Rhône 14R. Был разработан проект MB-156, но он не был воплощен в металле и остался на бумаге. Люсьен Серванти пришел к выводу, что простая адаптация планера не позволит в полной мере использовать такую высокую производительность двигателя и первоначальны планер самолета слишком мал.
Решением этой проблемы стала разработка планера специально под установку нового двигателя Gnome-Rhône 14R. В декабре 1939 года на заводе национального объединения SNCASO в Виллакубле началась сборка прототипа, получившего обозначение MB-157. В конце мая 1940 года изготовление прототипа можно было считать завершенным, но стремительный поворот событий помешал спокойному ходу испытаний. 9 июня 1940 года было решено эвакуировать необлетанный прототип из Виллакубле, но транспорт был перехвачен немецкими войсками неподалеку от Парижа. Спустя некоторое время немецкое командование решило передать прототип MB-157 на завод национального объединения SNCASO в Бордо, аэропорт Мериньяк, то есть в оккупированную часть Франции. Именно в Аквитании самолет был доработан, полностью укомплектован (без установки вооружения) и подготовлен к полету. Работы на заводе в Бордо велись без спешки, и поэтому первый полет прототипа MB-157 состоялся только в марте 1942 года. В январе 1943 года прототип MB-157 перелетел в парижский аэропорт Орли, где с самолета был демонтирован двигатель и отправлен на испытательный полигон компании Gnome-Rhône в Буа-Коломб (Bois-Colombes). Планер прототипа был оставлен на аэродроме, где он был уничтожен во время налета бомбардировщиков союзников.
В заключение следует сказать, что истребитель MB-157 можно считать чрезвычайно мощным, хотя установленный на нем двигатель GR 14R-04 развивал всего 1580 л.с. (1160 кВт). Интересным техническим решением было смещение оси вала двигателя вправо; это было сделать с целью компенсации крутящего момента авиамотора. Вооружение истребителя должно было состоять из двух 20-мм пушек HS-404 с ленточным питанием и четырех 7,5-мм пулеметов MAC 1934, установленных ближе к законцовкам крыла; вооружение было несинхронизированным и размещалось вне зоны ометания винта. Однако прототип никогда с этим вооружением не летал. Летные испытания нельзя считать завершенными, поэтому приведенные в таблице данные летных характеристик представляют больше расчетные, нежели фактически измеренные значения. Тем не менее, они представляются выдающимися.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Bloch (SNCASO) MB-157
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques de Sud-Ouest (SNCASO), завод Виллакубле
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один 14-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône 14R-04, развивавшего мощность 1580 л.с. (1160 кВт) и вращавшего трехлопастный воздушный винт изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 10,70 м
длина 9,15 м
высота 4,30 м
площадь крыла 19,40 м²
Масса:
пустого самолета 2390 кг
нормальная взлетная 32850 кг
Летные характеристики (расчетные):
максимальная скорость на высоте 7850 метров 710 км/ч
набора высоты 8000 метров 11 минут
практическая дальность 1100 км
практический потолок 10000 м
Вооружение (не устанавливалось): две 20-мм пушки HS404 и четыре 7,5 мм пулемета МAС 1934-М39
Количество изготовленных: 1 экземпляр
источники:
-
-
- текст – Text: Václav Němeček Výkres: Stanislav Smékal «Letadla 39-45 Bloch MB-157» «L+K» 24/87, str.29/949
- таблица ЛТХ и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww2/mb157.html
-