Опытный двухместный истребитель Avro 530. Великобритания
В январе 1910 года пионер британской авиации Эллиот Вердон Ро (Alliot Verdon Roe) основал свой авиастроительную компанию A V. Roe & Co. Ltd (Avro), название которой состояло из инициалов и фамилии её основателя (следует отметить, что фамилия Roe читается как Ро). В годы Первой Мировой войны самым известным самолетом компании – вполне вероятно, что он производился в то время в большем количестве, чем любой другой самолет в мире, – стал учебный самолет Avro 504, который также использовался в качестве истребителя и легкого бомбардировщика. На его основе Э. В. Ро разработал двухместный истребитель Type 521. В боях этот двухместный истребитель не участвовал, равно как и двухместный истребитель Avro 527, двухмоторный многоцелевой самолет Avro 523 Pike и двухмоторный бомбардировщик Avro 529.
После череды неудач руководство компании Avro приняло решение создать современный двухместный истребитель, получивший внутрифирменное обозначение Avro 530. Возможно это было связано с именем нового главного конструктора компании Avro Роя Чедвика (Roy Chadwick), но этот только предположение, поскольку в доступных источниках дата его прибытия не зафиксирована. Если бы Avro 530, как это было изначально запланировано, получил 300-сильный (221 кВт) восьмицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8C, он мог бы стать одним из самых известных истребителей Первой Мировой войны. Самолет имел преимущественно деревянный силовой набор, и только моторная рама представляла собой клепаную систему из дюралюминиевых профилей и поковок. Части нервюр крыльев также были изготовлены из дюралюминиевого листа. Составлявшая основу фюзеляжа ферменная конструкция дополнялась профилированными продольными элементами. В качестве обшивки большей части фюзеляжа фюзеляжа, крыльев и хвостового оперения самолета использовалось полотно. Исключение составляли носовая часть фюзеляжа (капот двигателя) и обтекатели основных стоек шасси, которые закрывались листами металла.
У прототипа Avro 530 на обоих крыльях ближе к фюзеляжу были установлены простые закрылки, которые симметрично отклонялись при помощи рычагов и тросовой проводки, шедшей из кабины пилота. Для самолетов времен Первой Мировой войны закрылки были очень большой редкостью. В качестве аэродинамического профиля крыльев первоначально был выбран RAF 14 серии. Еще одной интересной особенностью конструкции самолета было размещение радиатора системы охлаждения двигателя. Кольцевой водяной радиатор размещался перед двигателем и воздух к радиатору поступал через центральное отверстие крупного обтекателя втулки двухлопастного деревянного винта. Высокий фюзеляж почти полностью занимал межкрыльевое пространство, а покрытый фанерой выступ, соединявший верхнюю несущую поверхность с фюзеляжем, скрывал стрелявший вперед синхронизированный 7,7-мм пулемет Vickers. Наблюдатель в задней кабине, удобно расположенной сразу за кабиной пилота, управлял подвижным 7,7-мм пулеметом Lewis, размещенным в кольцевой установке Скраффа. Первоначально Avro 530 имел вертикальное оперение меньше площади с несбалансированным рулем направления, но по-видимому перед полетом он был заменен на более крупный руль с аэродинамической компенсацией. К сожалению, когда весной 1917 года в Манчестере на заводе компании Avro был изготовлен прототип, 300-сильного двигателя в наличии не оказалось. Поэтому машина получила менее мощный 200-сильный (147 кВт) двигатель Hispano-Suiza 8Bd той же компоновочной схемы. С этим двигателем 3 мая 1917 года самолет был разобран и передан в филиал в Хамбле, где прототип был окончательно собран и готов к полету. Работы по сборке и доводке самолета, вероятно, продолжались до июля 1917 года, когда прототип Avro 530 был успешно облетан.
Несмотря на недостаток сотни лошадей летные характеристики самолета оказались очень хорошими. Даже в этом случае Avro 530 мог бы стать полезным истребителей для британской авиации, но этого не случилось по двум причинам. Во-первых, двигатели Hispano-Suiza 8Bd стали силовой установкой для запущенного в массовое производство одноместных истребителей Royal Aircraft Factory (RAF) S E.5a, а во-вторых с 200-сильным двигателем скорость и скороподъемность Avro 530 уступали соответствующим характеристикам двухместного истребителя Bristol F.2B, который в июне 1917 года поступил на вооружение Королевского летного корпуса. Компания из Манчестера попыталась спасти Avro 530, заменив Hispano-Suiza на двигатель Sunbeam Arab. Хотя новая силовая установка развивала такую мощность, Sunbeam Arab был менее надежным и тяжелым, из-за чего снижались летные характеристики и характеристики управляемости самолета (из-за смещения центра тяжести). Некоторые источники утверждают, что установка двигателя Sunbeam Arab была выполнена только для проверки этого авиамотора. Однако это кажется маловероятным, так как машина претерпела другие модификации; затем самолет получил модифицированные стойки шасси, которые были лишены металлических обтекателей, и новый руль направления большей площади. Воздушный винт не имел обтекателя втулки. Еще одним отличием самолета стали новые крылья, лишившиеся закрылков и получившие новый более совершенный аэродинамический профиль RAF 15. Но очевидная неадекватность двигателя Sunbeam Arab помешала дальнейшему развитию данного типа.
Прототип Avro 530 пережил Первую Мировую войну и в 1920 году компания предложила самолет в качестве туристического с сиденьями в задней кабине и с большим багажным отделением. Покупателя на машину найдено не было, и машина вероятнее всего была отправлена на слом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Avro 530
Назначение: двухместный истребитель
Статус: опытный
Компания-производитель: A V. Roe & Co. Ltd, Манчестер и Хамбл
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: один восьмицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8Bd, развивавший мощность 200 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 11,00 м
длина 8,70 м
высота 2,90 м
площадь крыльев 30,24 м²
Масса:
взлетная 1215 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• у земли 184 км/ч
• на высоте 3050 метров 164 км/ч
время набора высоты
• 1525 метров – 6,5 мин
• 3050 метров – 15,0 мин
• 5485 метров – 40,0 мин
практический потолок 5500 м
продолжительность полета 4 часа
источники:
- текст –Jiří Hornát Výkres Petr Kolmann «Letadla 1914-18. Avro Type 530» «Letectví+Kosmonautika» 8/2003, str.14/490
- часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww1/avro530.html
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-dvuhmestnyi-istrebitel-avro-530