Опытный бомбардировщик Short S.A.4 Sperrin. Великобритания
Работы по разработке носителя ядерного оружия начались в Британии еще во второй половине 1940-х годов. Облик будущего бомбардировщика формировался постепенно на основе Требований OR 229 от 17 марта 1946 года, которые содержали характеристики самолета для замены поршневого бомбардировщика Lincoln.
Основные принципы, заложенные в OR 229, базировались на опыте Второй мировой войны, который показал, что высоколетящий и скоростной бомбардировщик может преодолеть систему ПВО противника и выполнить боевое задание. Ярким подтверждением этого был бомбардировщик Mosquito. Не имевший оборонительного вооружения, но обладая высокой скоростью, он легко достигал цели и успешно возвращался обратно.
Новый самолет должен был иметь четыре турбореактивных двигателя (ТРД), дальность полета 5632 км, практический потолок 15 240 м, бомбовую нагрузку 9080 кг и максимальную скорость полета 925 км/ч. Сначала взлетная масса ограничивалась величиной 45360 кг, но после изучения характеристик перспективных турбореактивных двигателей ее подняли до 52 160 кг. Размеры бомбоотсека определялись размерами ядерной бомбы, взятыми из Требований OR 1001.
Исследовательское управление при министерстве авиации изучило Требования OR 229 и после внесения необходимых поправок выпустило Спецификацию В35/46. Поправки уточняли состав оборудования для придания машине всепогодности, численность экипажа и некоторые другие характеристики.
В частности, экипаж должен был находиться в одной герметичной кабине и состоять из пяти человек: двух пилотов, двух штурманов и оператора систем радиопротиводействия. Для уклонения от возможных атак истребителей особо оговаривалась повышенная маневренность бомбардировщика во всем диапазоне скоростей и высот.
9 января 1947 года Спецификацию направили на авиационные фирмы Armstrong Whitworth, Avro, English Electric, Handley Page, Short Brothers и Vickers-Armstrongs для разработки конкурсных проектов. По условиям конкурса фирмы должны были представить эскизные проекты к 31 мая. Такой, в общем-то, небольшой срок объяснялся тем, что практически все фирмы уже имели конкретные разработки реактивных бомбардировщиков.
В начале июля 1947 года состоялась тендерная конференция, на которой решили снять с соревнований две фирмы — English Electric и Vickers-Armstrongs.
Первая предлагала вариант бомбардировщика Canberra с шестью ТРД, спрятанными в корне высокорасположенного стреловидного крыла, и Т-образным хвостовым оперением. Этот проект был отвергнут из-за опасения военных, что постройка серии новых самолетов отрицательно повлияет на темпы производства серийных самолетов Canberra и отвлечет проектный отдел фирмы от разработки сверхзвукового перехватчика Lightning. Фирме Vickers-Armstrongs было отказано ввиду излишней консервативности проекта.
Предложения остальных четырех фирм были настолько футуристичными, что материалы по ним передали в Королевский авиационный исследовательский институт в Фарнборо для оценки. Но и там специалисты однозначно определиться по множеству вопросов не смогли. Для решения проблемы руководство институтом организовало группу по оценке перспективных проектов бомбардировщиков, в которую вошли восемнадцать ведущих ученых под началом главного специалиста по аэродинамике М.Моргана.
Изучая проекты, группа пришла к выводу, что все они не соответствуют требованиям Спецификации В35/46. А анализ последней показал, что создать машину, способную удовлетворить поставленным требованиям, практически невозможно. Ученые с трудом уговорили военных изменить Спецификацию В35/46, позволив конструкторам увеличить взлетную массу бомбардировщика, напрямую связанную с длиной взлетно-посадочных полос британских аэродромов. Остальные требования спецификации удалось выполнить за счет увеличения площади крыла.
27 октября 1947 года в Министерстве снабжения состоялось окончательное рассмотрение четырех проектов. Конкурс выиграли самолеты Avro 698 и Handley Page Н.Р.80. Правительство хотело получить летающие прототипы бомбардировщиков к 1952 году — ко времени завершения работ по атомной бомбе.
Еще одним важным результатом работы группы перспективных проектов стало доведение до военных понимания того, что высокая степень новизны проектов 698 и Н.Р.80 приведет к затягиванию процесса проектирования и бомба в этом случае будет готова раньше, чем эти бомбардировщики. В итоге командование Королевских ВВС решило принять на вооружение временный самолет, который стал бы первым носителем ядерной бомбы. Естественно, что он не будет удовлетворять всем требованиям Спецификации В35/46, но позволит военным отрабатывать действия, связанные с использованием нового оружия, и при необходимости применять его. Первым кандидатом на эту роль стал самолет S.A.4, спроектированный главным конструктором фирмы Short Brothers Дэвидом Кейт-Лукасом для замены поршневого бомбардировщика Lincoln.
компоновка Short S.A.4 Sperrin
Самолет S.A.4 представлял собой классический моноплан с высокорасположенным прямым крылом и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж типа монокок изготавливался из алюминиевых сплавов. Шасси самолета трехопорное. Носовая стойка имела два колеса, а основные опоры впервые в английской авиации оснащались четырехколесными тележками. На посадке летчики могли пользоваться тормозным парашютом. Горизонтальный стабилизатор устанавливался с поперечным V в 3 градуса для вывода его из реактивных струй двигателей.
Силовая установка должна была состоять из четырех турбореактивных двигателей Avon RA.3 с тягой 2950 кгс, расположенных в двух мотогондолах попарно друг над другом. Двигатели питались топливом из четырнадцати крыльевых баков и восьми фюзеляжных общей емкостью 28150 л. За выработкой топлива следила специальная система, которая переключала баки в определенном порядке для сохранения центровки бомбардировщика.
схемы Short S.A.4 Sperrin
Экипаж машины состоял из пяти человек: двух пилотов, бомбардира, штурмана и радиооператора. Катапультное кресло имел только командир экипажа, остальные должны были покидать машину через соответствующие люки.
Оборонительного вооружения S.A.4 не имел. На нем устанавливался радиолокационный бомбовый прицел и предусматривалось место для оборудования радиопротиводействия.
Заказ на три опытных экземпляра S.A.4 (один для статических и два для летных испытаний) пришел на фирму не совсем вовремя, поскольку Short собиралась переезжать из Рочестера в Белфаст. Именно поэтому строительство самолетов задержалось. Изготовить в срок штатные двигатели RA.3 фирма Avon также не смогла, и конструкторам пришлось взять ТРД RA.2 с тягой 2720 кгс, которые требовали перепроектирования мотогондол для размещения электростартеров.
в полете первый вариант Short S.A.4 Sperrin
Все эти трудности привели к тому, что первый опытный экземпляр выкатили из сборочного цеха только в начале 1951 года. Взлетная полоса в Сиденхеме около Белфаста была слишком короткой, так что машину пришлось перевозить в разобранном виде почти на 20 км на авиабазу RAF в Альдергров. Сборка бомбардировщика на новом месте заняла еще шесть месяцев, и первый образец S.A.4 с бортовым номером VX158 поднялся в воздух 10 августа 1951 года. Командиром экипажа был летчик-испытатель фирмы Short Том Брук-Смит.
По отзывам летчиков, S.A.4 оказался легко управляемым самолетом, несмотря на то, что на нем использовалась ручная система управления.
Интересно, что статические испытания планера второго экземпляра начались уже после полета первого образца. Статиспытания показали, что разрушение крыльев происходит при нагрузке в 104 процента, а фюзеляжа — при нагрузке 108 процентов.
Летом 1952 года на VX158 установили штатные двигатели RA.3. В первом полете стал наблюдаться небольшой бафтинг вокруг гондолы, и конструкторам пришлось приделать небольшие направляющие обтекатели между каждой парой реактивных сопел. Кроме этого, к задней кромке крыла добавили небольшие зализы. Последующие полеты показали, что фюзеляжные зализы оказались неэффективными, и их пришлось убрать.
12 августа 1952 года к программе летных испытаний присоединился третий экземпляр самолета — VX161. Внешне все три машины очень походили друг на друга. Единственным отличием являлось отсутствие РЛС на VX161 РЛС — вместо штатного обтекателя антенны на самолете был установлен слегка уплощенный дюралюминиевый обтекатель. Зато самолет имел полностью оборудованный бомбоотсек и мог использоваться для применения ядерного оружия.
третий опытный образец Short S.A.4 Sperrin
Через месяц после полета второго образца была удлинена ВПП на аэродроме в Сиденхеме, и обе машины торжественно убыли с базы Альдергров. Испытания продолжились на заводском аэродроме.
Несмотря на то, что работа над S.A.4 шла вполне успешно, принимать его на вооружение военные не собирались и решение было принято еще в мае 1950 года. Результаты разработки фирмы Short учитывались при создании других бомбардировщиков, но самолеты S.A.4 рассматривались только в качестве платформ для испытаний новых двигателей и авиационных систем. В 1954 году бомбардировщик получил название Sperrin.
Роль временного носителя взяли на себя американские бомбардировщики В-29, которые получили в Великобритании обозначение Washington В.1. Первый самолет приземлился в Англии 22 марта 1950 года. Всего американцы предоставили англичанам 70 самолетов. И хотя британская бомба была еще не готова, бомбардировщики Washington В.1 считались серьезной силой и могли применять американские бомбы в случае возникновения войны в Европе.
ЛТХ: |
Модификация | S.A.4 |
Размах крыла, м | 33.25 |
Длина, м | 31.14 |
Высота, м | 8.69 |
Площадь крыла, м² | 176.20 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 33000 |
максимальная взлетная | 52164 |
Тип двигателя | 4 ТРД Rolls-Royce Avon RA.7 |
Тяга нефорсированная, кгс | 4 × 3407 |
Максимальная скорость , км/ч | 912 |
Крейсерская скорость, км/ч | 805 |
Практическая дальность, км | 5150 |
Практический потолок, м | 13700 |
Экипаж, чел | 5 |
Вооружение: | Бомбовая нагрузка во внутреннем отсеке до 9080 кг |
источники:
"Бомбардировщики серии «V»" Моделист-конструктор 2008-01
http://www.airwar.ru/enc/xplane/sperrin.html