Согласно правилам шнейдеровских гонок, любая страна, выигравшая эти соревнования три раза подряд, навсегда сохраняла за собой Кубок Шнейдера. К 1930 году Британия одержала две победы подряд и имела хорошие шансы победить в следующих гонках, которые были запланированы на сентябрь 1931 года. Организовал состязания гидросамолетов французский промышленник Жак Шрейдер, и Франция победила в первых гонках, состоявшихся в 1913 году. Возможность проиграть конкурс навсегда подтолкнула Францию к действиям, и Промышленно-техническая авиационная служба (service technique et industriel de l’aéronautique – STIAé) для соревнований 1931 года заказала по крайней мере пять типов самолетов и три типа двигателей. Одним из заказанных двигателей был Farman 18T.
Компания Avions Farman (Farman) была основана в 1908 году братьями Ричардом, Анри и Морисом Фарманами. В октябре 1917 года компания Farman в рамках поддержки военных усилий Франции стала заниматься лицензионным производством двигателей. Первый из этих двигателей был изготовлен в середине 1918 года, а их производство прекратилось после окончания Первой Мировой войны. В 1922 году в компании Farman под руководством Шарля-Раймонда Васежа (Charles-Raymond Waseige) началась разработка собственной линейки двигателей.
Разработанный Васежем двигатель Farman 18T имел необычную компоновку. Двигатель с водяным охлаждением имел три ряда цилиндров, по шесть цилиндров в каждом. Левый и правый блоки цилиндров были расположены горизонтально с плоским углом 180 градусов в верхней части двигателя. Нижний цилиндр проходил ниже картера и был перпендикулярен левому и правому блокам цилиндров. Эта конфигурация придавала 18-цилиндровому двигателю Т-образную форму.
В двигателе использовался двухсекционный картер, изготовленный из литого алюминия и имевший вертикальный разъем. Стальные гильзы цилиндров были установлены в литые алюминиевые моноблочные группы цилиндров, которые были присоединены к картеру болтами. Четыре клапана каждого цилиндра приводились в действие парами коромысел от одного верхнего распределительного вала. Каждый распределительный вал приводился в движение вертикальным валом, расположенным в задней части двигателя.
В двигателе Farman 18T использовались алюминиевые поршни; степень сжатия авиамотора составляла 6 к 1, хотя в некоторых источниках указывается 8,5 к 1,0. Соединительные тяги состояли из главного шатуна для нижнего блока цилиндров и двух прицепных шатунов для левого и правого блоков цилиндров. В каждом цилиндре было по две свечи зажигания, по одной с каждой стороны блока цилиндров. Свечи зажигания воспламенялись магнето, приводимыми в действие с задней стороны двигателя. В передней части двигателя был установлен типичный для компании Farman редуктор воздушного винта с коническими зубчатыми передачами; передаточное число редуктора составляло 0,384.
Через карбюраторы, расположенные в задней части двигателя воздух проходил в центробежный нагнетатель, который обеспечивал наддув примерно 4,4 фунта (0,3 бар; 0,03 МПа). Топливно-воздушная смесь поступала из нагнетателя во впускной коллектор каждого ряда цилиндров. Впускные коллекторы проходили вдоль нижних частей левого и правого блоков цилиндров и вдоль правой стороны (если смотреть с задней стороны двигателя) нижнего блока цилиндров. Выхлопные отверстия находились на противоположной от впуска стороне головки блока цилиндров.
Диаметр цилиндра и ход поршня двигателя Farman 18T составляли 120 мм. Рабочий объем двигателя составлял 24,4 литра и при 3700 об/мин развивал максимальную мощность 1480 л.с. (1104 кВт). При 3400 об/мин двигатель Farman 18T развивал эксплуатационную мощность 1200 л.с. (895 кВт). Двигатель имел длину 1,68 метр, ширину 1,13 метр, высоту 0,83 метра и весил 485 кг.
В 1930 году компании Farman было заказано изготовление двух двигателей 18T; сумма контракта 289/0 (в некоторых источниках 269/0) составила 3583000 франков. Эти два двигателя должны были стать силовой установкой гоночной летающей лодки компании Société des avions Bernard (Bernard). Официального обозначения данной летающей лодки найдено не было, и она не входила в число гидросамолетов, заказанных для шнейдеровских гонок 1931 года. Есть некоторые предположения, что из-за нехватки средств самолет не был заказан для участия в соревнованиях 1931 года и что машину планировали заказать для гонок 1933 года (в надежде, если Великобритания не сможет победить в 1931 году).
В компании Bernard разработку гоночной летающей лодки возглавлял Роже Робер (Roger Robert), и этот гидросамолет создавался в сотрудничестве с моторостроителями и под двигатель Farman 18T. Цельнометаллический гидросамолет должен был иметь низкий двухреданный лодочный корпус со спонсонами, выступающими из корпуса сразу за кабиной пилота. Длинный пилон над кабиной пилота проходил вдоль лодочного корпуса и поддерживал моторную гондолу и консоли крыла. Двигатели должны были быть установлены в центральной части гондолы вплотную друг к другу. Нижние ряды цилиндров двигателей переходили в пилон, а левый и правый ряды цилиндров переходили – в свободнонесущие консоли крыла, выходившие из бортов гондолы. Поверхностные радиаторы системы охлаждения двигателя были расположены на бортах пилона, а удлинительные валы соединяли воздушные винты с двигателями. Самолет имел размах крыла 11,0 метров и длину 10,8 метров. Гондола двигателей имела длину 5,21 метров. Изготовленная в масштабе 1:12,5 модель летающей лодки была испытана в аэродинамической лаборатории Эйфеля, расположенной в Отёе (Auteuil), неподалеку от Парижа.
В 1931 году двигатели Farman 18T прошли стендовые испытания, но максимальная достигнутая мощность составила всего 1350 л.с. (1007 кВт). Хотя дальнейшее развитие двигателя было возможно, вероятность того, что Франция выставит участников для участия шнейдеровских гонках 1931 года, была практически нулевой. Вероятность изготовления компанией Bernard гоночной летающей лодки была еще ниже. Хотя самолет имел расчетную максимальную скорость более 700 км/ч и технической службе было представлено ее подробное исследование, летающая лодка была сочтена слишком радикальной и так и не была заказана. Ограниченные финансовые средства были необходимы для гоночных гидросамолетов более традиционных компоновочных схем.
В конечном итоге гоночный гидросамолет Supermarine S.6B одержал победу в шнейдеровских гонках 1931 года, и Кубок Шнейдера навсегда остался в Великобритании. В 1932 году двигатели Farman 18T были выпущены на рынок и в ноябре были представлены на парижском авиасалоне. Однако коммерческий интерес к двигателям Farman 18T был невелик, и программа была завершена без запуска двигателя в серийное производство. Скорее всего испытания авиамотора так и не были завершены.
Источники:
- Les Moteurs a Pistons Aeronautiques Francais Tome 1 by Alfred Bodemer and Robert Laugier (1987)
- Schneider Trophy Seaplanes and Flying Boats by Ralph Pegram (2012)
- Les Avions Bernard by Jean Liron (1990)
- Les Avions Farman by Jean Liron (1984)
источник: https://oldmachinepress.com/2019/09/20/farman-18t-18-cylinder-aircraft-engine/