0

Во французских ВВС (Armée de l’Air) с момента их возникновения была принята система подготовки лётчиков, в частности истребителей, без использования специальных учебно-тренировочных (переходных) самолётов. После самолёта первоначального обучения курсанты «пересаживались» на устаревшие типы истребителей, уже выведенные из первой линии; естественно, летать на них им приходилось сразу самостоятельно, без инструктора. Такая методика оправдывала себя, пока характеристики и пилотажные свойства учебных и боевых самолётов отличались не слишком сильно. Но уже в 1930-е годы, когда на вооружение начали поступать новые истребители-монопланы, не говоря о более совершенных машинах с убирающимися шасси, закрылками, винтами изменяемого шага и закрытыми кабинами – система начала давать сбои. Единственным выходом могло стать внедрение специализированного двухместного тренировочного самолёта с двойным управлением, по лётным характеристикам и оборудованию максимально приближенного к истребителю.

Но получить вовремя такой самолёт французы так и не успели, за что и поплатились. К началу войны и в особенности к 10 мая 1940 г., когда немцы перешли в массированное наступление на Западном фронте, Armée de l’Air ощущала серьёзную нехватку квалифицированных лётчиков-истребителей. Исправить положение она старалась ещё в 1938 г., заказав у американской фирмы North American тренировочные самолёты NA-57 и NA-64 (по 230 экземпляров каждого); однако первые из них прибыли во Францию лишь в апреле 1939 и феврале 1940 г. соответственно, когда было уже слишком поздно. До капитуляции французы успели получить лишь 127 самолётов обоих типов; остальные заказанные (и оплаченные!) ими машины в итоге достались Канаде.

При этом во Франции БЫЛ подходящий тренировочный самолёт отечественной конструкции! Но и он из-за бюрократических проволочек вышел на сцену слишком поздно. Интересно, что инициатором его создания стали не ВВС, а сама фирма-производитель. Работу над проектом «тренировочника» фирма Morane-Saulnier из парижского предместья Пюто (Puteaux) начала ещё летом 1935 года, когда её MS.405 с V-образным 12-цилиндровым двигателем Hispano-Suiza 12Y был выбран в качестве стандартного одноместного истребителя Armée de l’Air (в серии он был слегка доработан и получил обозначение MS.406 C1). Уже тогда конструкторам было очевидно, что новый истребитель с высокой нагрузкой на крыло, убирающимся шасси и довольно сложным оборудованием создаст проблемы молодым лётчикам, пересаживающимся на него с тихоходных высокопланов и устаревших низкопланов Dewoitine D.500/501/510 с неубирающимися шасси. Главный конструктор Рене Готье (René Gauthier) принял простейшее решение – облегчить планер MS.405, переделать его в двухместный с местами учлёта и инструктора друг за другом и оснастить менее мощным двигателем; пилотажные свойства такого самолёта должны были остаться максимально близкими к боевому прототипу. Правда, двигатель был выбран звездообразный – Salmson 9AG (390 л.с.) с двухлопастным винтом. Его капотировка и особенно переход от круглого сечения капота к фюзеляжу, спроектированному под V-образный мотор, могли вызвать нежелательные аэродинамические эффекты. Поэтому было решено изготовить модель в масштабе 1:10 и провести её испытания в аэродинамической трубе. Поскольку речь шла об инициативном проекте фирмы, загруженной освоением серийного производства MS.406, работы затягивались; продувки модели были завершены лишь летом 1936-го, и только после этого удалось приступить к постройке полноразмерного прототипа. Он получил обозначение MS.430 и был закончен к концу года (тем временем побывав, ещё в недостроенном виде, экспонатом Парижского авиасалона). 3 марта следующего года Мишель Детруа (Michel Detroyat) в Виллакубе впервые поднял MS.430 в воздух. Конструкция новой машины в целом соответствовала MS.405/406 и использовала много узлов и деталей (включая убирающееся шасси) от «старшего брата». Каркас был цельнометаллическим, из стальных и дюралевых труб и профилей (главный лонжерон крыла – из стальной поковки); крыло и часть фюзеляжа имели обшивку из материала Plymax (фанера, к наружной поверхности которой приклеивался тонкий слой алюминия), капот двигателя и носовая часть – из дюралевых панелей, остальная часть фюзеляжа была обтянута полотном. Оперение, рули и элероны имели обшивку из тонкого листового дюраля.

Опытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. Франция

Опытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. ФранцияОпытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. Франция

Опытный тренировочный самолёт MS.430

Лётные испытания MS.430 подтвердили его сходство с истребителем, но двигатель работал на пределе и не обеспечивал требуемого запаса мощности. В таком виде самолёт мог только затруднить тренировочный процесс и добавить забот инструкторам. Поэтому прототип разобрали, а его детали использовали при постройке нового, названного MS.435.

«435-й» построили в сентябре 1939-го. От предшественника он отличался двигателем Gnome-Rhone 9Kdrs взлётной мощностью 550 л.с. (номинальная – 535 л.с.), трёхлопастным винтом и изменённым оперением: вертикальное было идентично MS.406 (у «430-го» был более низкий и широкий киль), зато горизонтальное было поднято выше. ВВС не проявили к нему большого интереса, надеясь на американские поставки. Однако после успешных испытаний (в большинстве полётов машину пилотировал всё тот же Детруа) военные передумали и всё-таки подтвердили предварительный заказ Министерства авиации на 60 серийных MS.435 P2 (Perfectionnement biplace), выданный ещё в июне 1939 г.

Опытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. ФранцияОпытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. ФранцияОпытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. Франция

Опытный MS.435

Опытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. Франция

Чертёж MS.435 P2 (автор Petr Kolmann)

Опытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. Франция

Прототип MS.435 имел камуфляжную окраску в виде полей неправильной формы голубовато-серого, тёмно-зелёного и тёмного красно-коричневого цветов. Нижние поверхности — светлые серо-голубые. На нижней поверхности крыла был нанесен идентификационный номер F061

Но пресловутая неразбериха в постоянно реорганизуемом французском авиапроме и невозможность добиться чёткой координации работ со смежниками привели к тому, что до капитуляции Франции не было построено ни одной серийной машины. Имелся значительный задел, но не хватало ряда узлов, моторов, винтов, шасси и т.п. Немецкие же оккупанты отправили всё сделанное на слом. Та же участь постигла и прототип MS.435; последний раз его видели целым на аэродроме Мариньян (Marignane) в сентябре 1940 г.

Конструкторы Morane-Saulnier, однако, не забросили свою «спарку». Ещё в годы оккупации они втайне от немцев работали над её усовершенствованным вариантом для будущих обновлённых послевоенных ВВС Франции. В результате появился цельнометаллический MS.470 (первый полёт весной 1945 г.) и его модификации – до 479 включительно, из которых MS.472 и 474 строились крупной серией для Armée de l’Air и Aéronavale под именем Vanneau («Чибис» или «Пигалица»).

Опытные УТС Morane-Saulnier MS.430 и MS.435. Франция

Серийные УТС MS.472 Vanneau ВВС Франции

Лётно-технические характеристики:

 

MS.430

MS.435

 Год выпуска

1937

1939

 Размах крыла, м

10,71

10,71

 Длина, м

7,88

8,89

 Высота, м

3,20

3,39

 Площадь крыла, м2

18,00

18,00

 Масса, кг:

 

 

    пустого

1470

1657

    взлётная

1720

2150

 Экипаж, чел.

2

2

 Двигатель

1х Salmson 9Ag

1х Gnome-Rhone 9Kdrs

 Мощность, л.с.

390

535 / 550

 Скорость, км/ч:

 

 

    максимальная (на высоте, м)

360 (2000)

395 (1700)

    крейсерская

322

340

    посадочная

 

90

 Потолок, м

6000

6500

 Дальность, км

700

 

 Продолжительность полёта, ч

 

3


Источники:

1. Miroslav BALOUS. Morane-Saulnier M.S.430/435. // Letectvi+Kosmonautika 2011 № 1, с.66-67 (Letadla 39-45). 

2. http://www.aviarmor.net/aww2/trainer/france/morane_ms430.htm

3. http://aviafrance.com/

4. http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32580.htm

Фото MS.472 — с сайта http://1000aircraftphotos.com.

redstar72
Показать весь профиль

redstar72

Живу в Минске. Инженер-конструктор МЗКТ. Интересуюсь историей техники, особенно авиации. Убеждённый коммунист.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account