Опытные торпедоносцы/бомбардировщики Levasseur PL.107/108. Франция
В конце 1920 – начале 1930-х годов Франция чувствовала себя вполне уверенно, поскольку в то время ее армия, военно-воздушные силы и военно-морской флот (за исключением традиционного превосходства Великобритании на море) были сильнейшими в Европе, и французы, традиционно недооценивавшие Германию, не проявляли беспокойства относительно будущих событий.
Французский флот в отличие от немецкого Kriegsmarine мог похвастаться наличием собственного авианосца «Беарн» (введен в эксплуатацию в 1925 году). Командованию армии, но в основном морской авиации и авиации наземного базирования, было ясно, что в будущей войне ключевую роль будет играть не количество, а качество – особенно на полях сражений в Западной Европе. И трезвые наблюдатели осознавали, что в этой области французские вооруженные силы не являются лучшими. Специалистам в данной области был ясен факт, что большая часть французских вооружений устарела и что в ближайшие несколько лет ВВС Франции станут полностью небоеспособными. Становилась очевидной необходимость концентрации усилий на проведении срочной модернизации.
Что касается авиации, то военно-воздушные силы (Armée de l‘Air) и авиация ВМФ (Aéronavale) с середины 1930-х годов начали разработку ряда программ, часть которых, к сожалению, не удалось довести до принятия на вооружение. Поэтому французское правительство обратилось к закупке самолетов в США, где за достаточно быстрый срок можно было получить необходимую технику (данное мероприятие потребовало крупных финансовых затрат). Среди же неуспешных французских программ была программа палубного многоцелевого самолета Levasseur PL.107/108, предназначенного для замены на борту авианосца «Беарн» устаревших машин.
Пьер Левассер (Pierre Levasseur) основал свою компанию в 1910 году. Первоначально она специализировалась на изготовлении воздушных винтов. После Первой Мировой войны компания участвовала в конкурсе на создание палубного торпедоносца/бомбардировщика и выиграв его, получила заказ на серийное производство под обозначением PL.2. Со временем компания Levasseur стала «придворным поставщиком» палубных самолетов для французского флота: до конца тридцатых годов в состав авиагруппы «Беарна» входили трехместные разведчики/легкие бомбардировщики Levasseur PL.10/101 (относились к категории R3b) и трехместные торпедоносцы/бомбардировщики PL.7 (относились к категории T2B2b). При этом PL.101 был создан в 1932 году и являлся немного модернизированным вариантом разработанного в 1927 году PL.10. Другой самолет – PL.7 – также не принадлежал к числу современных.
Заменить самолеты этих двух типов должна была новая многоцелевая машина компании Levasseur PL.107, относившаяся к новой категории RTB3b. Работы над PL.107 начались еще в 1934 году, когда руководство компании и командование Aéronavale (тогда еще Aviation Maritime) договорились о видении современного многоцелевого палубного самолета – трехместного одномоторного биплана с неубирающимися стойками шасси и цельнометаллической конструкцией. Однако путь к PL.107 не был прямым: консерватизм моряков был очень сильным и до окончательного варианта были созданы проекты PL.104, PL.105 и PL.106. Наконец, компании в варианте PL.107 удалось создать самый современный на тот момент самолет.
Основой фюзеляжа новой машины стала нетрадиционная дюралюминиевая ферма прямоугольного поперечного сечения, имевшая одинаковую высоту от точек крепления моторной рамы до руля направления. Ферма представляла собой основу для установки легкого обтекаемого корпуса из дюралюминия.
Одностоечные крылья самолета имели двухлонжеронный дюралевый силовой набор и обшивку, частично состоявшую из полотна. Для уменьшения пространства при хранении консоли крыльев складывались назад. Элероны были на верхнем и нижнем крыльях. Центроплан верхнего крыла крепился к фюзеляжу при помощи стоек. Части центроплана нижнего крыла имели резко выраженное отрицательное поперечное V и составляли с фюзеляжем единое целое. Оснащенные обтекателями основные стойки шасси крепились к местам соединения центроплана и консолей нижнего крыла.
Стабилизатор и киль хвостового оперения имели дюралевые силовой набор и обшивку; рули направления и высоты имели нанесенную на дюралевый каркас полотняную обшивку. Крепление стабилизатора к фюзеляжу было усилено двумя дополнительными стойками.
В закрытой застекленной кабине позади пилота были размещены штурман/бомбардир и стрелок/радист. В задней части кабины была открытая стрелковая позиция с размещенным на кольцевой установке 7,5-мм пулеметом Darne (боезапас 600 патронов). Стрелковое вооружение было дополнено установленными в боковых частях фюзеляжа под кабиной двумя синхронизированными 7,5-мм пулеметами Darne с боезапасом по 500 патронов на ствол. Под фюзеляжем на пилоне обр.28bis могла быть подвешена торпеда калибром 400 мм или под консолями нижнего крыла могли быть подвешены две 150-кг бомбы. Как уже упоминалось, основные стойки шасси были неубирающимися, а в задней часть фюзеляжа был установлен хвостовой костыль, перед которым размещался тормозной гак.
В качестве силовой установки для прототипа PL.107.01 был выбран девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Gnome-Rhône 9Kir, развивавший мощность 740 л.с. (544 кВт) и вращавший двухпозиционный трехлопастный металлический винт Levasseur диаметром 3,3 метра.
В таком виде прототип с аэродрома Виллакубле впервые поднялся в небо 10 ноября 1936 года. Еще до этого секция морской авиации отделения боевых самолетов министерства авиации заказало три прототипа PL.107 для проведения испытаний с тем, чтобы в 1938 году машины данного типа должны были уже быть в серийном производстве и быть переданы действующему с палубы авианосца «Беарн» подразделению 7S1. После первого полета начались испытания, во время которых PL.107.01 с торпедой на борту и размещенным в фюзеляже запасом топлива 550 литров развил максимальную скорость 235 км/ч (минимальная скорость составляла 97 км/ч). Второй прототип PL.107.02 впервые поднялся в небо лишь 24 января 1939 года.
Когда атмосфера в Европе стала сгущаться, командование Aéronavale начло нервничать и спешить с перевооружением авиагруппы «Беарна». Поскольку до серийного производства PL.107 было еще очень далеко, то над программой палубной машины компании Levasseur начали сгущаться тучи. Французский ВМФ начал искать замену PL.107 и нашел ее на другом берегу океана в виде американского Chance-Vought 156F, которые могли быть поставлены в самое ближайшее время. Таким образом, два прототипа PL.107 оказались в Йере (Hyéres) в качестве экспериментальных в комиссии практических исследований авиации (СЕРА – Commission ďEtudes Pratiques d'Aeronautique). Сообщается, что первый прототип был поврежден и больше уже не летал и служил для проверки изменений и в качестве источника запасных частей. Второй и третий прототипы были доставлены в Сен-Рафаэль (Saint-Raphaël) 7 мая 1940 года.
Заказанный третий прототип компания завершила в отличавшейся незначительными изменениями новой версии PL.108 – под капотом NACA был скрыт новый радиальный двигатель Hispano-Suiza 9Vbrs, развивавший мощность 720 л.с. (529 кВт) и вращавший схожий воздушный винт диаметром 3,75 метра. В отличие от первоначального варианта выхлопные патрубки были объединены в общий коллектор, расположенный по периметру капота. Из коллектора две выхлопные трубы были выведены по обе стороны фюзеляжа. Масляные радиаторы перешли из-под капота в корневые части центроплана нижнего крыла, синхронизированные пулеметы были перенесены на верхнюю часть фюзеляжа и установлены рядом друг с другом, а хвостовой костыль был заменен на колесо. Запас топлива был увеличен до 750 литров.
Первый полет PL.108.01 совершил в сентябре 1939 года в Виллакубле. Там же в фюзеляже самолета были размещены надувные резиновые мешки, которые при вынужденной посадке на воду должны были обеспечить самолету плавучесть. В конечном итоге вариант PL.108 не был принят на вооружение и закончил свои дни в качестве экспериментального в СЕРА. В Йере машина встретила французскую капитуляцию. Вероятно, что все три самолета были отправлены на слом.
схемы PL.107
PL.107.01
PL.107.02
PL.107.02
вариант окраски PL.107
схемы PL.108
PL.108 (слева) рядом с PL.107.02 в СЕРА; Йер, июнь 1940 года
вариант окраски PL.108
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: |
PL.107 |
PL.108 |
Назначение: |
торпедоносец/бомбардировщик |
торпедоносец/бомбардировщик |
Экипаж, чел.: |
3 |
3 |
Компания-изготовитель: |
Établissements Pierre Levasseur, Париж |
Établissements Pierre Levasseur, Париж |
Силовая установка: |
|
|
тип двигатель |
Gnome-Rhône 9Kir |
Hispano-Suiza 9Vbrs |
мощность, л.с. |
1×740 |
1×720 |
общая мощность, л.с. |
740 |
720 |
Размеры: |
|
|
размах крыла, м |
14,00 |
14,00 |
длина, м |
10,13 |
10,13 |
высота, м |
3,77 |
3,77 |
площадь крыльев, м² |
52,44 |
52,44 |
Вес: |
|
|
пустого, кг |
2336 |
2290 |
взлетный, кг |
3990 |
3960 |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость у земли, км/ч |
235 |
245 |
максимальная скорость на высоте, км/ч |
250 |
266 |
минимальная скорость, км/ч |
97 |
97 |
крейсерская скорость, км/ч |
192 |
215215 |
время набора высоты 1000 метров |
6 мин |
6 мин 39 сек |
потолок, м |
4600 |
4600 |
дальность, км |
1200 |
1200 |
Вооружение: |
|
|
стрелковое |
три 7,5-мм пулемета Darne |
три 7,5-мм пулемета Darne |
бомбовое |
одна торпеда или 500 кг бомб |
одна торпеда или 500 кг бомб |
Количество изготовленных: |
2 |
1 |
источники:
- MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN "LEVASSEUR PL.107/108" L+K 12/06
- http://www.aviarmor.net/aww2/aircraft_exp/france/levasseur_pl108.htm
- http://www.airwar.ru/enc/bww1/pl107.html
- http://www.airwar.ru/enc/bww1/pl108.html