Опытные советские самолеты глазами запада. Всепогодный ударный самолёт для изоляции района боевых действий Sukhoi Su-24 Fencer (Су-24)
Своей все более возрастающей мощью вооруженные до зубов всепогодные ударные самолеты Sukhoi Su-24 (Су-24) являются хорошей поддержкой действующим над передним краем штурмовикам фронтовой авиации Mikoyan MiG-27 (МиГ-27). Кодовое обозначение Fencer (фектовальщик), которое в НАТО было присвоено самолетам данного типа, является неверным, потому что Su-24 (до того как в 1980 году министерство обороны США стало называть этот самолет Su-24 в странах НАТО самолеты данного типа обозначались как Su-19) не способен действовать против воздушных целей. После войны 1939-45 годов Su-24 будет первым советским самолетом, который был создан специально для совместных действий тактической авиации и сухопутных войск. Самолеты Fencer являются важной составляющей фронтовой авиации.
Предположительно разработка Su-24 началась вскоре после 1965 года. Это стало следствием решения развивать фронтовую авиацию до такой степени, чтобы она могла сравниться с неядерным потенциалом тактической авиации стран НАТО и даже превзойти его. Было принято мнение, что для ведения боевых действий ночью и в неблагоприятных погодных условиях необходим двухместный самолет, который будет оснащен системами бортового электронного оборудования более совершенными, чем те, которые планировались для ударной версии истребителя MiG-23 (МиГ-23), и который будет крупнее, чем одноместный истребитель ОКБ Микояна.
Su-24 совершил свой первый полет в начале семидесятых годов и впервые был замечен в 1971-72 годах. К середине 1977 года первые части, оснащенные ударными самолетами Su-24, достигли боеготовности, и к началу 1980-х годов в западной части Советского Союза находились восемь или девять авиаполков, вооруженных машинами данного типа; часть Su-24 была развёрнута вблизи китайской границы. Дальность полета Su-24, особенно на большой высоте, достаточна для того, чтобы эти машины базировались в западной части Советского Союза, а не в более уязвимых (и довольно многолюдных) местах Восточной Европы. Действуя с этих более защищенных баз Su-24 по профилю «hi-lo-hi» [1] могут проникнуть в Западную Европу также далеко, как если бы они летали с баз в Восточной Европе по профилю «lo-lo-lo» [2]. Это объясняет тот факт, что самолет не попал в состав частей 16-й воздушной армии в Восточной Германии. Долгое время ударные самолеты Su-24 не обращал на себя внимание объективов, и лишь в конце 1979 года западные разведки получили четкие снимки этой машины.
Разработка ударного бомбардировщика Fencer является отголоском советской конструкторской практики середины 1950-х годов в том, что форма крыла и хвостового оперения была выбрана в основном похожей на крыло и оперение истребителя MiG-23 Flogger A (МиГ-23С). Модернизации, примененные позже для улучшения маневренности истребителя ОКБ Микояна, оказались ненужными для специализированного ударного бомбардировщика, и поэтому у Su-24 нет «клыков» и удлиненных передних кромок консолей крыла, которые характерны для поздних версий MiG-23/27, а стабилизатор и консоли крыла Su-24 в варианте максимальной стреловидности находятся на одной линии, как у модификации Flogger A. Процесс разработки MiG-23 и Su-24 в значительной степени напоминает разработку истребителя MiG-21 (МиГ-21) и перехватчиков Su-9/11 (Су-9/Су-11), которые, по всей видимости, основывались на общей базовой схеме.
Su-24 примерно на 50 процентов крупнее MiG-23/27 и имеет большую дальность полета благодаря увеличению внутреннего запаса топлива на 80 процентов. Учитывая ширину передней части фюзеляжа, экипаж из двух человек сидит бок о бок в достаточно тесной кабине. В носовой части, по-видимому, размещено радиолокационное оборудование огибания рельефа местности и, возможно, сопровождения целей и наведения оружия, однако считается, что по возможностям своей прицельно-навигационной системы Su-24 серьезно уступает более крупному General Dynamics F-111 и появившемуся позднее Panavia Tornado IDS. Некоторые из ранних самолетов могли быть оснащены промежуточным ограниченным всепогодным комплексом авионики, который аналогичен комплексу MiG-27 Flogger D (МиГ-23БМ). Вероятно, встроенный комплект средств РЭП является комплексным. По-видимому, пропорции установки силовой установки Su-24 предполагают установку турбореактивных двухконтурных форсированных двигателей, которые имеют значительно меньшие размеры, чем Tumansky R-29B, и которые не соответствуют ни одному из известных советских двигателей.
Вооружение Su-24 включает в свой состав расположенную на нижней части фюзеляжа и сдвинутую на правый борт двухствольную пушку GSh-23 (ГШ-23). Другое вооружение размещено на двух поворотных крыльевых пилонах, двух узлах наружной подвески под корневыми наплывами (были замечены несущими большие подвесные топливные баки) и трех подфюзеляжных пилонах. Помимо комплекта вооружения штурмовика MiG-27 ударный бомбардировщик Su-24 также несет более дальнобойные противорадиолокационные ракеты AS-9 Kyle (Х-28).
Su-24 не рассматривается в качестве самолета глубокого проникновения; в любом случае такой самолет не соответствовал бы основной задаче советской фронтовой авиации – непосредственной поддержке сухопутных сил. Более точно Su-24 классифицируется как всепогодный дублер MiG-27, который обладает большей грузоподъемностью и нацеленный на те же цели: военные объекты НАТО, в частности авиабазы, в Западной Европе. Кроме того, могут атаковать авиабазы в Восточной Англии, но вероятно не из обычных районов в западной части СССР. По численности в строю и темпам производства этот тип вряд ли сможет сравниться с более дешевыми и простыми MiG-23/27, но, тем не менее, его возможности важны для сил фронтовой авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Sukhoi Su-24 Fencer (Су-24)
Назначение: всепогодный ударный самолёт для изоляции района боевых действий
Статус: серийное производство
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два ТРДДФ неизвестного типа, с тягой на форсажном режиме по 19500 фунтов (8800 кгс) каждый
Размеры:
размах крыла
• минимальная стреловидность 56 футов 10 дюймов (17,3 м)
• максимальная стреловидность 32 фута 8 дюймов (10,0 м)
длина 72 фута 10 дюймов (22,2 м)
высота 18 футов (5,5 м)
площадь крыла при максимальной стреловидности 485 кв. футов (45 м²)
Масса:
пустого 37500 фунтов (17000 кг)
максимальная внешней нагрузки 12500 фунтов (5700 кг)
нормальная взлетная 65000 фунтов (30000 кг)
перегрузочная взлетная 70000 фунтов (32000 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на высоте 36000 футов (11000 м) 1320 миль в час (2120 км/ч; М = 2)
• на уровне моря (без внешних подвесок) 900 миль в час (1450 км/ч; М = 1,2)
крейсерская скорость на уровне моря 600 на уровне моря (980 км / ч)
перегоночная дальность 3750 миль (6000 км)
боевой радиус по профилю «hi-lo-hi» 700 миль (1100 км)
Вооружение:
стрелковое – одна фиксированная двухствольная 23-мм пушка Gsh-23 (ГШ-23)
ракетно-бомбовое – до 12500 фунтов (5700 кг) на двух поворотных подкрыльевых пилонах и пяти узлах подвески под корневыми наплывами и под фюзеляжем
Состоит на вооружении: СССР
[1] полёт к цели на большой высоте, атака на малой высоте и возвращение на большой высоте
[2] полёт к цели на малой высоте, атака на малой высоте и возвращение на малой высоте
источник: Bill Sweetman «Concise Guide to Soviet Military Aircraft», стр.159-161