Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.
Летом 1943 года конструкторы ГАЗ во главе с Н.Астровым совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как "безбашенные танки-истребители ГАЗ-74".
Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине — ГАЗ-74а — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12(более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.
Второй вариант (ГАЗ-74б) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942г. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР планировалась на заводе ЯМЗ.
Самоходная установка создана на базе легкого танка Т-70 и относится к САУ закрытого типа.
Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой "гибрид" из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В целом советский проект был близок к более позднему немецкому "Hetzer", уступая ему по мощности вооружения и защищенности. Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырех поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещенное отделение управления и боевое отделение, где размещался экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.
Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14°. По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-71, который начинали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. Воздухоочиститель масляно-инерционного типа.
ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла.
Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием.
Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ.
ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причем одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров).
Вариант с 57-мм пушкой получила название СУ-57Б.
Самоходная артиллерийская установка разработана на базе СУ-76Д.
В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения.
Бронебойным снарядом обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм на дальности 1000 м и до 100 мм на дальности 500 м при нулевом угле встречи снаряда с броней.
Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель, не освоенного отечественной промышленностью (зависеть от зарубежных поставок в условиях войны было бы верхом неблагоразумия).
!?.С.С: Крайне спорное утверждение, учитывая, что поставляемые GMC-71 ставились на арттягачь ЯМЗ-12. К тому же в ряде источников, говориться, что СУ-57Б была оснащена карбюраторным двигателем ЗИС-16 мощностью 100 л.с. Об этом же говорит и буква “Б” в назывании самой САУ.
Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д ("дизельная"). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ(?) перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.
Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ "Хетцер" испытывали совместно с СУ-57б, причем в заключении говорилось:
"Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало… Сравнение немецкого безбашенного танка типа "оса" с машиной СУ-57б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора… Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемета с возможностью ведения огня из-за брони… К недостаткам СУ-57б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда…"
Послисловие.
Эти малоизвестные, но очень перспективные советские САУ, как будто стали жертвой злого рока. Проблемы с двигателями, завышенные ожидания и не совсем верные оценки сил противника, стали причиной того, что они так и не пошли в войск. Хотя появившись раньше Хетцера, вполне могли занять достойное место в советских БТВ. Особенно СУ-57Б с ее мощной противотанковой 57-мм пушкой. СУ-57Б и СУ-76Д обосновано могли заменить легкий танк Т-70 с его 45-мм пушкой (напомню, что во время Курской битвы, доля легкого танка Т-70 была около трети от всех советских танков принимающих участие в сражении). А СУ-76М явно уступала ГАЗовским самоходкам, по уровню защиты и была больше и выше.
То, что Хетцер был тяжелее чем СУ-57Б и Су-76Д на 6 и 5 тонн соответственно, как то выпало из внимания специалистов НКБТВ. К тому же упомянутая “дороговизна” новых САУ мне кажется несколько надуманной.
| CУ-74 | СУ-57Б | СУ-76Д | Hetzer |
Боевая масса, т | 11,6
| 9,56 | 11,6 | 16,1 |
Длина, мм
| 5850 | 7440
| 5850 | 6380 |
Ширина, мм | 2430
| 2430 | 2430
| 2630 |
Высота, мм | 1960
| 1960 | 1960
| 2170 |
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 | 0,68
| 0,55 | 0,68
|
|
Клиренс, мм | 340
| 330 | 340
|
|
Тип двигателя дизель | GMC-71
| ЗИС-16
| GMC—71
| Praga AC/2 |
Максимальная мощность, л.с | 110 | 100 | 110 | 160 |
Запас топлива, л | 270 | 300 | 270 | 320 |
Удельная мощность, л.с./т | 9,5 | 10,5 | 9,5 |
|
Максимальная скорость, км/ч | 36 | 40 | 36 | 42 |
Запас хода, км | 250 | 150 | 200 | 177 |
Бронирование, мм
|
|
|
|
|
– лоб/борт/корма корпуса | 35/15/15 | 25/15/15 | 60/15/15 | 60/20/10 |
– лоб рубки | 35
| 25 | 60 | 60 |
– крыша / днище | 10/6
| 10/6 | 10/6 | 10/8 |
Экипаж, чел.
| 4 | 4 | 4 | 4 |
Радиостанция…
| 12-РТ | 12-РТ | 12-РТ | FuG5 |
Переговорное устройство
| ТПУ-ЗФ | ТПУ-ЗФ | ТПУ-ЗФ | FuG Spr f |
Артиллерийское вооружение:
| 76,2-мм C-1 | 57-мм ЗИС-4
| 76,2-мм C-1 | 75-мм Pak 39/L 48 |
Начальная скорость снаряда, м/с:
|
|
|
|
|
– осколочно-фугасного | 662 |
| 662 |
|
– бронебойного | 680 | 990 | 680 |
|
— подкалиберного | 965 |
| 965 |
|
Макс, дальность стрельбы, м . | 12100
| 8400 | 12100
|
|
Дальность прямого выстрела, м | 950 | 1120 | 950 |
|
Скорострельность, выстр./мин:
|
|
|
|
|
– максимальная
| 20 | 20 | 20 |
|
– боевая…
| 15 | 15 | 15 |
|
Боекомплект, выстрелов | 71 | 72 | 71 | 41 |
Альтернативный вариант.
При решении проблемы с двигателем GMC-71, его запуске в производство или направлении всех полученных по ленд-лизу двигателей на оснащение САУ вместо арттягачей, то запуск в производство САУ вполне мог иметь место. К тому же, не стоит исключать и возможность установкина САУ форсированных отечественных бензиновых двигателей или спарок ГАЗ-203, как на Су-76.
Применение дизеля мощностью 150-250 л.с. при 1700-1800 об/мин, позволило бы увеличить толщину броневой защиты САУ
Усиленный вариант САУ мог иметь 60-мм лобовую броню и наращенную до 25 мм бортовую.
Если бы данная машина, условно говоря СУ-76Д/Б и СУ-57Б/Д, начали поступать в войска к концу 1943 года в место Т-70 и СУ-76, то нашему противнику было бы очень не сладко.
К тому же, установка орудия 76-мм ЗиС-3 в место С-1, позволила бы создать вполне мощную и универсальную САУ на той же базе.
СУ-76Д/Б могла бы стать замечательной машиной поддержки пехоты. А СУ-57Б/Д относительно дешевым и серьезным противотанковым средством.
Продолжение следует.
Сергей Сыч.
Реконструкция: Сергей Сыч.
Источники: Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 2.1.1 Лёгкие самоходно-артиллерийские установки/ Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. — «Экспринт», 2005
А.В. Карпенко Часть 1. Лёгкие самоходные артиллерийские установки / Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2000