Опытные самолеты-разведчики и легкие бомбардировщики Lohner 10.21 (neu) a 10.22. Австро-Венгрия

15
Опытные самолеты-разведчики и легкие бомбардировщики Lohner 10.21 (neu) a 10.22. Австро-Венгрия

Опытные самолеты-разведчики и легкие бомбардировщики Lohner 10.21 (neu) a 10.22. Австро-Венгрия

В практике австро-венгерских авиастроительных компаний случалось использование – как правило по административным причинам – одного и того же типового обозначения к двум совершенно разным самолетам. Среди таких «счастливчиков» был Lohner 10.21. Первый из них был прототипом крупного двухмоторного бомбардировщика-биплана, разработанного в мае 1914 года, тогда как второй был двух-трехместным дальним самолетом-разведчиком, который в июле 1916 года был разработан в соответствии со спецификацией, выпущенной Императорско-королевским авиационным арсеналом (K.u.K. Fliegerarsenal – Flars), и был одномоторным бипланом. Если двухмоторный бомбардировщик, несмотря на «жесткие» испытания в 6-м авиаотряде ((Fliegerkompanie – Flik; Flik 6), не был принят на вооружение австро-венгерской военной авиации (K.u.K. Luftfahrtruppe – LFT), то самолет-разведчик, получивший постфикс neu (новый), подавал больше надежд.

опытный двухмоторный средний бомбардировщик конструкции Рихарда фон Мозеса Lohner 10.21 (первый с таким названием)

опытный двухмоторный средний бомбардировщик конструкции Рихарда фон Мозеса Lohner 10.21 (первый с таким названием)

В июне 1916 года расположенный в Асперне Flars выпустил спецификацию на дальний самолет-разведчик с высокими летными характеристиками. В качестве силовой установки в спецификации был указан еще не полностью прошедший испытания 12-цилиндровый рядный V-образный 300-345-сильный (221-254 кВт) двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 12 [1]. Данные двигатели испытывались с 1915 года и в основном использовались в летающих лодках категории K. Двигатель Austro-Daimler AD 12 имел рабочий объем 30 литров и при рабочей частоте вращения 1300 об/мин имел хорошую по тем временам удельную мощность 1,35 кг/л.с..

Ответом компании Lohnerwerke GmbH (Lohner) на спецификацию стал проект, получивший обозначение Typ F (Fernerkundung Flugzeug – дальний самолет-разведчик). Проект был передан Flars на рассмотрение и он был отклонен, поскольку приоритет был отдан собственной разработке Flars – проекту, разработанному и рассчитанному собственным опытно-конструкторским бюро под руководством инженер-лейтенанта Карла Залигера (Ingenieurleutnant Karl Saliger) и доктора Рихарда фон Мизеса (Dr. Richard von Mises).

Командование Flars, не обладавшего крупными производственными мощностями, предположило, что производство возьмет на себя компания Aviatik. Однако последняя была загружена работами по истребителям D.I и многоцелевым боевым самолетам C.I и не могла взяться за постройку еще одного типа. Поэтому командованию Flars пришлось обратиться к предъявителям отклоненного проекта – компании Lohner.

схема опытного самолета-разведчика и легкого бомбардировщика Lohner 10.21 (neu)

схема опытного самолета-разведчика и легкого бомбардировщика Lohner 10.21 (neu)

От нового самолета разработчики ожидали максимальную скорость свыше 200 км/ч, продолжительность полета 2 часа и набор высоты 1000 метров за 4 минуты. Конструкция самолета предусматривала бронированное сиденье пилота, а оборонительное вооружение машины должно было состоять из одного или двух пулеметов: задняя кабина была настолько широкой, что в ней могли разместиться два стрелка с 8-мм пулеметами Schwarzlose.

Первый прототип Lohner 10.21 (neu) зав. номер 33/438 , представлявший собой классический двухместный самолет, был изготовлен компанией в январе 1917 года. В передней части фюзеляжа прототипа был установлен двигатель AD 12 (серия 20) повышенной высотности, который на стенде развивал мощность чуть менее 300 л.с. (221 кВт). Второй прототип опытного многоцелевого самолета Lohner 10.22, являвшийся эталоном для серийного производства, должен был быть построен почти одновременно с Lohner 10.21 (neu). Однако на начало 1917 года второй прототип хотя и был построен, он до конца укомплектован не был.

Испытания начались в мае 1917 года и в ходе их проведения было повреждено шасси опытной машины. После ремонта прототип Lohner 10.21 (neu) под управлением заводского летчика-испытателя Карла Кригера (Karl Kriger) совершил 12 мая свой первый полет. После первых же полетов в компании пришлось серьезно поработать с прототипом, поскольку выявились проблема с центровкой машины. Помимо центровки у Lohner 10.21 (neu) оказался неподходящим оригинальный винт, и испытателям пришлось проэкспериментировать с его заменой. Пока велись эти работы, в экспериментальном цеху компании изготовили новую хвостовую опору и заднюю кабину переоборудовали под размещение третьего члена экипажа.

В июне 1917 года прототип Lohner 10.21 (neu) был отправлен в Асперн и передан Flars для проведения официальных испытаний. Вместе с прототипом в Асперн прибыл Карл Кригер. Во время испытаний требуемые высокие летные характеристики не были достигнуты ни по скорости, ни по высоте, ни по дальности полета. Максимальная скорость (200 км/ч было отличным показателем, недоступным большинству истребителей тех лет) несмотря на регулировки двигателя и винта не превышала 160 км/ч, что было полным разочарованием, и было мало надежд на то, что двигатель с повышенной мощностью сможет приблизиться к заветному рубежу в 200 км/ч.

прототип Lohner 10.21 (neu) на аэродроме Flars, Асперн

прототип Lohner 10.21 (neu) на аэродроме Flars, Асперн

еще один снимок прототипа Lohner 10.21 (neu), сделанный во время испытаний на аэродроме Flars

еще один снимок прототипа Lohner 10.21 (neu), сделанный во время испытаний на аэродроме Flars

В октябре 1917 года с самолета был демонтирован двигатель AD 12, который был возвращен компании-производителю. На двигатель были установлены новые алюминиевые поршни и облегченные шатуны. На стенде модернизированный мотор при 1400 об/мин развил ожидаемую мощность 345 л.с. (254 кВт). После установки соответствующего винта прототип Lohner 10.21 (neu) вновь был отправлен в Асперн. К этому времени прототип имел новый руль направления с роговой компенсацией и использовался в основном в качестве летающей лаборатории по испытанию двигателя AD 12 на высотах около 4000 метров. Последний испытательный полет прототипа Lohner 10.21 (neu) состоялся в середине октября 1918 года.

модифицированный прототип Lohner 10.21 (neu) с увеличенным по высоте рулем направления с роговой компенсацией

модифицированный прототип Lohner 10.21 (neu) с увеличенным по высоте рулем направления с роговой компенсацией

В феврале 1918 года была, наконец таки, завершена постройка второго прототипа Lohner 10.22, на который был установлен экспериментальный высотный двигатель Austro-Daimler AD 12 (серия 22). От этого 12-цилиндрового двигателя на взлете ожидалась мощность 360-400 л.с. (265-294 кВт). 27 мая 1918 года прототип Lohner 10.22 был доставлен в Асперн. В июне после незначительной аварии прототип Lohner 10.22 был возвращен компании Lohner и в августе – месяце, которым датируются последние записи об этом самолете, – он вновь летал в Асперне.

В заключение следует сделать небольшое техническое описание машин. Прототипы Lohner 10.21 (neu) и 10.22 имели в основном цельнодеревянную конструкцию. Ферменный фюзеляж имел в основном фанерную обшивку и лишь в районе двигателя и задней кабины она состояла из листов алюминия. Двухстоечные несущие поверхности и хвостовое оперение имели полотняную обшивку. Элероны, рули высоты и направления имели силовой набор из стальных труб и полотняную обшивку.

прототип Lohner 10.21 (neu) не нес камуфляжной окраски; все поверхности (полотно, фанера, листы алюминия) покрывались прозрачным лаком. Опознавательные знаки – черные кресты – были без белых окантовок и наносились на руль направления, верхние поверхности верхнего крыла и нижние поверхности нижнего крыла

прототип Lohner 10.21 (neu) не нес камуфляжной окраски; все поверхности (полотно, фанера, листы алюминия) покрывались прозрачным лаком. Опознавательные знаки – черные кресты – были без белых окантовок и наносились на руль направления, верхние поверхности верхнего крыла и нижние поверхности нижнего крыла

Система охлаждения двигателя состояла из трубопроводов и радиатора, размещенного в центроплане верхнего крыла. Стрелковое вооружение машины состояло из одного 8-мм пулемета, размещенного в задней кабине. Пилот должен был оснащаться одним синхронизированным пулеметом, но он не был установлен на самолет. Фотокамер на борту прототипов также не было.

До развала Австро-Венгрии все испытания были завершены, но самолеты не дождались начала серийного производства. Также, к сожалению, не найдены фотографии второго прототипа Lohner 10.22.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Lohner 10.21 (neu)

Назначение: самолет-разведчик и легкий бомбардировщик

Статус: опытный

Компания-производитель: K.u.K. Fliegerarsenal, Асперн, – разработка; Lohnerwerke GmbH, Вена-Флорисдорф (Wien-Floridsdorf) – производство

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный V-образный двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 12 (серия 20), развивавший мощность 300 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт

Размеры:

размах крыльев 14,00 м
длина 9,74 м
высота 3,75 м
площадь крыльев 41,70 м²

Масса:

пустого 1270 кг
взлетная 1825 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 157 км/ч
крейсерская скорость 145 км/ч
время набора высоты 1000 метров 5 минут 40 секунд
практический потолок 5500 м
дальность полета 312 км

Количество изготовленных: 2 экз.


[1] двигатели Austro-Daimler AD 12 испытывались с 1915 года и в основном использовались в летающих лодках категории K. В учебных целях лицензию на эти двигатели приобрела баварская компания BMW

источник: Text: Miroslav Balous, Výkres: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Lohner 10.21 (neu) a 10.22» «L+K» duben 2014, стр.46-47

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account