Опытные поплавковые гидросамолеты-разведчики и корректировщики Arado Ar 196B. Германия
Германия вне зависимости от того какой она была – кайзеровской или нацистской – стремилась стать морской сверхдержавой, стараясь действовать не только в прибрежных водах, но и во всех уголках мирового океана. В годы Первой мировой войны Императорские военно-морские силы (Kaiserliche Marine) добились ряда успехов, хотя и оставались в тени своего основного соперника – Королевского флота (Royal Navy). В составе немецкого флота тех лет были корабли практически всех типов, а также многочисленные воздушные силы. В годы Второй Мировой войны действия немецкого флота (Kriegsmarine) – за исключением подводных лодок – были не столь успешными. Но это не означало, что в Третьем рейхе не пытались превзойти славу и престиж флота Вильгельма II. Конечно, это также касалось и самолетов, в том числе и поплавковых гидросамолетов, предназначенных для действий с первораноговых боевых кораблей (линкоров, линейных крейсеров и крейсеров).
Уже летом 1936 года, после испытаний прототипа поплавкового гидросамолета Heinkel He 114 выяснилось, что машины данного типа не подходят для замены весьма успешного He 60, и поэтому техническое управление (Technische Amt) Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) выпустил спецификацию на новый поплавковый гидросамолет, способный действовать с катапульт крупных военных кораблей. Одними из пунктов технических требований было использование радиального двигателя BMW 132, экипаж из двух человек, размещающийся тандемом в общей кабине, и способность действовать в бурном море. В конкурсе приняли участие две авиастроительные компании: Arado и Focke-Wulf. В то время как компания Focke-Wulf представила традиционный биплан Fw 62, компания Arado разработала современный свободнонесущий моноплан рациональной и технологичной конструкцией с хорошими характеристиками управляемости в широком диапазоне скоростей и с хорошей мореходностью. Ответственным за разработку этого моноплана был конструктор Вальтер Блюме, который разработал планер самолета таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная безопасность (в том числе и членам экипажа) при значительных перегрузках, возникающих при старте с катапульты.
Вопросом, относительно которого командование Kriegsmarine, заказывавшее через RLM разработку гидросамолета, была компоновка поплавкового шасси: два боковых или один основной и два вспомогательных подкрыльевых. Оба варианта имели свои достоинства и недостатки.
Центральный поплавок имел преимущества при действии в бурном море и обладал меньшим аэродинамическим сопротивлением, но при такой компоновке критически важным было создание боковых поплавков, которые при взлете с испытывающей волнение морской поверхности не погружались бы под воду. Кроме того, при рулежке на море однопоплавковая компоновка предъявляет более высокие требования к квалификации пилота.
С двумя поплавками гидросамолет обладает большей устойчивостью на водной поверхности и мог швартоваться без специальных опор и якоря, а на суше – без специального колесного шасси на простой выкатной тележке. Однако такое шасси было конструктивно более сложным и обладал большим лобовым сопротивлением. Преимуществом двухпоплавкового шасси было то, что немецкие корабельные катапульты были разработаны под запуск гидросамолетов с двухпоплавковым шасси и как следствие не нуждались в модернизации под использование самолетов с однопоплавковым шасси.
Разумеется, техническое управление RLM изучало гидросамолеты, используемые в флотах великих держав, но и данные образцы не склонили чашу в ту или иную сторону. Так, например, в США и Японии использовались гидросамолёты с однопоплавковым шасси, тогда как в итальянском флоте, который в немецких ВМС пользовался уважением, чаще использовались машины с двухпоплавковым шасси. Чтобы окончательно решить вопрос, в компании Arado пришли к решению построить и испытать прототипы с двумя вариантами шасси. Двухпоплавковый гидросамолет, которому в RLM было присвоено обозначение Ar 196, стал версией A, а однопоплавковый – версией B. Героем нашей статья является вариант Ar 196 B.
В 1937 году в Варнемюнде компания Arado изготовила два прототипа варианта A – Ar 196 V1 и V2. Прототипы однопоплавкового варианта B получили обозначения Ar 196 V3, V4 и, наконец, V5. Первому прототипу варианта B, имевшему заводской номер 2591 (Werk-Nr. 2591), был выделен номер гражданской регистрации D-ILRE. На прототип Ar 196 V3 был установлен девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения BMW 132Dc, развивавший мощность 880 л.с. (656 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт, втулка которого была закрыта небольшим обтекателем. Первый полет прототипа Ar 196 V3 состоялся в сентябре 1937 года. Вместе с прототипами Ar 196 V1 и V3 к проводившимся в Травемюнде официальным испытаниям Kriegsmarine и затем к гидродинамическим испытаниям в Аэродинамическом научно-исследовательском институте (Aerodynamische Versuchsanstalt – AVA), Геттинген, присоединился прототип Ar 196 V2.
Спустя некоторое время были изготовлены прототипы с однопоплавковым шасси Ar 196 V4 (Werk-Nr. 2592, D-OVMB) и V5 (Werk-Nr. 0090, D-IPDB). Последний из них совершил свой первый полет осенью 1938 года. Первый прототип прототипы с однопоплавковым шасси Ar 196 V3 имел пару классических стабилизирующих подкрыльевых поплавков и несколько усложненную систему стоек, поддерживавших центральный и боковые поплавки. Во время испытаний было обнаружено, что подкрыльевые поплавки не подходят и слишком сильно погружаются при движении по воде. Прототипы Ar 196 V4 и V5 имели более короткие и высокие боковые поплавки и значительно упрощенную систему поддерживающих стоек. Также прототипы Ar 196 V4 и V5 несколько отличались от Ar 196 V3 остеклением кабины экипажа.
На прототипе Ar 196 V4 также было протестировано вооружение. В консолях крыла были размещены две 20-мм пушки MG FF (изготовленные по лицензии пушки швейцарской компании Oerlikon) с боезапасом по 60 снарядов на ствол, на правой стороне носовой части фюзеляжа размещался синхронизированный 7,92-мм пулемет MG 17 с боезапасом 500 патронов, а в кабине стрелка должен был находился подвижный 7,92-мм пулемет MG 15. На подкрыльевые пилоны можно было подвесить по одной 50-кг бомбе SC 50.
Прототипы Ar 196 V4 и V5 оснащались окончательным вариантом двигателя BMW 132: BMW 132K, развивавшим мощность 960 л.с. (706 кВт) и закрытым характерным капотом с обтекателями клапанов цилиндров. Силовые установки прототипов Ar 196 V4 и V5 отличались пропеллерами: V-4 оснащался двухлопастным винтом Schwarz, а V-5 – металлическим трехлопастным винтом VDM изменяемого шага; оба винта не имели обтекателей втулок. Часть внутреннего пространства центрального поплавка использовалась в качестве топливного бака.
Прототипы Ar 196B (равно как и вариант A) имели цельнометаллический планер. Основу фюзеляжа составляла ферма, сваренная из хромомолибденовых труб, к которой крепились вспомогательные шпангоуты. В качестве обшивки фюзеляжа использовались листы металла и полотно. Крыло и хвостовое оперение имели цельнометаллические силовой набор и обшивку. Рули высоты и направления, элероны и закрылки имели дюралюминиевый силовой набор и полотняную обшивку; нижние части закрылков имели дюралюминиевую обшивку. Поплавки были цельнометаллическими.
В заключение следует сказать, что по результатам испытаний в 1938 году было принято решение запустить в серийное производство вариант с двухпоплавковым шасси. Хотя была запланирована серия из десяти Ar 196B-0, но этого не произошло, и до 1940 года прототипы Ar 196 V3, V4 и V5 использовались для испытаний.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Arado Ar 196B *
Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик и корректировщик
Статус: опытный
Компания-производитель: Arado Flugzeugwerke GmbH, Варнемюрде, Бранденбург-Нойендорф (Brandenburg-Neuendorf) и Бабельсберг
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения BMW 132Dc, развивавший мощность 880 л.с. (656 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыла 12,44 м
длина 11,92 м
высота 4,50 м
площадь крыла 28,30 м²
Масса:
пустого 2335 кг
взлетная 3300г
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 320 км/ч
крейсерская скорость 250 км/ч
минимальная скорость 90 км/ч
начальная скорость набора высоты 6,90 м/с
практический потолок 7000 м
дальность полета 800 км
Количество изготовленных: 3 экз.
*— Ar 196 V3 (Werk-Nr. 2591; D-ILRE)
источник: Text: MIROSLAV BALOUS, Výkres: Petr Kolmann «Letadla 39-45 Arado Ar 196B» «L+K» červenec 2010, стр.42-43