Опытные планеры-перехватчики Blohm und Voss BV 40. Германия

1

 

Годы Второй Мировой войны характеризуются беспрецедентным развитием безмоторных летательных аппаратов как по количеству построенных машин, так и по их военному значению. Воздушно-десантные операции были в центре внимания, привлекая как военных, так и заинтересованных гражданских лиц. В то время планеры были единственным вариантом перевозить на значительные расстояния большое количество солдат и технику средней тяжести. Несмотря на ряд негативных событий, их боевое применение можно считать очень успешным.

Успешное применение планеров привело к решению использовать их для других задач кроме транспортировки войск и техники. Так появились проекты и прототипы планеров, которые предназначались для скрытой – вследствие отсутствия силовой установки – бомбардировки важных целей. Немецкие планеры Habicht с намеренно уменьшенной площадью крыла использовались для обучения пилотов ракетных перехватчиков Messerschmitt Me 163.

Однако самым примечательным проектом боевого планера следует считать «планер-перехватчик» BV 40, чьим «духовным отцом» являлся главный конструктор гамбургской компании Blohm und Voss доктор технических наук Рихард Фогт. В то время как подавляющее большинство более или менее фантастических проектов, предназначенных для противодействия налетам бомбардировщиков союзников на Германию и возникших в конце войны, когда дни Третьего рейха были уже сочтены, доктор Фогт продемонстрировал удивительную проницательность уже в январе 1943 года, когда воздушное наступление американцев было только начато.

Изучая результаты первых боев, доктор Фогт пришел к выводу, что классические одно- и тем более двухмоторные истребители имеют слишком большие размеры, чтобы разбить плотные соединения взаимодействующих друг с другом тяжелых бомбардировщиков американцев, и слишком уязвимы от огня мощных и дальнобойных 12,7-мм пулеметов противника (лоб Fw 190 с его радиальным двигателем общей площадью 1,5 м² представлял собой хорошую цель для стрелков В-17, способных поражать ее с расстояния более чем 1000 метров). По мнению доктора Фогта против групп «летающих крепостей» союзников следует выпускать малозаметные маленькие планеры, каждый из которых в своем единственном быстром пролете сквозь строй противника мог бы сбить или повредить американский тяжелый бомбардировщик.

С точки зрения Рихарда Фогта это должен был быть летательный аппарат простейшей конструкции, который мог бы изготавливаться в больших количествах из недефицитных материалов и с использованием непрофильных производственных мощностей и неквалифицированной рабочей силы. Обычные истребители должны были буксировать эти планеры и перед боем поднимать их на высоту, которая превышает высоту полета бомбардировщиков противника.

Доктор Фогт представил свою концепцию в 1943 году техническому управлению Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) и на удивление получил поддержку. Планер BV 40 представлял собой высокоплан угловатых форм.

Кабина, в которой полулежа на подушке размещался пилот, была сварена из стальных листов. Передний лист толщиной 20 мм, боковые и сбрасываемая верхняя панель – 3 мм, дно – 5мм. Лобовое бронестекло было толщиной 120 мм, а две сдвижные бронированные панели закрывали боковые окна. Hоги пилота были защищены 8мм броней. Затем следовала клепаная полумонококовая дюралюминиевая центральная часть фюзеляжа, за которой следовала цельнодеревянная задняя часть.

Крыло и хвостовое оперение были цельнодеревянными. Основу силового набора крыла составляли один коробчатый главный лонжерон, изготовленный из фанеры, и два вспомогательных, размещенных сзади и спереди от главного. В качестве обшивки крыла была использована фанера толщиной 4 мм. К фюзеляжу крыло крепилось с помощью четырех болтов.

Для взлета ВV 40 устанавливался на друхколесную тележку и крепился с помощью 30-метрового троса к одномоторному истребителю (Вf 109 G или Fw 190). Пилот планера сбрасывал тележку шасси сразу после взлета. Посадку пилот планера совершал с использованием выдвижного подфюзеляжного полоза. Для того чтобы длина пробега была минимальной закрылки отклонялись на 50°; отклонение закрылков на 80° допускалось только в экстренных случаях.

Вооружение планера должно было состоять из одной 30-мм пушки MK 103 с боезапасом 70 снарядов и т.н. «петлевого снаряда» (Schlingegerät): под фюзеляжем планера на длинном тросе должен был размещаться небольшой заряд взрывчатого устройства. При пролете мимо бомбардировщиков противника заряд отцеплялся от фюзеляжа и тросом должен был задеть самолет противника с последующим его подрывом.

схема опытного планера-перехватчика Blohm und Voss BV 40

схема опытного планера-перехватчика Blohm und Voss BV 40

Впоследствии в техническом управлении сошлись на мнении, что планер должен был вести атаку в лоб на скорости 400 км/ч, сближаясь с целью на скорости 800 км/ч, так что пилот едва ли мог успеть сделать больше одной очереди, которая должна была быть максимально мощной. В результате было решено установить две 30-мм пушки MK 103, а «петлевой снаряд» снять. Обе пушки размещались в выступах между крылом и фюзеляжем и имели боезапас по 35 снарядов, размещенных в центральных частях консолей крыла.

Первый прототип планера-истребителя BV 40 V1 совершил свой первый полет в мае 1944 года, выполнив его с помощью самолета-буксировщика Bf 110. Полет планера прошел штатно. Пилот доложил после полета, что управляемость планера была хорошей, в том числе и в турбулентном потоке за буксировщиком.

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

опытный планер-перехватчик BV 40 V1

После небольших корректировок (база взлетной тележки для большей устойчивости при разбеге была увеличена, а давление в шинах снижено) свой второй полет прототип выполнил 2 июня 1944 года. После отцепления на высоте 800 метров и скорости 240 км/ч пилот планера проверил управляемость машины с выпущенными закрылками. На скорости 150 км/ч управляемость была еще хорошей, но после того как скорость была снижена до 140 км/ч, планер свалился на крыло и рухнул на границу аэродрома, пропахав 25 метров.

К этому времени был готов второй прототип BV 40 V2. Первые два полета на нем были выполнены 5 июня 1944 года. В двух следующих полетах, состоявшихся три дня спустя, была достигнута скорость 330 км/ч при отцеплении на высоте 2200 метров. Третий прототип BV 40 V3 был разрушен во время статических испытаний. Четвертый прототип BV 40 V4 был серьезно поврежден в июне во время выполнения тестовых полетов, и был заменен пятым прототипом, который в Венцендорфе (Wenzendorf) прошел программу испытаний.

27 июля 1944 года шестой прототип BV 40 V6 был перегнан из Штада (Stad) в Венцендорф на буксире за Bf 110. Это был первый дальний перелет планеров данного типа. После полета пилот доложил, что путешествие оказалось крайне утомительным. Лежать ничком, упираясь подбородком, оказалось очень тяжело.

шестой прототип планера-перехватчика BV 40 V6 на верхних и боковых поверхностях нес камуфляж в виде крупных полос темно-зеленого (RLM 71) и черно-зеленого (RLM 70) цветов. Нижние поверхности были окрашены в светлый сине-серый цвет (RLM 65). Военный номер PN + UF был нанесен на борта фюзеляжа и нижнюю поверхность крыла. Опознавательные знаки нанесены на крыло и вертикальное оперение

шестой прототип планера-перехватчика BV 40 V6 на верхних и боковых поверхностях нес камуфляж в виде крупных полос темно-зеленого (RLM 71) и черно-зеленого (RLM 70) цветов. Нижние поверхности были окрашены в светлый сине-серый цвет (RLM 65). Военный номер PN + UF был нанесен на борта фюзеляжа и нижнюю поверхность крыла. Опознавательные знаки нанесены на крыло и вертикальное оперение

К этому времени установили, что управляемость планера достаточна. Компания Blohm und Voss получила заказ на предварительную серию из 19 машин со сроком готовности к марту 1945 года. Одновременно последовал заказ на установочную партию из двухсот серийных планеров-истребителей BV 40 A.

В июле 1944 года параллельно с выдачей заказов продолжались испытания прототипов, во время которых на высоте 2000 метров была достигнута скорость горизонтального полета 470 км/ч. Согласно расчетам в пикировании BV 40 должен был разогнаться до 950 км/ч. Правда, были сомнения относительно возможного флаттера элеронов и чтобы исключить такую опасность, рассчитывали сократить площадь элеронов на 40%. Провести исследования по этому вопросу планировалось осенью 1944 года.

Однако осенью в связи с катастрофической обстановкой на фронтах руководство RLM пошло на сокращение количества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Приоритет получило массовое производство обычных самолетов-истребителей. В результате программа BV 40 была закрыта и производственные заказы были отменены; до отмены программы удалось завершить седьмой прототип BV 40 V7.

В заключение следует сказать, что до отмены программы в техническом управлении RLM планировали расширить сферу применения планеров BV 40. Также планировалось установить ракетный или пульсирующий двигатель и даже изменить назначение планера. Флигер-штаб-инженер Тилениус предложил оснастить ВV 40 мелкими бомбами с дистанционными взрывателями для сброса на строй бомбардировщиков. Максимальная нагрузка планировалась из четырех бомб ВТ-700 под крылом. Предполагалось, что пару ВV 40 можно было подвесить под Hе 177 A-5 или B-5. Планировалось поставить автоматическую систему управления, ракетный двигатель или даже использовать планер в качестве буксируемого топливного бака. После отмены программы все эти планы остались на бумаге.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Blohm und Voss BV 40

Назначение: планер-перехватчик

Статус: прототип

Компания-производитель: Blohm und Voss Schiffswerft, Abteilung Flugzeugbau, Гамбург

Экипаж: 1 чел.

Размеры:

размах крыла 7,85 м
длина 5,70 м
высота 1,70 м
площадь крыла 8,70 м²

Вес:

пустого планера 840 кг
взлетный 1330 кг

Летные характеристики:

скорость буксировки за истребителем Bf 109 G на высоте 5800 метров
с одним BV 40 – 555 км/ч
с двумя BV 40 – 506 км/ч
время набора истребителем Bf 109 G высоты 7000 метрового
с одним BV 40 – 12 мин
с двумя BV 40 – 16,8 мин

Вооружение: две 30-мм пушки МК 108 с боезапасом по 35 снарядов на ствол

Количество изготовленных: 7 экз.

источники:

текст и часть фотографий – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «LETADLA 39-45 Blohm und Voss BV 40» «L+K» 18/95, стр. 34/1446
текст и часть фотографий –
http://www.airwar.ru/enc/glider/bv40.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account