Опытные многоцелевые летающие лодки Breguet Br.790 Nautilus. Франция

14
Опытные многоцелевые летающие лодки Breguet Br.790 Nautilus. Франция

Опытные многоцелевые летающие лодки Breguet Br.790 Nautilus. Франция

К 1937 году руководство французское министерства авиации полностью осознало общую устарелость материальной части ВВС и авиации военно-морских сил. Результатом осознания отставания стали лихорадочные попытки по его преодолению: проводились конкурсы на разработку боевых самолетов различных категорий и вне конкурсов оказывалась поддержка созданию экспериментальных прототипов.

В итоге в период между 1937 и 1940 годами было создано несколько замечательных новых самолетов, однако значительные ресурсы были израсходованы на разработку оказавшихся неэффективных прототипов. Новые машины были быстро запущены в серийное производство, но из-за всевозможных трудностей, большая часть которых была связана с недавно проведенной национализацией авиационной промышленности, было изготовлено недостаточное количество летательных аппаратов нового поколения. Еще меньше машин было передано в подразделения ВВС и авиации ВМС.

Среди созданных в предвоенные годы самолетов следует отметить небольшую летающую лодку Breguet Bre-700 Nautilus, предназначенная преимущественно для разведки вблизи побережья. Летом 1937 года французское министерство авиации заказало его разработку компании Breguet в соответствии с требованиями спецификации A46. Хотя в 1936 году компания Breguet в рамках национализации потеряла несколько заводов, у нее оставались возможности для разработки и серийного производства. Кроме того, в 1939 году компания приобрела в Тулузе, Байонне и Бискарроссе заброшенные заводы компании Latécoère, так что несмотря на национализацию компания практически усилилась.

В соответствии с требованиями спецификации A46 компанией был разработан проект Bre.790 Nautilus. Это был цельнометаллическая летающая лодка со свободнонесущим высокорасположенным крылом и двухреданным корпусом.

схема многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus

схема многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus

Крыло и хвостовое оперение были частично покрыты полотном; почти вся его задняя кромка использовалась для размещения механизации крыла: элеронов и закрылков. Под крылом гидросамолета примерно на середине размаха консолей на N-образных стойках были установлены два стабилизирующих поплавка.

Длинный и тонкий корпус летающей лодки имел богато застекленную кабину, в которой находились места пилота (впереди) и наблюдателя (позади). Третий член экипажа – стрелок – находился позади крыла и был вооружен одним подвижным 7,5-мм пулеметом Darne. При аэродинамической чистоте передней части корпуса летающей лодки открытая кабина стрелка выглядела довольно архаично.

Силовая установка размещалась над фюзеляжем на стойках и состояла из одного 12-цилиндрового редукторного рядного двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xirs, развивавшего мощность 720 л.с. (530 кВт) и приводившего в движение толкающий трехлопастный воздушный винт изменяемого шага компании Ratier. В носовой части моторной гондолы был размещен радиатор. Под крылом могли быть установлены два держателя, к которым можно было подвесить по одной 75-кг бомбе.

Министерство авиации одобрило проект компании Breguet и в 1938 году заказало два прототипа Bre.790 Nautilus. Летом 1939 года первый прототип был изготовлен на заводе в Бискарроссе. Испытания показали, что летные характеристики были очень хорошими, но путевая управляемость при движении по воде была недостаточной. Для решения этой проблемы длина корпуса лодки была увеличена с первоначальных 12,65 метров до 13,00 метров, а на горизонтальном оперении были установлены два вспомогательных киля.

Официальные приемочные испытания прототипа были проведены в феврале 1940 года на территории центра практических исследований и принятия морской авиации (Centre d’expérimentations pratiques et de réception de l’aéronautique navale – CEPA), Сен-Рафаэль. Испытания прошли без каких-либо проблем, и министерство авиации заказало производство 75 машин данного типа. Из них 60 машин должно было быть изготовлено компанией Breguet, а остальные тулонским военно-морским арсеналом. Однако весной 1940 года потребность в боевых самолетах стала настолько огромной, что все производственные мощности были переключены на изготовление самолетов более необходимых типов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. Как следствие в мае 1940 года заказ на летающие лодки Bre.790 Nautilus был сокращен до 45 штук.

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus во время испытаний и технического обслуживания

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus во время испытаний и технического обслуживания

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus во время испытаний и технического обслуживания

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus во время испытаний и технического обслуживания

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus во время испытаний и технического обслуживания

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus во время испытаний и технического обслуживания

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus летал в стандартной камуфляжной окраске самолетов авиации французских ВМС: светлой серо-голубой краской были выкрашены нижние поверхности крыла и горизонтального оперения и боковые поверхности корпуса лодки и вертикального оперения. Верхние поверхности корпуса лодки, крыла и горизонтального оперения были выкрашены в темный серо-синий цвет. Нижние части поплавков и корпуса лодки были выкрашены в темно-серый цвет

прототип многоцелевой летающей лодки Breguet Bre-790 Nautilus летал в стандартной камуфляжной окраске самолетов авиации французских ВМС: светлой серо-голубой краской были выкрашены нижние поверхности крыла и горизонтального оперения и боковые поверхности корпуса лодки и вертикального оперения. Верхние поверхности корпуса лодки, крыла и горизонтального оперения были выкрашены в темный серо-синий цвет. Нижние части поплавков и корпуса лодки были выкрашены в темно-серый цвет

Тем временем в январе 1940 года в воздух поднялся второй прототип Bre-790, который отличался от первого килевой частью корпуса лодки. Данное изменение конструкции корпуса должно было улучшить гидродинамические характеристики летающей лодки. Тем временем на заводе компании Breguet шла подготовка к серийному производству летающих лодок, но работы велись медленно и к моменту падения Франции производство летающих лодок Bre-790 начато не было. О судьбе двух изготовленных прототипов ничего не известно.

В заключение следует сказать, что в соответствии с принятой во Франции практикой были разработаны различные варианты «наутилуса», отличавшиеся силовой установкой. Целью данных работ было обеспечение производства и эксплуатации даже в случае отсутствия какого-либо типа двигателя. Была разработана версия Bre-791 с 14-цилиндровым радиальным двигателем Gnôme-Rhône 14M, также вращавшим толкающий винт. В соответствии с выпущенной с министерством авиации дополнительной спецификацией A62 был разработан вариант Bre-792 для запуска с катапульт боевых кораблей. Основным отличием от базовой конструкции была силовая установка, состоявшая из двух рядных восьмицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Béarn, развивавших мощность по 350 л.с. (257 кВт). Однако ни один из разрабатывавшихся вариантов не вышел из стадии проекта.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Breguet Br.790 Nautilus

Назначение: многоцелевая летающая лодка

Статус: прототип

Компания-производитель: Socíété Anonyme des Ateliers ďAviation Louis Breguet, Бискарросс

Экипаж: 3 человека

Силовая установка: один 12-цилиндровый редукторный рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Xirs, развивавший мощность 720 л.с. (530 кВт) и вращавший толкающий трехлопастный воздушный винт изменяемого шага компании Ratier

Размеры:

размах крыла 17,00 м
длина 13,00 м
высота 4,00 м
площадь крыла 33,00 м²

Масса:

пустого 2700 кг
взлетная 3600 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
на уровне моря 250 км/ч
на высоте 2100 метров 310 км/ч
крейсерская скорость 150 км/ч
скороподъемность у земли 7,3 м/с
практический потолок 6000 м
продолжительность полета на скорости 150 км/ч 6 ч

Количество изготовленных: 2 экз.

источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 BREGUET Bre-790 NAUTILUS» «L+K» 4/87, стр.26/148

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account