Опытные многоцелевые гидросамолеты SNCASO (Bloch) MB-480. Франция

13

Опытные многоцелевые гидросамолеты SNCASO (Bloch) MB-480. Франция

На рубеже 1930-х и 1940-х годов, в связи с общим ростом летных характеристик самолетов наземного базирования и повышением надежности работы двигателей привели к пересмотру взглядов на незаменимость гидросамолетов в различных областях применения. Дальность полета самолетов с колесным шасси возросла настолько, что позволяла совершать полеты на большое расстояние от побережья. Вследствие этого самолеты наземного базирования все чаще использовались для ведения разведки над морем, а также нанесения ударов по кораблям противника с помощью бомб и торпед.

Скорости современных свободнонесущих монопланов с убирающимися основными стойками шасси значительно возросли, в то время как летающие лодки и особенно поплавковые гидросамолеты несмотря на все усилия своих создателей достигли лишь небольшого прироста летных характеристик. И поскольку более надежные двигатели снижали риск возникновения аварийной посадки, то прежнее преимущество гидросамолетов выглядело обременительным, принуждавшим морские самолеты нести тяжелые и создававшие значительное лобовое сопротивление поплавки или иметь громоздкие и аэродинамически невыгодные лодочные корпуса, а также полагаться на отдельные акватории и сложные причальные сооружения.

В последней трети 1930-х годов были созданы последние тяжелые поплавковые гидросамолеты, которые на момент начала Второй Мировой войны хотя и находились в серийном производстве и на боевой службе, но чаще всего выполняли вспомогательные задачи, тогда как первая линия все более и более насыщалась самолетами наземного базирования. В качестве примера серийных поплавковых гидросамолетов стоит привести двухмоторные нидерландский Fokker T-VIII-W и немецкий Heinkel Не 115 и трехмоторный итальянский CANT Z-506. К числу опытных относится герой нашей статьи – французский двухмоторный гидросамолет Bloch MB-480.

В марте 1935 года французское министерство авиации выпустило первый вариант тактико-технических требований MT/CPT 9 к новому поплавковому гидросамолету, который был скорректирован в марте 1937 года. Французскому флоту требовался поплавковый гидросамолет категории «d’Éclaireur de combat», т.е. боевой разведывательный гидросамолет, который в прибрежной зоне должен был выполнять функции разведчика, бомбардировщика и торпедоносца. В мае 1937 года министерство авиации заказало у национального общества самолётостроения юго-западной Франции (Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest – SNCASO или Sud-Ouest; образована 16 ноября 1936 года слиянием национализированных компаний Blériot, Bloch, Lioré et Olivier, SAB, SASO и UCA) два прототипа MB-480, разработанных для выполнения задач спецификации MT/CPT 9.

В конце июня 1939 года в Мариньяне в воздух поднялся первый прототип MB-480. Было очевидно, что конструкторы решили максимально облегчить себе работу, поскольку планер гидросамолета представлял собой слегка измененный (сохранив все основные аэродинамические и технологические решения) планер незадолго до этого созданного бомбардировщика и разведчика наземного базирования MB-131.

Поплавковый гидросамолет MB-480 представлял собой низкоплан очень чистых форм с экипажем из пяти человек и с силовой установкой в виде двух 14-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhóne 14N-2/3. Двигатели развивали по 1060 л.с. (779 кВт) и отличались направлением вращения: правый вращался влево и влево вправо, то есть всегда в направлении к фюзеляжу. Таким образом реактивные моменты воздушных винтов взаимно компенсированы. Применение в многомоторных самолетах винтов с противоположным вращением являлось одной из отличительных особенностей французской довоенной авиации. Запас топлива (1700 литров) размещались в центроплане крыла.

Предполагалось, что поплавковый гидросамолет MB-480 должен был быть вооружен подвижными 7,5-мм пулеметами Darne, размещенными в носовой части фюзеляжа и в расположенной за крылом в нижней части фюзеляжа стрелковой позиции. В соответствии с тогдашней французской концепцией за крылом в верхней части фюзеляжа находилась стрелковая позиция, предназначенная для установки 20-мм пушки Hispano-Suiza. Как выяснилось позже на аналогично вооруженных французских самолетах мобильность и управляемость этой пушки были недостаточными, и в силу малой емкости барабана со снарядами эта артсистема значительно теряла свою эффективность. Боевая нагрузка гидросамолета MB-480 могла достигать 1340 кг. Обычно это были глубинные бомбы: пять 225-кг бомб типа K или три 410-кг бомбы типа L. Для нанесения ударов по кораблям противника MB-480 мог нести две 400-мм торпеды обр. 1926 года.

Во время испытаний в конструкцию гидросамолета было внесено несколько изменений. Горизонтальное оперение попадало в создаваемые поплавками водяные брызги и были подняты на 280 мм. Результатом такого действия стало то, что вертикальное оперения стало мешать обстрелу 20-мм пушкой. Верхние части вертикального оперения были «срезаны» и их нижние части были увеличены. Поскольку эти изменения вызвали вибрации хвостового оперения, то стабилизатор был укреплен V-образными стойками.

В начале сентября 1939 года во французском адмиралтействе было принято решение, что поплавковые гидросамолеты уже больше не подходят для тех задач, для которых они , в том числе и MB-480, создавались. Командование французских ВМС считало, что вскоре в больших количествах получит отечественные Lioré-et-Olivier LeO-451 и американские Martin 167. Результатом этого решения была остановка разработки MB-480. В декабре 1939 года во Франции постройка поплавковых гидросамолетов для авиации ВМС была прекращена. До декабря была завершена постройка второго прототипа, который впервые взлетел в Мариньяне в октябре. Прототипы были отправлены для испытаний в Сен-Рафаэль и затем в Уртен, где были вооружены. В июне 1940 года один из прототипов разбился после столкновения с причалом на озере Тау. Другой прототип находился на хранении у озера Берр (Berre) и его дальнейшая судьба неизвестна.

схема опытного поплавкового гидросамолета SNCASO (Bloch) MB-480

схема опытного поплавкового гидросамолета SNCASO (Bloch) MB-480

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 в первоначальном варианте

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 в первоначальном варианте

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 в первоначальном варианте

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 в первоначальном варианте

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 в первоначальном варианте

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 в первоначальном варианте

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 после изменения хвостового оперения. В течение своей карьеры машины летали без камуфляжной окраски. Опознавательные знаки авиации ВМС Франции были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла. Рули направления были выкрашены в цвета национального флага с нанесенными на них якорями

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 после изменения хвостового оперения. В течение своей карьеры машины летали без камуфляжной окраски. Опознавательные знаки авиации ВМС Франции были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла. Рули направления были выкрашены в цвета национального флага с нанесенными на них якорями

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 после изменения хвостового оперения. В течение своей карьеры машины летали без камуфляжной окраски. Опознавательные знаки авиации ВМС Франции были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла. Рули направления были выкрашены в цвета национального флага с нанесенными на них якорями

опытный поплавковый гидросамолет SNCASO (Bloch) MB-480 после изменения хвостового оперения. В течение своей карьеры машины летали без камуфляжной окраски. Опознавательные знаки авиации ВМС Франции были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла. Рули направления были выкрашены в цвета национального флага с нанесенными на них якорями

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: SNCASO (Bloch) MB-480

Назначение: многоцелевой гидросамолет

Статус: прототип

Компания-производитель: Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest (SNCASO; национализированная Avions Marcel Bloch), Курбевуа, департамент О-де-Сен, Франция

Экипаж: 5 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhóne 14N-2/3, развивавших мощность по 1060 л.с. (779 кВт) и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 23,50 м
длина 19,10 м
высота 4,60 м
площадь крыла 82,30 м²

Масса:

пустого 7028 кг
взлетная нормальная 10000 кг
взлетная с перегрузкой 12000 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• на высоте 1500 метров 330 км/ч
• на высоте 1750 метров 315 км/ч
крейсерская скорость 280 км/ч
практический потолок 7100 м
дальность полета 2000 км

Количество изготовленных: 2 экз.

источники:

VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 MARCEL BLOCH MВ-480» «L+K» 15/84, str.29/589
часть фотографий взята с – http://www.airwar.ru/enc/sww2/mb480.html

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-mnogocelevye-gidrosamolety-sncaso-bloch-mb-480-franc

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account