Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания

1

Как явствует из обозначения, Sydney была второй летающей лодкой-разведчиком компании Blackburn. Значительный опыт работы с Iris II не оставлял сомнений, что цельнометаллический корпус этой летающей лодки был реально очень хорош не только из-за его поведения на воде и воздухе, но и с точки зрения компоновки. Поэтому главный конструктор гидросамолетов майор Дж. Д. Ренни (Maj. J. D. Rennie) взял Iris II за основу своего ответа на предложение, выдвинутое Министерством авиации в спецификации R.5/27. Фактически, Sydney был задуман как монопланная версия летающей лодки Iris.

23 июня 1927 года проект был одобрен групп-капитаном (полковником авиации) Дж. Э. Чамиером (Grp Capt J. A. Chamier), действовавшим от имени управления технического развития (Directorate of Technical Development), и 23 февраля 1928 года был выдан контракт на постройку летающей лодки с силовой установкой в виде трех 510-сильных двигателей Rolls-Royce Falcon X. Однако чтобы идти в ногу с быстрым развитием этих моторов, 22 июня того же года Министерство авиации запросило установку на самолет 525-сильных двигателей Rolls-Royce F.XIIA, а 23 января 1929 года — двигателей Rolls-Royce F.XIIMS.

Пассажирская летающая лодка C.B.2 Nile

Проектирование первой в Великобритании большой летающей лодки-моноплана было завершено установкой крыла на расположенный в средней части фюзеляжа пилон, изготовленный из стальных труб и покрытый дюралюминиевой обшивкой. Пилон был установлен таким образом, что линии действия тяги всех трех двигателей были в том же положении по отношению к хвостовому оперению, что и на лодке-биплане. В новой лодке бипланное хвостовое оперение было заменено монопланным.

Комфорт пилота был улучшен перемещением кабины наверх; сама кабина включала раздвижные верхние и боковые окна. 

Ценность применения таких летающих лодок гражданской сфере была очевидна, и в компании Blackburn было решено построить две машины: одна — для Министерства авиации — должна была иметь экипаж из пяти человек и получить вооружение как у лодки типа Iris, а вторая должна была быть оборудована по принятым в те годы стандартам компаний-авиаперевозчиков. Машина, названная как C.B.2 (т.е. вторая коммерческая лодка компании Blackburn), должна была нести трех членов экипажа, 14 пассажиров, багаж и почту в Александрию и Кейптаун на маршрутах авиакомпании Cobham-Blackburn Air Lines Ltd. Данная компания была образована 24 апреля 1928 года слиянием интересов North Sea Aerial и General Transport Co Ltd, являвшихся операторами новаторской авиатрассы Хартум-Кисуму (на данной трассе применялся гидроплан de Havilland D.H.50J Pelican), и Alan Cobham Aviation Ltd, которая проводила обследование воздушных маршрутов в Африке и вокруг нее.

Эта новая гражданская летающая лодка получила соответствующее имя – Nile. Показанная в условиях тропического климата замечательная рекордная надежность установленных на летающей лодке Pelican радиальных двигателей Bristol Jupiter привела к выбору для Nile 515-сильных редукторных двигателей Jupiter IX. В это же время с установкой двигателей водяного охлаждения в конструкции Sydney была продолжена традиция машин типа Iris.

В течение 1928-29 годов две летающие лодки бок о бок обретали свой облик, и корпус Nile с квадратными пассажирскими окнами большей площади, заменившими круглые иллюминаторы военной лодки Sydney, был завершен и окрашен для перевозки в Лондон. В Лондоне на состоявшемся в Олимпии с 16 по 27 июля 1929 года авиашоу Nile стал гвоздем программы.

В крайней носовой части корпуса летающей лодки был оборудован отсек для хранения морского снаряжения или для приема швартовых. За этим отсеком находилась кабина пилотов с двойным управлением. Эти отсеки еще не были завершены, но пассажирский салон был уже обставлен кожаными креслами, расположенными группами по четыре с обращенными друг на друга парами. Два дополнительных места были обращены друг к другу в правом заднем углу. Для интереса пассажиров в передней перегородке была установлена приборная панель с высотомером, указателем скорости и часами. Позади салона были расположены туалет, буфетная стюарда и трап, ведший вниз к верхней части входного люка. Багаж и почта размещались в крайнем хвостовом положении.

После авиашоу корпус был возвращен в Бро и вновь включен в производственную линию между Sydney и летающими лодками Iris III (S1263 и S1264). Есть очень много данных, что носящий имя Nile участник авиашоу занял место после состоявшегося 21 октября 1929 года спуска на воду прототипа Iris III (N238). К февралю 1930 года Nile был закончен, и авиакомпания Canadian Airways проявила интерес к серийному варианту этой машины, получившему обозначение C.B.2F. За первые пять лодок указывалась цена £21500 за машину и £19000 за последующие с поставкой в течение 9-12 месяцев с момента получения заказа. Однако вскоре после этого британское правительство решило, что авиакомпания Imperial Airways должна быть ответственной за все имперские авиационные сообщения и пользоваться при этом существующим оборудованием. Этим завершились устремления Cobham-Blackburn к африканским магистральным маршрутам. Все работы по Nile были немедленно прекращены, и Канада так никогда и не увидела эту летающую лодку.

Корпус Nile лежал на заводе заброшенным и всеми забытым в течение пяти лет, пока в 1935 году не был помещен в испытательный стенд для стальных балок. Затем во время исследования прочности конструкций с работающей обшивкой он был подвергнут увеличенным нагрузкам, приведшим к прогрессирующей деформации и, в конечном итоге, к окончательному разрушению.

Летающая лодка-разведчик R.B.2 Sydney

Работы были сконцентрированы на лодке Sydney, чей корпус, как и у несчастной лодки Nile, был просторнее, чем у Iris вследствие того, что стороны Sydney выше ватерлинии вместо наклона внутрь были перпендикулярны верхней палубе. Стабилизатор был монопланным и подкосным; его каркас был металлическим и состоял из дюралюминиевых коробчатых лонжеронов и балочных нервюр.

Крыло имело высоту в самой толстой точке 2 фута 4,5 дюймов (0,724 м), состояло из трех частей (центроплана и двух консолей) и имело поперечное V. Центроплан крыла имел хорды равной длины и профиль RAF 30, консоли уменьшались в толщине и длине хорды и оснащались элеронами Фрайза. Верхние поверхности крыла имели металлическую обшивку и образовывали проходы около двигателей. Крыло крепилось к скулам корпуса при помощи параллельных обтекаемых стоек, выполненных из стальных труб и пересекавших стойки подкрыльевых поплавков в точках непосредственно под внешними моторами.

Мотогондолы были схожи с теми, что устанавливались на летающей лодке Iris II, но отличались встроенными жалюзями радиатора, управлявшимися бортинженером (находился в корпусе в своем отсеке), и расположенным в пилоне 560-галлонным (2546 л) баком, топливо из которого подавалось через распределитель. Маслорадиаторы располагались по сторонам от пилона. Также была установлена система воздушного запуска.

Кили не устанавливались и все три руля направления имели внешние крепления. Центральный руль направления работал исключительно в качестве триммера, а на задние кромки пары внешних рулей были установлены серворули, которые по мере необходимости могли быть включены и выключены. Помимо этого две внутренние секции состоящего из четырех частей руля высоты действовали исключительно в качестве триммеров.

С исследовательской точки зрения наиболее важной особенностью конструкции корпуса было облегчение взлета на высоких скоростях путем удаления воздуха с первого редана и разрыва поверхностного натяжения между глиссирующим днищем и водой. Это простое устройство не имело рабочих частей; воздух из двух заборных устройств, расположенных по сторонам корпуса чуть выше ватерлинии, выбрасывался из расположенных в вертикальных стенках редана двадцати двух отверстий диаметром 0,6875" (17,46 мм).

Вооружение летающей лодки Sydney было аналогично вооружению лодки Iris и состояло из носовой, верхней и кормовой позиций 0,303" (7,7-мм) пулеметов Lewis, а также из бомбодержателей под крылом. Бомбодержатели были предназначены для размещения двух 500-фунтовых (226,8 кг) (или 520-фунтовых (235,87 кг)) или четырех 250-фунтовых (113,4 кг) (или 230-фунтовых (104,33 кг)) бомб и четырех 20-фунтовых (9,07 кг) практических ракет. Основным отличием от Iris было то, что впервые в практике применения летающих лодок устанавливались мосты и сбрасыватели для двух 1850-фунтовых (839 кг) торпед Уайтхеда Mk VIII или Mk X.

В июне 1930 года летающая лодка Sydney, целиком окрашенная с помощью распылителя в серебряный цвет и несшая серийный номер Королевских ВВС N241, была выведена из цеха на выкатном шасси для своей первой проверки двигателей. Лодка была спущена на воду, и 18 июля под управлением сквадрон-лидера (майора авиации) К.Э. Ри (Sqn Ldr C. A. Rea) был выполнен небольшой полет с продолжительностью взлета 26 секунд. Второй и третий полеты были выполнены 28 июля и 13 августа соответственно. После этого Sydney был возвращен на завод для детального осмотра, и в октябре следующего года машина была перекрашена в серый цвет по типу летающей лодки Iris II.

Во время летных испытаний, проходивших 15 октября под управлением сквадрон-лидера (майора авиации) К.Э. Ри, центральный двигатель заклинило. Это привело к задержке завершения проходивших в Бро испытаний вплоть до 28 ноября. 30 ноября, на следующий день после испытательного подъема на высоту 4000 футов (1219,2 м), лодка Sydney под управлением флайт-лейтенанта (капитана авиации) Уэблина (Flt Lt Weblin) была отправлена в Феликсстоу. Самолет взлетел в 13:40 и продолжил полет на юг с ухудшением видимости, пока туман в Уош (Wash) не заставил вернуться назад в Бро с посадкой в 15:10. Летающая лодка Sydney была пришвартована на ночь, а затем в полдень была поставлена на стапель. Таким образом, в расположенный в Феликсстоу Экспериментальный центр морской авиации (MAEE — Marine Aircraft Experimental Establishment) самолет попал не раньше 9 декабря.

По прибытии машина была передана звену «A» для проведения проверки рабочих характеристик и серии изменений хвостового оперения, крыла, его подкосов и точек крепления к корпусу. Главным изменением было устранение диагональных подкосов над поплавками и замена их на соединяемую штифтами горизонтальную стойку с расположенными ниже стойки тросовыми крестообразными раскосами и с расположенными выше диагональными стойками так, как это показано на фотографии ниже. На хвостовое оперение между осями рулей направления также были установлены горизонтальные стойки.

В полете большой центральный пилон был найден вызывающим частичное затенение управления рулями высоты, особенно в планировании на скоростях ниже 100 миль/ч (161 км/ч), поэтому летающая лодка Sydney заходила на посадку на воду с двигателями, работающими на самой малой мощности. Данная проблема была исправлена увеличением хорды рулей высоты на 20%.

Испытания на определение влияния вентилируемого редана были проведены в гавани Харвич (Harwich Harbour) и в открытом море с общим весом летающей лодки 21500 и 25000 фунтов (9752,4 и 11340 кг). В ходе испытаний было установлено, что улучшения на взлете были незначительными, даже если заборники были установлены в воздушном потоке центрального двигателя. Общие испытания по определению рабочих характеристик были разочаровывающими по причине часто повторяющейся низкой эксплуатационной надежности.

Вследствие этого в 1934 году самолет был вычеркнут из списков, а планы по созданию версии, названной R.B.2A и оснащенной более мощными двигателями Rolls-Royce Kestrel MS, остались на бумаге.

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания


выкрашенная в серебряный цвет летающая лодка Sydney, N241, готова к первому полету; Бро 18 июля 1930 года (с любезного разрешения Дж.У.Р. Тэйлора (J. W. R. Taylor))

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
модель гражданской пассажирской летающей лодки Nile, оснащенной двигателями Bristol Jupiter

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
корпус Nile выставлен на стенде Blackburn в Олимпии, июль 1929 года

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
схемы летающей лодки Blackburn R.B.2 Sydney
Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
производство Sydney (вверху), Nile и Iris III, S1264; Бро,  20 октября 1929 года (Central Press Photo)

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
корпус гражданской пассажирской летающей лодки Nile в испытательном стенде в готовности к испытанию на разрушение, август 1935 года

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
летающая лодка Sydney до и после окраски в голубовато-серый цвет; 28 ноября 1930 года (фото "Flight" 9491 и 9494)

Опытные летающие лодки Blackburn R.B.2 Sydney и C.B.2 Nile. Великобритания
модифицированная стойка Sydney крупным планом. Воздухозаборник для вентилируемого редана расположен под третьим и четверным иллюминаторами

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Производитель: Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd, завод Олимпия (Olympia Works), Раундхей роуд (Roundhay Road), Лидс, аэродром Бро, Восточный Йоркшир

Силовая установка: 

Sydney — три 525-сильных двигателя Rolls-Royce F.XIIMS
Nile — три 515-сильных двигателя Bristol Jupiter IX

 

Sydney*

Nile

Размеры:

 

 

размах крыла

100 фт 0 дйм (30,48 м)

100 фт 0 дйм (30,48 м)

длина

65 фт 7 дйм (20 м)

65 фт 7 дйм (20 м)

высота

20 фт 4 дйм (6,20 м)

19 фт 2,5 дйм (5,85 м)

площадь крыла

1500 фт² (139 м²)

1500 фт² (139 м²)

Вес:

 

 

конструкции

17065 фнт (7741кг)

11785 фнт (5346 кг)

военной/полезной нагрузки

1442 фнт (654 кг)

8915 фнт (4044 кг)

590 галлонов (2234 л) топлива

4543 фнт (2061 кг)

н/д

30 галлонов (114 л) масла

300 фнт (136 кг)

н/д

общий полетный

23350 фнт (10591 кг)

20700 фнт (9389 кг)

Летные характеристики:

 

 

скорость на уровне моря

117 миль/ч (188 км/ч)

121 миль/ч (195 км/ч)

скорость на высоте 5000 футов (1524 м)

123 миль/ч (198 км/ч)

н/д

крейсерская скорость

100 миль/ч (161 км/ч)

100 миль/ч (161 км/ч)

начальная скороподъемность

390 фт/мин (119 м/мин)

700 фт/мин (213 м/мин)

практический потолок

16500 фт (5029 м)

14000 фт (4267 м)

максимальная продолжительность полета

7,5 ч

8 ч

Производство:

Sydney — построен один самолет — N241 — по контракту 781162/27 от 23 февраля 1928 года; производственный заказ  369, первый полет 18 июля 1930 года, в Феликсстоу с 9 декабря 1934 года; вычеркнут из списков в 1934 году

Nile — построен один самолет, регистрация получена не была; корпус был полностью готов в июле 1929 года; работы прекращены в феврале 1930 года; испытания на разрушение были проведены в Бро в период с 31 августа по 14 октября 1935 года


* — ссылка на отчет MAEE F/127, датированный июлем 1934 года

источник: A J Jackson «Blackburn Aircraft since 1909»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account