Опытные истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия
В начале тридцатых годов в расположенном неподалеку от Брюсселя городе Эвере (Evére) начала свою работу молодая компания Constructions Aéronautique Gustave Renard, главой которой стал брат владельца — Альфред Ренар. Следует отметить, что, по крайней мере, с точки зрения аэродинамики компанию с самого начала отличал высокий уровень ее разработок. Двухместный разведчик и легкий бомбардировщик подкосный моноплан-парасоль Renard R.31 стоился для бельгийских ВВС и на начало Второй Мировой войны составлял значительную часть парка военной авиации страны.
В 1937 году Альфред Ренар подготовил посетителям замечательный сюрприз — на стенде компании в полном блеске мерцал современный истребитель R.36, представлявший собой низкоплан с убирающимся шасси, 910-сильным двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs 21 и трехлопастным винтом изменяемого шага. В то же самое время в Чехословакии на Национальной авиационной выставке был представлен истребитель Av-35. Оба экспоната были в той или иной мере макетами, но Ренар задал более быстрый темп создания своей машины. 5 ноября 1937 года Жорж ван Дамм (Georges van Damme) поднял в небо прототип истребителя Renard R.36, в то время как Avia B-35 должен был ждать своего первого полета почти год и после этого был вынужден летать с винтом фиксированного шага и неубирающимися стойками шасси.
Первоначально R.36 летал с пропеллером, шаг которого изменялся на земле, но вскоре получил автоматический винт компании Hamilton Standard. Испытания прототипа проходили довольно гладко, и компанией было заявлено, что на высоте 4000 метров R.36 развил скорость 505 км/ч. В ноябре это достижение было опубликовано во французской авиационной прессе и обратило на себя внимание министерства авиации Франции. Французы искали самолет-истребитель подходящего типа, который оказался бы способным укрепить французское производство, находившееся после национализации в состоянии кризиса. С этого момента в министерстве авиации Франции внимательно смотрели за ходом разработки машины этого нового типа.
схемы истребителя Renard R.36, первоначальный вариант
Прототип R.36, получивший номер гражданской регистрации OO-ARW, имел в своей конструкции ряд оригинальных решений. Прежде всего, обращал на себя внимание длинный дугообразный переход между передней кромкой крыла и носовой частью фюзеляжа из-за чего последняя казалась относительно короткой. Охлаждающая жидкость была размещена конструкторами в передней части фюзеляжа под двигателем. Охлаждающий воздух попадал через небольшой воздухозаборник, расположенный позади кабины пилота, и уже нагревшись выходил через карман, расположенный в задней части фюзеляжа. Кабина пилота имела довольно редкий для довоенного времени каплевидный фонарь, обеспечивавший отличный круговой обзор.
истребитель Renard R.36, первоначальный вариант
Самолет имел цельнометаллический силовой набор крыла и хвостового оперения. Конструкция фюзеляжа представляла собой каркас из сваренных стальных труб, покрытых листами дюралюминия в передней части и полотном в задней. Крыло, стабилизатор и вертикальное оперение также были покрыты дюралюминиевыми листами, отклоняемые поверхности покрывались полотном.
Вооружение истребителя состояло из стрелявшей сквозь втулку винта 20-мм пушки Hispano и из четырех 7,7-мм пулеметов Browning, размещенных в крыле вне зоны ометания винта.
вариант окраски истребителя Renard R.36, первоначальный вариант
В общей сложности прототип OO-ARW выполнил 75 часов испытательных полетов с восемью разными пилотами. Все летчики выразили удовлетворение самолетом; единственным недостатком была ненадежная работа заглубленного радиатора, который был перенесен под переднюю часть фюзеляжа. К сожалению 17 января 1939 года во время испытательного полета самолет разбился, а летчик Эрик де Сопельберг (Eric de Sopelberg) погиб. В качестве причины аварии была выдвинута гипотеза о радиостанции, которая из-за ослабления соединений вышла из своего местоположения и заблокировала управление. Помимо вполне естественных причин в то напряженное предвоенное время высказывались предположения о саботаже. Одновременно с катастрофой бельгийское правительство заказало партию британских истребителей Hawker Hurricane, чем вызвало яростную критику отечественной прессы.
схемы истребителя Renard R.36 после переноса радиатора
Компания Renard планировала изготовить шесть прототипов, но в реальности были построены всего три машины, каждая из которых имела свои серьезные отличия. Специально для французского рынка был изготовлен истребитель R.37, оснащенный четырнадцатицилиндровым радиальным двухрядным двигателем Gnome-Rhône 14N-21 мощностью 1050 л.с.; выхлопные патрубки этого двигателя давали самолету небольшой прирост скорости. Вооружение было ограничено четырьмя крыльевыми пулеметами винтовочного калибра, которые могли быть заменены двумя 13,2-мм пулеметами Madsen. Для атак на наземные цели могли использоваться восемь 10-кг бомб или один гранатомет(!). В июле 1939 года компания Renard выставила R.37 на проходившем в Брюсселе последнем предвоенном европейском авиасалоне, однако сам самолет был еще далек от завершения. После оккупации R-37 был обнаружен в Эвере в ангаре с нанесенным на борт номером гражданской регистрации OO-ATJ, говорящим о том, что машину пытались поднять в воздух.
схемы истребителя Renard R.37
истребитель Renard R.37
вариант окраски истребителя Renard R.37
Большие надежды компания Renard возлагала на другой прототип — R.38, в котором хороший планер сочетался с отличным двигателем Rolls-Royce Merlin II той же мощности, что и Gnome-Rhône 14N-21, и с радиатором под фюзеляжем. В июле 1939 года — почти год спустя после начавшихся 4 августа 1938 года успешных летных испытаний — самолет, получивший номер гражданской регистрации OO-ATK, под управлением летчика-испытателя компании SABCA был показан бельгийскому военному руководству. Renard R.38 развивал скорость 545 км/ч, что на конец 30-х годов было хорошим результатом для европейских истребителей.
схемы истребителя Renard R.38
истребитель Renard R.38
Сразу же после нападения Германии перспективный Renard R.38 удалось эвакуировать во французский город Бордо, откуда машину планировали отправить в Марокко. Однако во французском порту путь R.38 закончился. Во Францию был эвакуирован еще один прототип: оснащенный двигателем Merlin и герметичной кабиной высотный истребитель R.40.
В заключение следует сказать, что за короткий срок компания Renard сделала очень многое и значительно опередила Avia.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
R.36 |
R.37 |
R.38 |
Тип: |
истребитель |
истребитель |
истребитель |
Экипаж, чел.: |
1 |
1 |
1 |
Силовая установка: |
|
|
|
тип двигателя |
Hispano-Suiza 12Ycrs 21 |
Gnome-Rhóne 14N-21 |
Rolls-Royce Merlin II |
мощность, л.с. |
1×910 |
1×1050 |
1×1020 |
общая мощность, л.с. |
910 |
1050 |
1020 |
Размеры: |
|
|
|
размах крыла, м |
11,64 |
11,64 |
11,64 |
длина, м |
8,8 |
8,4 |
8,8 |
высота, м |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
площадь крыла, м² |
20 |
20 |
20 |
Вес: |
|
|
|
пустого, кг |
1700 |
1960 |
1950 |
взлетный, кг |
2400 |
2460 |
2600 |
Летные характеристики: |
|
|
|
максимальная скорость у земли, км/ч |
417 |
430 |
430 |
максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч |
515 |
545 |
545 |
крейсерская скорость, км/ч |
465 |
485 |
486 |
скороподъемность у земли, м/с |
12,5 |
|
|
практическая дальность, км |
890 |
995 |
1350 |
практический потолок, м |
12000 |
12900 |
12900 |
Вооружение: |
|
|
|
стрелковое |
1×20-мм, 4×7,7-мм |
4×7,7-мм (2×13,2-мм) |
4×7,7-мм (2×13,2-мм) |
бомбовое |
8×10-кг |
8×10-кг |
8×10-кг |
источники:
- текст — VÁCLAV NĚMECEK «RENARD R.36» L+K 13/93
- таблица с характеристиками