Тайфун да не тот. Опытные истребители Hawker Tornado. Великобритания

16
Опытные истребители Hawker Tornado. Великобритания

Опытные истребители Hawker Tornado. Великобритания

Компания Hawker и ее знаменитый главный конструктор Сидни Кэмм во второй половине 1930-х годов и в годы Второй Мировой войны работали над серией истребителей, названия которых были позаимствованы у разрушительных явлений природы: ураган (Hurricane), торнадо (Tornado), тайфун (Typhoon) и буря (Tempest). По иронии судьбы, машина, названная в честь самого разрушительного явления – торнадо – на самом деле оказалась наименее разрушительной.

В 1937 году хорошо информированной общественности стало известно, что британские моторостроительные компании работают над созданием «сверхмощных» двигателей мощностью более 2000 л.с. (1470 кВт). Это были 24-цилиндровые рядные двигатели жидкостного охлаждения Napier Sabre с H-образным расположением цилиндров и Rolls-Royce Vulture с X-образным расположением цилиндров. Сначала Сидни Кэмм разработал проект истребителя, оснащенного двигателем Sabre и вооруженного двенадцатью крыльевыми 7,7-мм пулеметами, и в июле 1937 г. отправил документацию в Министерство авиации. Документация была рассмотрена, после чего в январе 1938 года была выпущена спецификация F.18/37, на основе которой началась разработка прототипа.

Позднее Сидни Кэмм спроектировал один самолет для обоих типов двигателей. Новая машина имела цельнометаллическое крыло с довольно толстым аэродинамическим профилем и в виде спереди напоминала сильно сплющенную литеру W (крыло типа «обратная чайка»). Носовая часть фюзеляжа, заканчивавшаяся за кабиной экипажа, имела силовой набор в виде фермы, сваренной из стальных труб, и обшивку из панелей, изготовленных из металлических листов. От кабины пилота до задней оконечности фюзеляж имел монококовую цельнометаллическую конструкцию. Кабина пилота была закрытой, вход и выход осуществлялись через дверь, расположенную в левом борту фюзеляжа. Машина отличалась необычайно широкой колеей колес основных стоек шасси. С двигателем Sabre к обозначению базового проекта добавлялась литера N (Napier), с двигателем Vulture – литера R (Rolls-Royce).

В августе Министерство авиации заказало четыре прототипа этих самолетов, по два в каждой версии. Первый прототип версии R (военный номер P5219) совершил свой первый полет 6 октября 1939 года, и к моменту первого полета для машины было выбрано наименование Tornado. Первый этап летных испытаний прошел очень гладко и успешно. Осенью 1939 года компания Hawker получила заказ на 500 серийных самолетов типа Tornado I.

схема первого прототипа истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219)

схема первого прототипа истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219)

Проблема возникла, когда пилоты достигли более высоких скоростей. Оказалось, что радиатор, расположенный под фюзеляжем примерно как у истребителя «харрикейн» (но чуть смещенный вперед), создавал неблагоприятный аэродинамический эффект. Прототип был модернизирован, и с 6 декабря 1939 года он летал с новым радиатором, подвешенным под носовой частью фюзеляжа сразу же за пропеллером. В обоих случаях в качестве силовой установки использовался 1760-сильный (1294 кВт) двигатель Rolls-Royce Vulture II, в крыле размещались двенадцать 7,7-мм пулеметов, а взлетная масса составляла 4200 кг. Летные характеристики были многообещающими, но вскоре прототип потерпел крушение.

первый прототип истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219) на земле

первый прототип истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219) на земле

первый прототип истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219) на земле

первый прототип истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5219) на земле

Второй прототип (военный номер P5224) впервые поднялся в воздух только 6 декабря 1940 года, потому что компания Hawker была занята массовым производством «харрикейнов». Лишь с октября 1940 года компания Hawker могла выделять достаточное количество специалистов и ресурсов для реализации программы истребителя Tornado. Компания Hawker получила новый заказ на серийное производство, который был передан расположенному в Манчестере, графство Ланкашир, заводу компании A. V. Roe & Co. Ltd. (Avro). Второй прототип истребителя Tornado также был оснащен двигателем Vulture II, но в крыле вместо двенадцати пулеметов были размещены четыре 20-мм пушки Hispano. Уже во время испытаний возникли проблемы с двигателем Vulture и его основную «болезнь» – обрывы болтов штоков поршней – устранить так и не удалось. В начале 1941 года в компании Hawker сделали попытку заменить двигатель Vulture двигателем аналогичной мощности другого типа. Особое внимание было обращено на радиальные двигатели. Однако в марте 1941 года второй прототип был оснащен двигателем Vulture V мощностью 1980 л.с. (1455 кВт). Единственная серийная машина Tornado I (R7936) была создана в Манчестере, и ее первый полет состоялся в Вудфорде (Woodford) 29 августа 1941 года. Затем производство было остановлено из-за проблем с двигателями.

схема второго прототипа истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5224)

схема второго прототипа истребителя Hawker Tornado R (военный номер P5224)

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) на земле

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) на земле

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) на земле

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) на земле

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) в полете

второй прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) в полете

В категории тяжелых бомбардировщиков аналогичная участь постигла Avro Manchester, разработка которого также опиралась на двигатели Vulture. Единственный серийный истребитель Tornado I осталась в летно-испытательном центре и использовался для тестирования соосных винтов противоположного вращения.

верхние и боковые поверхности второго прототипа истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

верхние и боковые поверхности второго прототипа истребителя Hawker Tornado (военный номер P5224) были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

В феврале 1941 года компания Hawker получила заказ на новую версию истребителя Tornado, который должен был оснащаться 18-цилиндровым радиальным двигателем Bristol Centaurus Ce.4S мощностью 2210 л.с. (1624 кВт). Результатом этих работ стало создание третьего прототипа (военный номер HG641), первый полет которого состоялся 23 октября 1941 года. Авиастроители знали, что перед ними стояли проблемы с капотом крупного радиального двигателя, его выхлопными патрубками и с маслоохладителем, но их можно было преодолеть. По сравнению с вариантом, оснащенным двигателем Vulture V, истребитель Tornado с двигателем Centaurus был немного быстрее (647 км/ч против 640 км/ч), но уступал в скороподъемности и практическом потолке. На высоту 6100 метров Tornado (HG641) забирался за 8,4 минут, тогда как Tornado (P5224) – за 7,2 минут, а практический потолок составлял 10000 метров против 10640 метров.

третий прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) на земле

третий прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) на земле

третий прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) на земле

третий прототип истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) на земле

верхние и боковые поверхности третьего прототипа истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

верхние и боковые поверхности третьего прототипа истребителя Hawker Tornado (военный номер HG641) были выкрашены в темно-зеленый и коричневый цвета. Нижние поверхности были выкрашены в желтый цвет. Обтекатель втулки воздушного винта был выкрашен в черный цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхние и нижние поверхности крыла и на борта фюзеляжа. Вписанная в тонкий круг литера P нанесена на борта фюзеляжа между опознавательным знаком и военным номером

Гораздо более успешной, хотя и не без проблем, шла разработка самолета версии N с двигателем Sabre. Этот вариант был запущен в серийное производство под обозначением Typhoon и в основном использовался для штурмовых ударов по наземным целям. Дальнейшим развитием истребителя-штурмовика Typhoon стал более совершенный истребитель Tempest. При разработке оснащенного радиальным двигателем Centaurus варианта Tempest II конструкторское бюро компании Hawker использовало опыт, полученный при создании прототипа Tornado (HG641).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Hawker Tornado

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель:

Hawker Aircraft, Ltd., Кингстон-апон-Темз, графство Суррей
A. V. Roe & Co. Ltd., Манчестер, графство Ланкашир

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один 24-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Vulture V, развивавший мощность 1980 л.с. (1455 кВт) и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 12,78 м
длина 10,01 м
высота 4.47 м
площадь крыла 26,33 м²

Масса:

пустого 3803 кг
взлетная 4845 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 7020 метров 640 км/ч
время набора высоты 6100 метров 7,2 минут
практический потолок 10640 м
дальность полета 965 км

Количество изготовленных: 4 экземпляра (3 прототипа + 1 серийный самолет)

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account