Опытная САУ ГАЗ-75. “СуперХетцер” СССР. 1944г.
Для борьбы с немецкими тяжелыми танками типа «Тигр» и «Пантера», в 1943 г. НКТП был принят комплекс мероприятий по созданию новых самоходных артиллерийских установок с 85-мм пушкой, а также по установке этой пушки в танк Т-34. Одним из вариантов была самоходная артиллерийская установка ГАЗ-75. Работы над самоходной артиллерийской установкой ГАЗ-75 велись в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова.
Конструкция САУ ГАЗ-75 была продолжением концепции легких газовских САУ ГАЗ-74 (СУ-76Д и СУ-57Б https://alternathistory.ru/opytnye-sau-su-76d-i-su-57b-gaz-74-sssr1943-44g) с применением узлов и агрегатов танка Т-70M.
В качестве основного вооружения использовалась 85-мм танковая пушка Д-5С-85А (Т-34-85, СУ-85). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 792 м/с. Дальность прямого выстрела составляла 1030 метров. Возимый боекомплект — 42 выстрела. Дополнительно имелись 2 пистолета-пулемёта ППШ с боекомплектом 1065 патронов, а также 15 гранат Ф-1.
Броневой корпус закрытого типа ( по типу ГАЗ-74), сварной из стальных катаных листов. Броня обеспечивала противоснарядную защиту за счёт установки лобового листа толщиной 90 мм. В передней и средней части корпуса размещались совмещённые отделение управления и боевое отделение. В задней части находился моторно-трансмиссионный отсек. Механик-водитель и командир машины располагались справа от пушки, по левую сторону находились наводчик и заряжающий. Над местом командира находилась специальная башенка во вращающейся крышке люка. По левому борту находился люк с броневой крышкой для загрузки боеприпасов. В крыше и левом борту корпуса имелись амбразуры с броневыми крышками для стрельбы экипажа из личного оружия.
В командирской башенке устанавливался телескопический смотровой прибор. Место механика-водителя также было оборудовано аналогичными приборами наблюдения. В походном положении механик-водитель ориентировался по прибору, установленному в крыше рубки, в боевом положении — через прибор в крышке люка. Наведение орудия производилось с помощью телескопического прицела ТШ-15 и орудийной панорамы.
Ходовая часть ГАЗ-75 состояла из 6 опорных катков с каждой стороны и гусеничного движителя. Вместо поддерживающих катков использовались специальные полозья. На задних опорных катках устанавливался стабилизатор для предотвращения приседания машины при стрельбе. Стабилизатор приводился в действие с помощью соленоида одновременно с нажатием на кнопку электроспуска орудия. Кроме того, на задних катках вместе с резиновыми бандажами устанавливались специальные зубчатые венцы для постоянного зацепления с гусеницами. При выстреле происходило торможение венцов и стопорение задних катков, препятствующее откату машины.
В отличие от СУ-76Д от дизельного ленд-лизовского GMC-71 прагматично отказались, и в качестве силовой установки были использованы два последовательно спаренных карбюраторных двигателя ГАЗ-80, каждый мощностью 85 л.с., как на отработанной конструкции СУ-76. Узлы и агрегаты трансмиссии так же заимствовались у СУ-76.
ГАЗ-75, как САУ и тем более легкая САУ, вышла очень удачной. При боевой массе не более 18 тонн эта установка имела лобовую броню толщиной 75–90 мм (тогда как серийная СУ-85 — 45 мм) и была вооружена тем же мощным 85-мм орудием, что и Т-34-85 и СУ-85. А серийная, к тому времени, СУ-76 вообще уступала ей по всем показателям.
Расположение боевого отделения в середине САУ улучшало распределение массы на опорные катки и улучшало проходимость на пересеченной местности. При этом удачная коробка передач САУ делала ее чрезвычайно подвижной как на шоссе, так и на пересеченной местности. Низкий силуэт в сочетании с 90-мм лобовой броней и 85-мм орудием в комплексе превращал ГАЗ-75 практически в идеальную САУ для РККА. Технологичность производства, отработанное шасси и готовая двигательная установка делали ее очень привлекательной для массового выпуска в случае принятия на вооружение.
Летом 1943 года была завершена разработка, а зимой 1944 году был изготовлен и отправлен на испытания опытный образец, который удачно прошел и заводские и гос. испытания. Но….
….ГАЗ-75, к сожалению, так и не была принята на вооружение. Действительные причины туманны. В разных послевоенных источниках приводятся абсолютно различные причины от вполне логичных до полностью надуманных:
“…несмотря на то, что ГАЗ-75 успешно прошла испытания, на вооружение её не приняли. Командование тогда посчитало, что при подавляющем преимуществе в количественном отношении и наличии в серийном производстве таких машин как СУ-85 и СУ-76 принимать на вооружение ещё одну САУ не имеет смысла”
“ Но в серию САУ не пошла по разным причинам. Главной из них было нежелание ломать налаженный технологический процесс из-за внесения мелких изменений (как в случае с двигателями), или вообще полностью перестраивать его при переходе на производство новой машины”
“САУ ГАЗ-75 оказалась тяжелой (!?), плохо маневренной (!?). К принятию на вооружение установка не была рекомендована”
“По результатам испытаний работы по ГАЗ-75 были прекращены. Основной причиной отказа от конструкции ГАЗ-75 были резкие и недопустимые перемещения машины при стрельбе в зоне от 10 до 15° по азимуту”
Мне видится, реальной причиной было то, что на ГАЗ-75 просто не хватало 85-мм пушек Д-5 или С-53. Ибо все они шли на оснащение произведенных СУ-85 (в серии с августа 1943 г.) и приоритетного производства Т-34-85 ( в серии с января 1944 г.)
Хотя данная машина была явно лучшей среди легких САУ СССР и превосходила пресловутый “Хетцер” (который считают лучшим легким САУ WW2),но на вооружение ГАЗ-75 все-таки не попала, как и прочие отечественные легкие САУ, подобные Hetzer. В отсутствие конкуренции неудивительно, что «Хетцер» занял верхнюю строчку в рейтинге легких самоходок Второй мировой войны. Правда, тут необходимо уточнять, что он был лучшим в своем классе полностью бронированных легких истребителей танков, среди серийных САУ. А из опытных, я бы оставил пальму первенства за советской ГАЗ-75.
САУ |
СУ-76М |
СУ-76Д |
Hetzer |
ГАЗ-75 |
СУ-85 |
ТТХ |
|
|
|
|
|
Боевая масса, т |
10,5 |
11,6 |
16,1 |
15 |
29,2 |
Длина, мм
|
4 968 |
5 850 |
6 380 |
7 225 |
8 150 |
Ширина, мм |
2714 |
2430
|
2630 |
2775 |
3000 |
Высота, мм |
2100 |
1910
|
2170 |
1900 |
2450 |
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 |
0,55 |
0,68
|
|
0,67 |
0,68 |
Клиренс, мм |
300 |
340
|
|
300 |
400 |
Тип двигателя |
2х ГАЗ-70 |
GMC—71
|
Praga AC/2 |
ГАЗ-80 |
В-2 |
Максимальная мощность, л.с |
2х70 |
110 |
160 |
2х85 |
500 |
Запас топлива, л |
412 |
270 |
320 |
|
465 |
Удельная мощность, л.с./т |
12,5 |
9,5 |
|
11,3 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
41 |
36 |
42 |
45 |
55 |
Запас хода, км |
190 |
200 |
177 |
200 |
350 |
Бронирование, мм
|
|
|
|
|
|
– лоб/борт/корма корпуса |
25-35/15/15 |
60/15/15 |
60/20/10 |
50/15/15 |
45/45/45 |
– лоб рубки |
35 |
60 |
60 |
90 |
45 |
– крыша / днище |
/6 |
10/6 |
10/8 |
|
20/20 |
Экипаж, чел.
|
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Радиостанция
|
12-PT |
12-РТ |
FuG5 |
12-РТ |
9РМ |
Переговорное устройство
|
ТПУ-3 |
ТПУ-ЗФ |
FuG Spr f |
ТПУ-ЗФ |
ТПУ-3 |
Артиллерийское вооружение:
|
76,2-мм ЗИС-3c |
76,2-мм C-1 |
75-мм Pak 39/L 48 |
85-мм Д-5С |
85-мм Д-5С |
Начальная скорость снаряда, м/с:
|
|
|
|
|
|
– осколочно-фугасного |
680 |
662 |
|
|
|
– бронебойного |
|
680 |
|
792 |
792 |
— подкалиберного |
965 |
965 |
|
1050 |
1050 |
Макс, дальность стрельбы, м |
8 600 |
12 100
|
|
13 600 |
13 600 |
Дальность прямого выстрела, м |
1000 |
950 |
|
1030 |
1030 |
Скорострельность, выстр./мин:
|
15 |
|
|
|
|
– максимальная
|
|
20 |
|
8 |
8 |
– боевая
|
|
15 |
|
5 |
5 |
Боекомплект, выстрелов |
60 |
71 |
41 |
42 |
48 |
Сергей Сыч
Реконструкция Сергей Сыч.