Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия

1

В плеяде немецких авиаконструкторов одно из наиболее ярких мест принадлежит Клаудиусу Дорнье (Claudius Honoré Desiré Dornier, 1884-1969). Карьеру в авиации он начинал в 1910 году на предприятии графа Цеппелина Luttschiffbau Zeppelin GmbH, где занимался проектированием металлических узлов и конструкций дирижаблей. В 1914 году он возглавил самолётостроительное бюро концерна — т.н. подразделение «Do», которое в январе 1917 года получило статус самостоятельной фирмы Zeppelin Werk Lindau. Здесь разрабатывались различные типы военных аэропланов. Главные силы фирмы были брошены на создание для Kaiserliche Marine гигантских летающих лодок с металлическим каркасом из лёгких сплавов. Первая из них — Rs I, так и не поднялась в воздух. 21 декабря 1915 года она была разрушена во время шторма на стоянке на верфи Зеемоос. Полетела лишь вторая модель Rs IIa — 30 июня 1916 года. Затем последовали Rs IIb (ноябрь 1916 года), Rs III (ноябрь 1917 года), Rs IV (октябрь 1918 года).

Разработка и испытания

После поражения в Первой Мировой войне, Германии пришлось позабыть о производстве боевых самолётов. Клод Дорнье решил заняться выпуском пассажирских машин. Сначала он приспособил для этой цели Rs IV, затем разработал специализированный пассажирский гидросамолёт Gs I.

Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия


схемы пассажирской летающей лодки Dornier Gs I

Разработка этой машины началась в августе 1918 года, первоначально это должен был быть разведчик. Однако в январе 1919 года проект конвертировали в цивильную версию. Корпус был разделён на несколько перегородок, установлены новые поплавки оригинального типа (т.н. "жабры"). В передней части корпуса была оборудована кабина на 6 пассажиров.

Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия

Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия
пассажирская летающая лодка Dornier Gs I во время испытаний

Испытания самолёта начались 31 июля 1919 года на Боденском озере возле Фридрихсхафена. В октябре 1919 самолёт был передан для продолжения испытаний в швейцарскую авиакомпанию Frick & Co. Они проводились на швейцарском берегу Боденского озера. Полёты проходили весьма удачно. Самолёт развивал скорость 170 км/ч, достигая потолка 4250 метров. За время испытаний не было ни одной поломки. 10 декабря 1919 года самолёт был возвращён предприятию. Характеристики машины привлекли внимание заказчиков из Нидерландов и Швеции. Для демонстрации её возможностей в марте 1920 самолёт совершил перелёт из Фридрихсхафена в Нидерланды через Потсдам и Нордерней — немецкий остров на Северном море.

Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. ГерманияОпытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия
Dornier Gs I авиакомпании Frick & Co. бортовой CH 8 

Во время стоянки в Нордернее состоялась незапланированная проверка конструкции на прочность. Самолёт, оказавшийся после отлива на берегу, порывом ветра подняло на высоту нескольких метров. Неуправляемый самолёт плавно опустился в 30 метрах от первоначального места без каких-либо повреждений.

Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия
Dornier Gs I авиакомпании Frick & Co. бортовой CH 8 

Однако надежды на продажу удачного самолёта авиакомпаниям не оправдались. В апреле 1920 года, машина отправилась в перелёт в Швецию. По пути сделала остановку в Киле. В это время машиной заинтересовались британская и французская разведки. Чтобы самолёт не попал в руки Союзной Контрольной комиссии, 25 апреля экипаж затопил его в Кильской бухте. Так неожиданно закончилась история интересной машины. Впрочем, опыт, полученный при разработке Dornier Gs I, не пропал даром. На базе этой летающей лодки был создан один из наиболее удачных гидросамолётов 1920-х годов — Dornier Wahl.

Опытная пассажирская летающая лодка Dornier Gs I. Германия
модель пассажирской летающей лодки Dornier Gs I

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Цельнометаллический двухмоторный подкосной моноплан-парасоль — летающая лодка классической схемы.

Фюзеляж 

Корпус самолета цельнометаллический из стальных и алюминиевых сплавов. В корпусе размещено 4 топливных бака. В передней части открытая кабина пилота, за ней закрытая пассажирская кабина каплевидной формы.

Крыло

Крыло самолета двухлонжеронное. Каркас металлический, покрытый полотном. Крыло связано с поплавками профилированными подкосами, усиленными диагональными тросами.

Силовая установка

Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей, установленных в тандем в гондоле, на центральной секции крыла. Передний двигатель с тянущим винтом, задний с толкающим. Радиатор переднего двигателя смонтирован перед ним, радиатор заднего — над ним. Тип двигателей — Maybach Mb IVa 270 л.с./198 кВт — шестицилиндровые рядные жидкостного охлаждения.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение коробчатого типа с двумя килями и стабилизаторами. Каркас металлический, покрытый полотном.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: пассажирский самолет

Компания-производитель: Zeppelin Werk Lindau GmbH

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: два шестицилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Maybach Mb IVa, развивавших мощность 270 л.с. и вращавших тянущий и толкающий винты

Размеры:

размах крыла 21,00 м 
длина 15,30 м 
высота 4,70 м 
площадь крыла 80,00 м²

Вес:

пустого    3115 кг
взлётный 4315 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 170 км/ч
практический потолок 4250 м
дальность полёта 600 км

Количество пассажиров: 6 человек

Количество изготовленных: 1 экземпляр

Источники:

  1. Котельников В.Р. «Летающая лодка Дорнье "Валь"». Гангут. Санкт-Петербург. 1995
  2. Dornier: Die Chronik des altesten deutschen Flugzeugwerks. Friedrichshafen. 1983
  3. Flight, 1920 №52
  4. German Aviation 1919 — 1945
  5. Letectvi + kosmonautika, 2000 №6

источник: http://airliner.narod.ru/1unsucces/dorniergs1.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account