Опытная многоцелевая летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1. США

16
Опытная многоцелевая летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1. США

Опытная многоцелевая летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1. США

Самой известной из летающих лодок компании Consolidated Aircraft Co. (Consolidated), использовавшихся в годы Второй Мировой войны, была, несомненно, Model 28 или PBY, которая была более известна под наименованием Catalina. Помимо военно-морских сил США и Королевского флота эти летающие лодки действовали в составе настолько большого числа флотов и военно-воздушных сил стран-союзников по антигитлеровской коалиции, что своим успехом затмили другие гидросамолеты, которые создала компания Consolidated. С 1928 года компания Consolidated была постоянным поставщиком многомоторных летающих лодок для ВМС США, и ее конкуренция с компанией Martin не прекращалась ни на минуту.

В конце 1930-х годов уже казалось, что летающие лодки PBY, которые на момент своего создания (1933 год) намного опередили уровень своего времени, будут превзойдены более современными и более крупными машинами. Однако незадолго до начала войны в связи с возросшей международной напряженностью командованию ВМС США потребовалось как можно скорее получить как можно больше патрульных летающих лодок, а британский заказ, который фактически и дал машине наименование Catalina, обеспечил такое расширение производства, что уже было сложно изменить производственную программу. Компания Consolidated продолжила совершенствование летающих лодок Catalina, и управление аэронавтики ВМС США утратило серьезный интерес в отношении крупных четырехмоторных летающих лодок, которые оставались в прототипах или же заказывались небольшими сериями. В больших масштабах строились двухмоторные конкуренты «каталин», особенно созданные незадолго до начала Второй Мировой войны летающие лодки Martiny PBM Mariner.

В конце 1930-х годов, когда был достигнут значительный прогресс в разработке авиационных двигателей – в первую очередь это касалось двухрядных радиальных двигателей воздушного охлаждения в категории 1700-2000 л.с. (1250-1470 кВт), – три американские авиастроительные компании (Consolidated, Boeing a Martin) начали рассматривать возможность установки пары таких двигателей на гидросамолеты, размеры и массы которых соответствуют уже существующим типам с четырехмоторными силовыми установками.

Эти идеи компания Consolidated воплотила в проекте Model 31, работы над которым были начаты по собственной инициативе в августе 1938 года. В то время аэродинамики компании считали идеальным крыло Дэвиса с аэродинамическим профилем, разработанным известным аэродинамиком Вирджиниусом Э. Кларком (Virginius Clark). Крыло проекта Model 31 было тонким с большим относительным удлинением и обладало значительным коэффициентом подъемной силы. Примерно в это же время элементом моды или же точнее «торговой маркой» компании стали две округлые шайбы, установленные на законцовках стабилизатора двухкилевого хвостового оперения. Подобное хвостовое оперение было применено на опытном тяжелом бомбардировщике Model 32 (будущий B-24 Liberator). Летающая лодка-амфибия Model 31 должна была эксплуатироваться на пассажирских авиалиниях и была рассчитана на перевозку 52 человек. Однако ВМС США не были забыты, и переговоры руководства компании командованием ВМС были продолжены. Первый и единственный прототип в воздух поднялся относительно скоро – уже 5 мая 1939 года, – и его первоначальный вариант мало отличался от машины гражданского назначения.

Летающая лодка была оснащена двумя двухрядными радиальными 18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Wright R-3350 Cyclone 18 мощностью 2000 л.с. (1470 кВт) и отличалась необычайно громоздким корпусом, который включал двухпалубное расположение пассажирских салонов. Если для летающих лодок Catalina инженеры компании Consolidated разработали убирающиеся в законцовки крыла боковые поплавки, то тонкое крыло гидросамолета Model 31 не позволяло использовать подобное техническое решение. Вместо этого в полете подкрыльевые поплавки прижимались килем вниз к нижней поверхности крыла на расстоянии близком к середине размаха консолей. Еще одной особенностью летающей лодки-амфибии Model 31 было трехопорное шасси, все три стойки которого – носовая и основные – убирались в нижнюю часть корпуса; по большей части летающие лодки колесного шасси не имели, и после приводнения выводились на сушу по наклонной рампе с помощью вспомогательного шасси (выкатная тележка).

Начало войны в Европе поставило под угрозу возможность использования летающих лодок для трансконтинентальных коммерческих полетов, и одновременно с этим управление аэронавтики ВМС США не решилось сделать заказ на Model 31. Однако в 1941 году было принято решение о начале серийного производства военного варианта летающей лодки-амфибии Model 31, предназначенной для ведения разведки, уничтожения подводных лодок противника и минирования. Прототип летающей лодки получил военное обозначение XP4Y-1 и наименование Corregidor. Работы по переоборудованию прототипа продолжалась до апреля 1942 года, когда XP4Y-1 был впервые продемонстрирован заинтересованным лицам. К этому времени компания Consolidated в Новом Орлеане построила завод для серийного производства летающих лодок данного типа. Прототип был рассчитан на экипаж из десяти человек и имел только макеты турельных установок. В передней оконечности корпуса должна была быть установлена 37-мм пушка с боезапасом 120 снарядов, а в турелях, установленных в верхней и кормовой частях корпуса, должны были быть размещены пары 12,7-мм пулеметов Colt-Browning. Под консолями крыла находились держатели, рассчитанные на подвеску двух торпед или восьми 148-кг глубинных бомб или четырех 454-кг мин. Общая масса бомбовой нагрузки летающей лодки составляла 1816 кг. Двигатели на прототипе были заменены на более мощные 2300-сильные Wright R-3350-8 Duplex Cyclone.

К моменту запуска летающих лодок-амфибий P4Y Corregidor в серийное производство американской авиационной промышленностью велись работы по организации массового производства тяжелых бомбардировщиков Boeing B-29 Superfortress. Эти тяжелые бомбардировщики оснащались двигателями Wright Duplex Cyclone, и нехватка этих авиамоторов вынудила отменить заказ на производство двухсот летающих лодок Corregidor. Что касается завода в Новом Орлеане, то вместо летающих лодок-амфибий P4Y с его производственных линий стали сходить «каталины».

схема опытной летающей лодки-амфибии Consolidated XP4Y-1 Corregidor

схема опытной летающей лодки-амфибии Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated Model 31

кабина экипажа опытной летающей лодки-амфибии Consolidated XP4Y-1 Corregidor

кабина экипажа опытной летающей лодки-амфибии Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1 Corregidor

опытная летающая лодка-амфибия Consolidated XP4Y-1 Corregidor

прототип двухмоторной многоцелевой летающей лодки-амфибии Consolidated XP4Y-1 Corregidor был создан путем переоборудования из опытной пассажирской летающей лодки Model 31, и в 1942 году летал с тогдашним стандартным камуфляжем ВМС США. Верхние и боковые поверхности покрыты матово-серой краской (Sea Grey), а нижние (включая нижние внутренние части вертикального оперения поверхностей хвоста) были окрашены в светло-серый (Light Gray). Опознавательные знаки образца мая 1942 года были нанесены на борта корпуса лодки и на верхние и нижние поверхности консолей крыла

прототип двухмоторной многоцелевой летающей лодки-амфибии Consolidated XP4Y-1 Corregidor был создан путем переоборудования из опытной пассажирской летающей лодки Model 31, и в 1942 году летал с тогдашним стандартным камуфляжем ВМС США. Верхние и боковые поверхности покрыты матово-серой краской (Sea Grey), а нижние (включая нижние внутренние части вертикального оперения поверхностей хвоста) были окрашены в светло-серый (Light Gray). Опознавательные знаки образца мая 1942 года были нанесены на борта корпуса лодки и на верхние и нижние поверхности консолей крыла

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Consolidated XP4Y-1

Назначение: многоцелевая летающая лодка-амфибия

Статус: прототип

Компания-производитель: Consolidated Aircraft Co., Баффало, штат Нью-Йорк.

Экипаж: 10 чел.

Силовая установка: два 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Wright R-3350-8 Duplex Cyclone, развивавших мощность по 2300 л.с. (1690 кВт) и вращавших четырехлопастные винты изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 33,50 м
длина 22,60 м
высота 7,67 м
площадь крыла 97,50 м²

Масса:

пустого самолёта 13320 кг
взлетная 20885 кг
с перегрузкой 21790 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• на уровне моря 318 км/ч
• на высоте 4150 метров 397 км/ч
скороподъемность у земли 6,25 м/с
практический потолок 6530 м
дальность полета
• с восемью 148-кг глубинными бомбами 3700 км
• с двумя торпедами 2800 км
максимальная дальность полета 5280 км

Количество изготовленных: 1 экз.

источники:

  1. текст — VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 CONSOLIDATED XP4Y-1» «L+K» 16/91, стр.29/645
  2. часть фотографий — http://www.airwar.ru/enc/sww2/p4y.html
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account