Операция «Морской Лев»: моделирование академии Сандхорст, 1974

0

В 1974 году, королевская военная академия Сандхорст в Великобритании провела военно-историческое моделирование, посвященное операции "Морской Лев". Участники хотели проверить принципиальную возможность выполнения операции наличными у Германии силами в сентябре 1940 года.

Операция отрабатывалась по архивным документам Великобритании и Германии.

В качестве основного постулата был принят тот тезис, что немцы к сентябрю 1940 года все еще не могли добиться господства в небе над Великобританией. Погодные условия отрабатывались по архивным данным. Подсчет ситуации и анализ архивов привел к убеждению, что немцы в принципе не могли сосредоточить достаточные десантные силы в французских портах до сентября. 

Операция "Морской Лев": моделирование академии Сандхорст, 1974

22 сентября — утро

Первая волна планируемого десанта высадилась на побережье на рассвете. Элементы 9 германских дивизий были выброшены между Фолькстоном и Роттендамом (возле Брайтона). Кроме того, 7-я воздушно-десантная дивизия Рейха высадилась в Лимпне для захвата аэропорта.

Высаживающиеся войска, пересекавшие ночью пролив, понесли лишь небольшие потери от атак торпедных катеров. Британский флот, в ночных столкновениях потерял один тяжелый крейсер и три эсминца потопленными и один тяжелый крейсер и три эсминца поврежденными, ценой потопления трех германских эсминцев.

Через несколько часов после высадки, обороняющиеся на береговых укреплениях были отброшены. Британцы направили резервные подразделения в Кент. Всего Британия располагала 21 дивизией в метрополии, но из них только 17 были полностью боеспособны и только три полностью боеспособные дивизии находились в Кенте. 

В воздухе, силы Люфтваффе совершили 1200 вылетов истребителей и 800 вылетов бомбардировщиков до 12.00. Британцы контратаковали, направив в бой даже пилотов категории "C", на истребители которых подвешивались авиабомбы. Еще во время высадки, немецкая авиация уже испытывала серъезные трудности из-за недостаточного радиуса действия Bf.109, даже не смотря на то, что все аэродромы Па-де-Кале были переполнены самолетами.

22-23 сентября.

Немцы все еще не захватили ни одного крупного порта, хотя начали продвигаться к Фолькстону. Разгрузка грузов на берегу продвигалась очень медленно и несла большие потери из-за постоянных налетов RAF. Кроме того, интенсивным бомбардировкам подвергались французские порты Ла-Манша, контролируемые немцами.

Большие проблемы немцам создавали многочисленные провалы германской разведки. Так, разведка переоценила состояние второстепенных британских дорог, в ряде случаев дала неверные данные относительно расположения и наличия мостов.

Подводные лодки немцев, силы Люфтваффе и немногочисленные корабли кригсмарине не смогли поддерживать контакт с британским флотом и быстро утратили контроль за его передвижениями. В результате, прорыв британского крейсерского соединения с эскортом эсминцев через узости проливов стал для немцев неожиданностью. Два легких крейсера были потоплены и один поврежден сосредоточенными усилиями немецких дальнобойных орудий, торпедных катеров и 50 пикирующих бомбардировщиков Люфтваффе, но оставшиеся корабли смогли пройти.

В то же время, немецкое соединение, попытавшееся произвести отвлекающую атаку из Норвегии было полностью уничтожено. Британские рейды эсминцев и торпедных катеров наносили серъезные потери немецкому судоходству в ла-Манше. Общим счетом, за первый день высадки. немцы потеряли до 25% всего десантного флота (особенно тяжелыми были потери речных барж, оказавшихся совершенно немореходными).

23 сентября — до 14.00.

RAF потеряли общим счетом 167 истребителей и 70 бомбардировщиков в 1048 вылетах, и Королевский Флот понес тяжелые потери — достаточные, чтобы удерживать линкоры и авианосцы в отдалении. Но значительные силы легких крейсеров и эсминцев уже концентрировались. Воздушная разведка выявила сосредоточение немецких сил в Шербуре, и часть морских сил была направлена в этот регион.

Немецкий флот был сильно деморализован тяжелыми потерями, особенно среди десантных барж. Эти виды транспорта были в сильном дефиците, и промышленность не могла быстро восполнить их потери. Вермахт и Люфтваффе, однако, были довольны ситуацией, и готовились к переброске второго эшелона.

Параллельно, на британскую территорию была по воздуху переброшена 22-я воздушно-десантная дивизия. Ее переброска состоялась успешно, но немцы понесли тяжелые потери, потеряв 165 истребителей прикрытия (из 732 наличных в регионе) и 168 бомбардировщиков (из 724 наличных). Британцы переоценили немецкие потери примерно вдвое.

22-я дивизия успешно высадилась в Лимпне, заняв аэродром. Но огонь британских дальнобойных орудий (наводимых отрядом коммандос) блокировал взлетно-посадочные полосы. Затем, 42-я дивизия британцев, поддерживаемая танковой бригадой, остановила продвижение немцев (34-ой дивизии) на Гастингс. Немецкая 7-я танковая дивизия испытывала существенные проблемы с продвижением из-за множества противотанковых препятствий, требовавших долгих инженерных усилий для устранения. Австралийская дивизия отбила Ньюхавен (единсвтенный занятый немцами порт), но новозеландской дивизии повезло меньше: она заняла Фолькстон, только чтобы оказаться внезапно атакованной с тылу немецкими парашютистами из 22-ой дивизии, и потеряв до 35% личного состава, отступила к Дувру.

23 сентября — до 14.00

За весь день Люфтваффе совершило 1500 вылетов истребителей и 460 бомбардировщиков, но несмотря на это, RAF продолжало успешно атаковать точки разгрузки немецких транспортов и аэродромы немцев. Большая часть немецких усилий в воздухе была направлена на поддержку наземных сил и доставку снабжения, хотя адмирал Редер настаивал на усилении воздушного прикрытия Ла-Манша.

В это время, на сцене вновь появился Королевский Флот, на этот раз оставивший свои тяжелые корабли вне радиуса действия немецкой авиации, и бросивший в бой армаду из 57 эсминцев и 17 легких крейсеров, а также торпедные катера. Немцы практически не имели надводных сил, способных сделать хоть что-то с этой армадой. Волна за волной, эсминцы и легкие крейсера входили в Пролив, и хотя два крейсера были потоплены немецкими подлодками, это не остановило англичан, потопивших одну немецкую субмарину в ответ.

Немцы бросили навстречу англичанам все силы, которые смогли наскрести. Из Гавра вышла флотилия в составе трех эсминцев и 17 торпедных катеров, которые перехватили британцев. В последующем сражении, немецкий эскадрон был стерт с лица океана, потеряв все эсминцы и 7 торпедных катеров.

Немцы имели на берегу численный эквивалент десяти дивизий, но их силы были катастрофически недоукомплектованы (особенно не хватало какого-либо тяжелого оружия и боеприпасов). Большая часть высадившихся войск была небоеспособна в ожидании второго эшелона, намечавшегося на прибытие ночью.

23 сентября 19.00 — 24 сентября.

На совещании у Гитлера в 18.00 столкнулись позиции армии и флота. Вермахт желал как можно скорее получить второй эшелон. Флот считал, что посылать второй эшелон без адекватного воздушного прикрытия. будет самоубийством особенно после того, как разгром германских сил вышедших из Дувра продемонстрировал, что флот не в состоянии защитить конвои. К тому же погода, чего немцы не ожидали, начала ухудшаться. Геринг, со своей стороны, констатировал, что Люфтваффе сможет сосредоточить над Ла-Маншем достаточное количество самолетов лишь ценой кардинального сокращения воздушных операций против остальной Британии. На это Гитлер не согласился, и приказал отложить переброску второго эшелона.

В это время, RAF в воздушных боях потеряло 97 самолетов, в наличии оставалось лишь 440 истребителей. Аэродромы 11-ой авиагруппы были превращены в дымящиеся руины. Но и Люфтваффе чувствовало себя немногим лучше, потеряв за тот же период 71 истребитель и 142 бомбардировщика.

На суше, немцы продвинулись в направлении Дувра и Кентербери, но были вынуждены сдать назад под Ньюхавеном, когда их контратаковала 45-я британская дивизия, поддерживаемая австралийской дивизией.

В 21.50, Гитлер переменил свое мнение, и разрешил армии перебросить второй эшелон, но — по соображениям безопасности — только в узости Кале и Дюнкерка. Это означало, что 6-я и 8-я германские дивизии в Ньюхавене, получающие снабжение из Гавра, не получат поддержки вообще.

Утро 24 сентября — 28 сентября.

Погода улучшилась, и германский десантный флот вышел в пролив. Его прикрывали подводные лодки, торпедные катера, и все наличные силы Люфтваффе. Но это не помешало британским эсминцам 5-ой флотилии обнаружить десантные баржи, когда те еще оставались в десяти милях от берега, и растерзать их в клочья. Люфтваффе бросило против британцев все наличные силы, на что англичане подняли в воздух 19 эскадронов истребителей. От бомб и торпед затонули или были выведены из строя два легких крейсера и пять британских эсминцев… но это не спасло германские баржи, и англичане потопили 65% из них.

Немногим германским десантным кораблям удалось-таки добраться до Фолкстона, но портовые сооружения были полностью разрушены отступившими британцами, в результате чего, у причалов могли одновременно разгружаться не более двух барж. В результате, не более 150 тонн грузов могли быть выгружены в сутки, чего было совершенно недостаточно. 

Это стало окончанием операции. Немецкие силы в Британии оказались в безнадежном положении. Они имели боеприпасов и горючего на 2-7 дней боев, но без тяжелого снаряжения и подкреплений, они не могли продвинуться дальше передовой позиции. Признав поражение, Гитлер отдал приказ о эвакуации в то время как подходящие британские резервы теснили немцев к морю. Из 90.000 высадившихся в Британии германских солдат, только 15400 сумели вернуться на континент, остальные были убиты или пленены.

Подписаться
Уведомить о
guest

65 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account