Острова Чуук — группа небольших островов в составе Федеративных Штатов Микронезии. Историческое название этих островов – Трук.
История островов Трук началась с их открытия испанскими мореплавателями и продолжилась исследованиями французского мореплавателя Дюмон-Дюрвиля, а затем русского путешественника Фёдора Петровича Литке. После испано-американской войны 1898 года по соглашению между Испанией, Германией и США,- Микронезия, за исключением острова Гуам, была куплена у США Германией за $4,2 млн. В начале Первой мировой войны, в 1914 году, острова были оккупированы Японией.
Атолл Трук был крупной японской базой материально-технического снабжения, а также «домашней» военно-морской базой Объединённого флота Императорского флота Японии. Фактически эта база представляла собой японский эквивалент Пёрл-Харбора ВМС США, была единственной крупной японской авиабазой в радиусе Маршалловых островов и играла ключевую роль в материально-технической и оперативной поддержке японских гарнизонов, составляющих оборонительный периметр на островах и атоллах центральной и южной частей Тихого океана.
Пять аэродромов, рассчитанных почти на 500 самолетов. Кроме того в обеспечении защиты и функционирования базы участвовали патрульные, десантные и торпедные катера, подводные лодки, буксиры и корабельные минные тралы.
Чтобы обеспечить в воздухе и на море в предстоящем наступлении на Эниветок, адмирал Рэймонд Спрюэнс приказал атаковать Трук. Оперативное соединение TF 58 вице-адмирала Марка Митчера состояло из пяти авианосцев: (Энтерпрайз, Йорктаун, Эссекс, Интрепид и Банкер Хилл) и четырёх лёгких авианосцев: (Белло Вуд, Кэбот, Монтерей и Каупенс), которые несли на борту более 500 самолётов. Эскорт авианосцев обеспечивал большой флот из семи линкоров и многочисленных крейсеров, эсминцев, подводных лодок и других кораблей.
Опасаясь, что база стала слишком уязвимой, японцы передислоцировали авианосцы, линкоры и тяжёлые крейсера Объединённого флота на Палау неделей раньше. Тем не менее, многочисленные меньшие военные корабли и грузовые суда оставались на якорной стоянке, а несколько сотен самолётов продолжали оставаться на аэродромах атолла.
Эта атака под кодовым названием «Операция Хэйлстоун» застала японских военных врасплох, что привело к одному из самых успешных сражений США за время Второй мировой войны
Японское грузовое судно у атолла Трук после попадания торпеды, сброшенной TBF Avenger авианосца Энтерпрайз во время налёта на Трук, 17 февраля 1944 года.
Американские наступательные действия были комбинацией авианалётов, действий надводных кораблей и подводных лодок в течение двух дней и, казалось, застали японцев врасплох. Несколько дневных, наряду с ночными авианалётами, в том числе истребительной авиации, пикировщиков и торпедоносцев по японским аэродромам, самолётам, береговой инфраструктуре и кораблям на и возле якорной стоянке острова Трук. Американские надводные корабли и подводные лодки патрулировали возможные направления отхода с якорной стоянки и атаковали японские корабли, которые пытались скрыться от авианалётов.
В общей сложности во время операции были затоплены три японских лёгких крейсера: (Агано, Катори и Нака)
Агано
Катори
четыре эсминца: (Оитэ, Фумидзуки, Майкадзэ и Татикадзэ), три вспомогательных крейсера (Акаги Мару, Айкоку Мару, Киёсуми Мару), две базы подводных лодок (Хэйан Мару, Рио-де-Жанейро Мару), три меньших военных корабля (в том числе морские охотники Ch-24 и Сёнан Мару 15), авиационный транспорт Фудзикава Мару и 32 грузовых корабля.
Некоторые из этик кораблей были уничтожены на якорной стоянке, а остальные в окрестностях лагуны Трук. Многие грузовые суда были загружены подкреплениями и грузами для японских гарнизонов в центральной части Тихого океана. Только небольшое число войск на борту затонувших судов и незначительная часть грузов были спасены.
Майкадзэ и ещё несколько кораблей были затоплены американскими надводными кораблями во время попытки покинуть якорную стоянку Трука. Спасшиеся с тонущих японских кораблей, по донесениям, отказывались от спасения американскими кораблями.
Крейсер Агано, пострадавший во время рейда на Рабаул и который в момент начала налёта уже находился на пути в Японию, был затоплен американской подводной лодкой Скэйт. Оитэ, поднявший 523 моряков с Агано, возвратился к Труку, чтобы принять участие в обороне своими зенитными орудиями. Он был затоплен сразу после начала авианалёта со всеми спасшимися моряками Агано, спаслось только 20 членов экипажа Оитэ.
Свыше 250 японских самолётов было уничтожено, большая часть ещё на земле. Многие самолёты были на разных стадиях сборки, так как только что были доставлены из Японии в разобранном состоянии на борту грузовых судов. Только небольшая часть собранных самолётов смогли подняться в воздух на отражение атаки самолётов США. Несколько японских самолётов, поднявшихся в воздух, были сбиты истребителями или стрелками бомбардировщиков США.
Американцы потеряли 25 самолётов, главным образом от интенсивного зенитного огня батарей на Труке. Порядка 16 американских лётчиков было спасено подводными лодками или гидросамолётами. Ночная торпедная атака японского самолёта из Рабаула или Сайпана нанесла повреждение Интерпиду, погибло 11 членов экипажа, заставив корабль вернуться в Пёрл-Харбор, а затем в Сан-Франциско на ремонт. Корабль вернулся в строй в июне 1944 года. Ещё одна атака японских самолётов привела к повреждению линкора Айова бомбой.
Налёт на Трук завершил существование Трука в качестве большой угрозы для операций Союзников в центральной части Тихого океана; японский гарнизон на Эниветоке не смог получить реальной помощи и подкреплений, которые могли бы ему помочь в защите от вторжения, которое началось 18 февраля 1944 года и, соответственно, налёт на Трук значительно облегчил американцам захват этого острова.
Позднее японцы перебросили около 100 оставшихся самолётов с Рабаула на Трук. Эти самолёты подверглись нападению авианосных сил США 29-30 апреля 1944 года, в результате чего большая их часть была уничтожена. Американские самолёты сбросили 92 бомбы в течение 29 минут, уничтожив японскую авиацию. При налётах апреля 1944 года кораблей в лагуне Трука обнаружено не было, и эта атака стала последним налётом на Трук во время войны.
Трук был изолирован силами Союзников (в большей мере США), которые продолжали своё наступление на Японию, захватывая острова в Тихом океане, в том числе Гуам, Сайпан, Палау и Иводзиму. Отрезанные, японские войска на Труке, как и на других островах в центре Тихого океана, испытывали недостаток продовольствия и находились перед лицом голода на момент капитуляции Японии в августе 1945 года.
Примерно 20 лет спустя любители приключений Жак Ив Кусто, Эл Гиддингс и Клаус Линдеманн обнаружили прелести этой лагуны, в которой затонувшие военные машины сочетаются с вереницами кораллов и разнообразием живого подводного мира.
Острова Чуук с их неглубокими и живописными лагунами – это настоящая Мекка для дайверов. Лагуна Трук бесспорно является одним из лучших мест на планете для погружения к затонувшим кораблям, калейдоскоп цветов и форм привлекает дайверов со всего мира как для дневных, так и для ночных погружений. Но не вся историческая сторона лагуны скрыта под водой. До японских маяков, расположенных на вершинах с лучшим видом на лагуну, можно доехать на машине или дойти пешком. Кроме того опытные гиды могут показать старые взлетно-посадочные полосы и командные пункты, огневые позиции и сети пещер, больницы и библиотеки.
Фото и последний абзац из источника все остальное из вики.