Олег Тарасов. Народное творчество в области танкостроения в годы Великой Отечественной. Часть I

19

Олег Тарасов. Народное творчество в области танкостроения в годы Великой Отечественной. Часть I

Статья Олега Тарасова с сайта TOPWAR от 22 марта 2012 года.

Содержание:

Банальная истина гласит – война двигатель прогресса. А если война мировая и в ней участвуют все ведущие индустриальные державы мира, то прогресс, тем более идет вперед семимильными темпами. Сравните, например, бронетехнику стран участниц Второй мировой незадолго «до» и сразу «после» этой войны. Разница бросается в глаза даже визуально. А если вникать в тактико-технические характеристики, особенности конструкции, то получается, что перед нами техника разных эпох.

Конструкторские бюро работали денно и нощно по все стороны фронта. В заводских цехах и фронтовых ремонтных «летучках» изобретателями – рационализаторами становились не только конструкторы или инженеры-технологи, но и простые рабочие и техники. Но в нашей стране свои проекты новых образцов бронетехники предлагали не только те, кто имеет к танкам прямое или косвенное отношение. Научно-техническим творчеством занимались и простые граждане. И не только те из них, кто имел техническое образование. Проекты, предлагаемые вашему вниманию, в наши дни могут вызвать улыбку. Но стоит ли смеяться над теми, кто пытался внести свой вклад в Победу? К тому же, речь у нас пойдет о фантастических проектах. А в конструкции вполне реальных боевых машин изобретатели-рационализаторы из числа «простых смертных» внесли тысячи полезных усовершенствований.

Шаротанк Беволенского

Идея танка – шара была популярна в годы Первой мировой и в межвоенный период. Танки в виде сферы часто появлялись на страницах популярных технических журналов и за рубежом и в нашей стране. Справедливости ради, следует отметить, что была страна, в которой, что-то похожее на «шаротанк» пытались сделать в металле. Это Германия. Там в 1917 году фирма Bremen Hansa-Lloyd Works сделала гибрид между танком-шаром и танком-колесом. После ходовых испытаний чудо-машина была отправлена на слом. А вот шаротанк времен Второй мировой (более известен под немецким названием Kugelpanzer) даже докатился до передовой, где и стал трофеем наших войск. Что это и зачем оно предназначено так и осталось загадкой – никакой документации после войны обнаружить не удалось. Сейчас это чудо-оружие демонстрируется в подмосковном танковом музее в Кубинке. А вот шаротанк, предлагаемый вашему вниманию, так и остался на бумаге.

немецкий Кугельпанцер в экспозиции Музея Бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

немецкий Кугельпанцер в экспозиции Музея Бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

проект советского шаротанка

проект советского шаротанка

Краткая пояснительная записка к проекту шаро-танка сист. С.А. Беневоленского

В отличие от существующих систем танков — шаротанк не имеет гусеничного хода, а представляет собой шар толстой брони.
Внутри шара расположена неподвижная площадка, которая укрепления на роликовых подшипниках и на ней расположен мощный тракторный мотор. Мотор приводит в действие колесо с пневматической шиной.
Колесо катится внутри шара по его оболочке и заставляет последнюю вращаться, в то время, как внутренняя площадка и соединенные с ней броневые башни остаются неподвижными. В башнях, расположенных по боковым сторонам шара, расположены пулеметы и орудия. Поворот шаротанка осуществляется поворотом ведущего колеса при посредстве рулевого управления. Наблюдение за лежащей впереди движения шаротанка местностью осуществляется при помощи двух перископов, выпущенных через броневые башни танка и дающих изображение лежащей впереди местности на специальное табло, расположенном перед глазами водителя. Выхлоп отработанных газов производится при посредстве специального воздуховода, равным образом производится нагнетание в оболочку шаротанка свежего воздуха.
Для очистки оболочки шаротанка от грязи или снега — сзади оного имеется щиток, который снимает приставшую во время движения грязь и снег. Броня оболочки шаротанка должна быть выполнена из стали и быть непробиваема противотанковыми снарядами.
Размеры шаротанка могут быть от 1,5 м в радиусе и боле. Увеличение веса танка особого значения не имеет, так как он распределяется по окружности оболочки. Во избежание скольжения шаротанка на его наружной оболочке расположены шипы. Необходимо предусмотреть также специальное тормозное приспособление.
Шаротанк располагает особой маневренностью и может развивать колоссальную скорость. Благодаря опоре на одну точку шаротанк обладает исключительной проходимостью. В случае поражения одной или двух броневых башен — шаротанк из строя не выходит, поражение его возможно лишь при пробитии оболочки, которая должна быть особо прочной. Шаротанк может преодолевать различные противотанковые препятствия — противотанковые рвы, надолбы и прочее. При условии герметизации отверстий — шаротанк может преодолевать водные преграды.

С. Беневоленский (подпись)
27.11.1942 г.
Г. Канаш

ЦАМО РФ, фонд 38. опись 11350, дело №208

Танковый крейсер

Танковый крейсер

Танковый крейсер

Танки с момента их появления на свет частенько называли «сухопутными линкорами». Сравнение, конечно же, лестное, но не следует забывать, что габариты и водоизмещение настоящего линкора могут быть ограничены только шириной какого-нибудь стратегически важного канала (Панамского, например) или глубиной рейда в порту приписки. Если таких ограничений нет, то можно спустить на воду гигантский корабль – например, японский «Ямато» с полным водоизмещением в 72 тысячи тонн.

А вот на суше линкор построить не получится. Не фантастические, а самые обычные серийные тяжелые танки в годы Второй мировой доставляли хлопоты не только противнику, но и собственным экипажам и тыловым службам – то нет в нужном месте моста, способного выдержать такую нагрузку, то не нашлось железнодорожных платформ нужной грузоподъемности, да и снабженцы и техники поминали эти прожорливые и капризные машины недобрыми словами из солдатского лексикона. И это – серийные машины. В случае с «линкорами» все трудности возрастают на пару порядков. Но вот инженер-полковник Осокин предложил более реалистичный проект – не фантастический линкор, а вполне обыденный «танковый крейсер». В общем, получилась самоходная артиллерийская батарея весом в 270 тонн. Проект, кстати, был вполне технически обоснован. Но, единственной страной, которая за годы войны попыталась воплотить в металле сверхтяжелый танк стала … да, вы правы, это снова Германия. А у нас хватило благоразумия воздержаться от дорогостоящих экспериментов.

Танковый крейсер

Танковый крейсер

Начальнику Главного Автобронетанкового Управления Красной Армии

копия: Заведующему Военным отделом ЦК ВКП(б) (Москва)

Желая помочь любимой Родине в ее борьбе с фашистскими ордами и делом ответить на приказы № 55 и 130 Народного Комиссара Обороны Союза ССР тов. Сталина, я разработал и предлагаю вашему вниманию проект нового мощного вида вооружения Красной Армии — «танковый крейсер».

11.6.1942 года этот проект мною был доложен Начальнику отдела Автобронетанковых войск Уральского военного округа полковнику Евдокимову, инженерам вверенного ему отдела и заместителю командующего ВВС округа генерал-майору авиации тов. Соколову. Ими мое предложение было признано ценным и интересным в оборонном значении, и были сделаны некоторые технические указания — для доработки проекта.
Полковник Евдокимов, собираясь на другой день в Москву, обещал лично доложить Вам о моем предложении и просить Вас о вызове меня в Москву — для личного доклада.

С того времени прошло более месяца и все сделанные мне указания в проекте выполнены. Об этом мною 2.7.1942 года было телеграфно доложено полковнику Евдокимову (УралВО), с просьбой ускорить мою командировку в Москву.

Не имея ответа на телеграмму, 18.7.42 года я обратился к своему начальнику части — дивинженеру тов. Андрееву, доложил ему свой проект и предложения и получил разрешение обратиться по этому делу в соответствующие, вышестоящие органы.

Будучи убежден в целесообразности и большом боевом значении предлагаемого мною «танкового крейсера», я считаю всякое дальнейшее промедление в продвижении проекта крайне нежелательным. по этому прошу Вас о скорейшем вызове меня в Москву, с тем, чтобы лично доложить этот проект Вам, или назначенной Вашим приказом авторитетной комиссии специалистов – инженеров и тактиков танковых войск.

Считая свое предложение серьезным, я, имея уже опыт конструкторской работы, отдаю себе, вместе с тем, полный отчет о возможных трудностях практической реализации проекта, но твердо полагаю, что эти трудности вполне окупятся боевыми качествами новых машин.

На разработку проекта «танкового крейсера» мною затрачено, преимущественно во внеслужебное время, свыше 500 часов и это обстоятельство также требует доведения дела до его логического конца.

В случае благоприятного решения о реализации проекта, мои практические предложения, связанные с этим, прошу разрешения доложить лично.
В настоящее время я являюсь представителем Ленинградских Авиационно-Технических Курсов Усовершенствования ВВС имени К.Е. Ворошилова (адрес: гор. Магнитогорск, Челябинская область, 2-я плотина, почтовый ящик 529). В случае необходимости, по вопросу о моей командировке в Москву прошу списаться с генерал-майором авиации тов. Ивановым — начальником управления ВУЗ Главного Управления ВВС Красной Армии или с его заместителями.
При вызове прошу Вашего указания о выдаче мне проездных документов на перевозку по авиалиниям Магнитогорск-Свердловск-Москва, так как это в 5-7 раз сократит время поездки и будет способствовать скорейшему разрешению вопроса.

О принятом Вами решении прошу телеграфно поставить меня в известность по вышеуказанному служебному адресу курсов.

Конструктор
инженер-полковник Осокин
27 июля 1942 года
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1356, стр.4-6.

Олег Тарасов. Народное творчество в области танкостроения в годы Великой Отечественной. Часть I

Зимний танк с винтовым движителем

Зимний танк с винтовым движителем

Зимний танк с винтовым движителем

Зимой в нашей стране в глубоком снегу может застрять и гусеничная техника. Эту проблему и попытался решить инженер технолог Б.Бекетов. Правда, при одном взгляде на этот проект возникает закономерный вопрос – а что с этим чудом техники делать летом? И во что оно превратит немногочисленные в нашей стране хорошие дороги?

Наркомат Боеприпасов СССР

СПЕЦИАЛЬНОЕ
экспериментально-производственное бюро

29 августа 1942 г. №224/14

При сем препровождаю краткую пояснительную записку к конструкции танка с винтовым движителем.

Предлагаемая конструкция «зимнего танка» выгодно отличается от современных танков и должна заинтересовать соответствующие организации. При заинтересованности соответствующих организаций предлагаемой конструкцией танка технический и рабочий проекты будут представлены в минимально короткий срок с той целью, чтобы, создав первый опытный танк, в действительных условиях выявить те преимущества, которые указываются в пояснительной записке.

Для нашей промышленности изготовление данной конструкции танка не представит затруднений. Я глубоко убежден в превосходстве предлагаемой конструкции танка, а потому прошу дать возможность создать первый опытный танк.

Прошу сообщить ваши соображения по затрагиваемому вопросу.

Инженер-технолог Производственной Группы СКБ СЭПБ НКБ (подпись) (Б.Бекетов)

Роторный танк

Изящная и оригинальная идея. Но как представишь, в какой кошмар такая машина превратилась бы для экипажа и ремонтников, становится не по себе. Да и себестоимость такой машины не берусь подсчитать даже приблизительно. Но, не думаю, что удовольствие было бы из дешевых.

Роторный танк

Роторный танк

Наркомат Обороны СССР
г. Москва

Мне, как инженеру-конструктору, практически проработавшему достаточно продолжительное время на машиностроительных заводах союза, как изобретателю, давшему Родине немало реальных новых машин (в частности горный комбайн для нарезки по углю, получивший II премию на Всесоюзном конкурсе в 1937 году), как будущему научному работнику (заочному аспиранту), обладающему запасом здоровой русской смекалки, критического подхода, теоретических знаний и практического опыта, ясно, что предложить принципиально новую машину еще не все — необходимо иметь возможности для ее осуществления, материализации.
В данном случае, предлагая весьма схематично разработанный проект роторного танка (вследствие загрузки автора текущей работой), я, предварительно продумав будущую конструкцию, не вижу никаких препятствий для ее осуществления.
Из предлагаемого принципиального проекта все же ясно можно видеть новое, что отличает роторный танк от существующих танков и донести определенное мнение о необходимости танков роторного типа для Красной Армии и о возможности их изготовления.
Дополнительно (пользуясь близостью г. Электросталь к Москве), я могу, в случае необходимости, лично дополнить прилагаемое краткое описание (в частности по вопросу футеровки броневого колпака, преодоления препятствий танком гироскопом при необходимости отклонения вертикальной оси танка, стрельба из танка-гироскопа итд)
В случае вынесения решения о необходимости разработки достаточно подробного эскизного или технического проекта роторного танка прошу предоставить мне, как инженеру-конструктору (хотя и не специалисту по образованию в области гусеничных машин), возможность принять участие в этих работах
Инициативу изобретателей на службу Красной Армии!
Добьем фашистскую гадину!

г. Электросталь, 14 июля 1942 г.
Алексеев В.В.
Адрес: г.Электросталь, НКМЗ им.Сталина, проектно-конструкторский отдел.

Краткое описание роторного танка по предложению Алексеева.

Как показывает название, роторным танком названа бронированная и вооруженная боевая машина, основная особенность которой по сравнению с имеющимися боевыми машинами заключается в том, что броневая защита машины, выполненная в виде накрывающего танк колпака, вращается вокруг вертикальной оси машины со значительными скоростями.

I. Конструкция.

Броневая защита машины осуществляется круглым (в плане) стальным колпаком 1 (см. прилагаемый эскиз «принципиальный проект роторного танка по предложению Аксенова»), вращающимся вокруг вертикальной оси со значительными угловыми скоростями (окружные скорости на максимальном радиусе вращения могут достигать порядка 20-50 м/с).
Оптимальные величины скоростей вращения могут быть выяснены в порядке проведения достаточно простых экспериментов.
За счет вращения колпака и формы достигается исключительно высокая стойкость броневой защиты, что может снизить вес брони по сравнению с существующими танками (при равной надежности) раза в три-четыре.
видимость из танка достигается на принципе стробоскопа за счет наличия в колпаке окон 2.
Несмотря на небольшую вероятность попадания снарядов в быстро вращающиеся окна, последние с внутренней стороны защищены неподвижным кольцом 3, имеющем щелевые прорези в необходимых местах.
огонь из пулеметно-пушечных систем танка также через окна 2, для чего они блокируются с механизмом вращения броневой защиты (на принципе стрельбы «через винт», как на самолетах-истребителях).
Броневая защита (ротор) танка снабжен по низу круговой пилой 4, позволяющей (при различных скоростях вращения) наносить тяжелые повреждения вошедшим в соприкосновение вражеским танкам, подрезать надолбы и крупные деревья, уничтожать живую силу противника.
Менее принципиальные вопросы конструкции роторного танка в кратком описании не рассматриваются.

II. Преимущества роторного танка

1. исключительно высокая стойкость броневой защиты при минимальном весе.
2. Абсолютная защита от действия зажигательных средств (бутылок с горючей жидкостью и т.п.) и брошенных гранат, которые будут отбрасываться вращающимся колпаком.
3. Прекрасная видимость из танка.
4. исключительная боковая устойчивость из танка (принцип гироскопа), предохраняющая от повреждений при таране любым тяжелым танком противника и позволяющая, в свою очередь, таранить более тяжелые танки противника.
5. Большая «динамическая» масса танка, позволяющая идти на таран любого танка противника.
6. Наличие дисковой пилы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
7. Большая скорость движения при равных мощностях двигателя и стойкости брони по сравнению с существующими танками вследствие меньшего общего веса, так как дополнительная мощность, идущая на вращение броневой защиты будет сравнительно невелика.

III. Недостатки

1. Некоторая осложненность конструкции.
2. Некоторая осложненность установки огневых средств (9пулеметов и орудий): стрельба через окна и перенос опоры (шарнира) к выходной части ствола.

IV. Область применения

Вследствие указанных преимуществ конструкции, исключающих необходимость применения тяжелых роторных танков, данный танк может применяться в качестве легкого двухместного танка (весом 10-15 тонн).
По назначению танки подобного типа могут применяться во всех возможных вариантах.
наибольший эффект роторный танк должен дать в качестве танка-истребителя на умеренно пересеченной местности.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело 17

И завершить эту подборку технического народного творчества времен Великой Отечественной, хотелось бы вот этим проектом, комментировать который сложновато.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

Желание найти эффективные методы борьбы с фашистскими танками побудило меня написать это письмо.
Если я заблуждаюсь в своих мыслях, то прошу отнестись к этому письму снисходительно и не ставить мне больших упреков. Если же мои мысли заслуживают внимания, то прошу дать этому письму надлежащий ход. Мне кажется очень эффективным средством уничтожения экипажа фашистских танков во время их атак на наши оборонительные позиции есть электрический ток напряжения 380-500 вольт. Ток такого напряжения, согласно закона Ома – I=U/R ( где I — сила тока, U — напряжение и R — сопротивление проводника) в момент прохождения по корпусу танка, вследствие небольшого сопротивления (R) приобретает большую силу (I), которая вызовет мгновенную смерть людей находящихся в танке.

Справедливость этого не вызывает сомнений. Что же касается конструктивного решения задачи о передаче на расстояние 100-200 метров тока необходимого напряжения, то она также легко разрешима по принципу метания гарпуна из пушки.
В нашем случае вместо гарпуна должен быть снаряд формы сухопутной мины, изготовленный из намагниченного металла и имеющий на поверхности контакты в виде выступающих кнопок.
Метание снаряда производится из окопа с помощью русской трехлинейной винтовки по принципу метания ручных гранат из винтовки. К снаряду прикрепляется изолированный провод (например, двухжильный ПРТО), который одновременно служит и проводником тока к снаряду и средством возвращения его в окоп после использования.
Провод наматывается на специальную катушку и концами прикрепляется к контактам, расположенным двумя концентрическими кольцами на наружной поверхности одного из дисков катушка. Перед метанием катушка помещается в станок, имеющий щетки для подводки тока к контактам катушки.
Конструкция станка должна быть очень простой, так как к нему предъявляются всего лишь три требования, которым он должен удовлетворять: это держать катушку во время выстрела и полета снаряда, чтобы свободно разматывался провод, поворачивать катушку в горизонтальной плоскости и быть транспортабельным.
Станок присоединяется к распределительному щитку, расположенному здесь же у батареи в окопе и соединенному с источником тока при помощи кабеля.
Источник тока должен представлять собою передвижную электростанцию, смонтированную на автомашине и снабженную трансформаторами для получения тока высокого напряжения.
Электростанция располагается на некотором расстоянии от окопа в укрытии и хорошо маскируется, так как она является наиболее ответственным и уязвимым элементом всей этой системы.
Насколько мне представляется, такая электробатарея должна состоять из одного распределительного щитка, двух-трех станков, одновременно присоединенных к щитку, и шести-девяти катушек со снарядами, а также некоторого количества снарядов на случай обрыва их.
Обслуживать эту батарею должны три человека: один заряжает винтовку, производит прицеливание и выстрел; второй закладывает катушку в станок, включает ток во время выстрела, наблюдает за попаданием и выключает ток после попадания; третий наматывает на катушку провод после использования снаряда.
При детальном конструировании элементов электробатареи имеется широкая возможность автоматизации всех процессов, с тем, чтобы увеличить скорострельность ее.
Электробатарея может действовать без дополнительных приспособлений, как на дальних, так и на близких расстояниях. Например, вражеский танк по каким либо причинам прорвался к окопам и оказался над ними, тогда подводка тока к нему производится при помощи соприкасания с корпусом танка снаряда, заложенного в винтовку, как для метания.
Если к имеющимся уже средствам борьбы с танками вооружить каждое обороняющееся стрелковое отделение еще электробатареей, то оно будет представлять собою довольно грозную силу для вражеских танков, особенно в первое время применения электробатарей, то есть до момента обнаружения их существования.
Применение электробатарей помимо физического воздействия на танкистов противника будет имеет большое моральное воздействие на пехоту противника, следующую за танками. Кроме того электробатарей не требуют расхода взрывчатых веществ и позволяют использовать против врага его же танки без затрат, средств и времени на предварительный ремонт их.
Совершенно очевидно, что эффективное применение электробатарей будет носить временный характер, так как после обнаружения противником их существования им будут приняты довольно простые и действенные меры или в виде изоляции частей танка, к которым прикасается экипаж, или в виде изоляционной одежды для экипажа.
Однако следует иметь в виду следующие моменты, имеющие решающее значение. При хорошей конспирации эффективный период действия электробатарей будет продолжаться довольно долго.
Весьма ограниченные возможности Германии в вопросе изоляционных мероприятий в связи с недостатком у нее каучука.
И, наконец, потребность в довольно длительном периоде времени для проведения изоляционных мероприятий по всем танкам.
Так или иначе, враг принужден будет сократить масштабы танковых операций, если не захочет иметь массовую потерю своих танкистов, а это крайне необходимо, чтобы остановить продвижение его и тщательно подготовить контрнаступление по всему фронту.
Если изложенное заслуживает внимания,то прошу сообщить мне по адресу: г.Уфа, ул.Гафури д. №71 кв.6 А.Д.РУССИНУ

20 ноября 1941 г.

ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело 75, стр.34-36

Резолюция следующая:
Т. Иванову: дайте ответ, что на экипаж танка ток высокого напряжения влияние не оказывает

В дальнейшем мы продолжим знакомить вас с интересными проектами военной техники, предложенными простыми гражданами.

источник: https://topwar.ru/12591-narodnoe-tvorchestvo-v-oblasti-tankostroeniya-v-gody-velikoy-otechestvennoy-chast-i.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account