Олег Растренин. Штурмовики Великой Отечественной войны. Глава 9 — «Пегасы», «блохи» и «утята»
Спонсоры поста: Сайт Корпусной мебели в Киеве – всем желающим компания предлагает тумбочки под телевизор. Эта часть интерьера широко применяется и уже завоевала в последнее время огромную популярность Тумба ТВ является неотъемлемой частью интерьера в каждом доме.
Продолжаю публиковать главы из книги Олега Растренина «Штурмовики Великой Отечественной войны».
Если предыдущие главы книги рассказывали о хороших машинах не принятых на вооружение, то эта посвящена курьёзным проектам штурмовиков. Которые, ничего кроме улыбки, вызвать не могут. Но, тем не менее, это тоже часть истории авиации, так что думаю всем будет интересно ознакомиться и с ними.
31 июля
Идея самолета заключалась в исключительной простоте и дешевизне производства противотанкового самолета, не требующего для освоения высокой квалификации летчика.
По этой причине самолет был деревянной конструкции и оснащался двумя моторами М-11Ф с винтами от массового самолета У-2. Для удешевления на нем отсутствовали электро- и радиооборудование, гидросистема, детали, требующие сложной механической обработки. «Пегас» был приспособлен к сборке на конвейере без стапелей и «выкроек» рабочими невысокой квалификации.
Простота в управлении достигалась рядом мер: у летчика только ручка управления самолетом с гашеткой и по одному рычагу управления газом на каждый мотор. Рычаги управления опережением зажигания отсутствовали, так как управление опережением кинематически сопрягалось с управлением газом. Автематические предкрылки, установленные напротив элеронов, и полукольцевые капоты над моторами должны были обеспечить устойчивый полет без сваливания до углов атаки 20°. Предусматривалась возможность посадки с разворотом на 180° при остановке обоих моторов на взлете с подвешенной 500-кт бомбой.
Летчик (в бронежилете) помещался в бронекоробке из гомогенной брони: спереди — толщиной 6—13 мм, с боков — 6—8 мм, снизу —
За каждой мотогондолой располагался бензобак, который при загорании мог сбрасываться летчиком. В этом случае мотор переходил на питание от бронированного бензобака. При этом запаса топлива хватало на 30 минут полета.
Самолет представлял собой низкоплан деревянной конструкции с бронекапсулой в носовой части фюзеляжа. Для упрощения производства контуры самолета образованы прямыми линиями. Фюзеляж четырехгранного сечения с плоскими стенками, заготовляемыми заранее вместе с лонжеронами и планками шпангоутов. Крыло и оперение — двухлонжеронные с фанерной обшивкой. Оперение расчаленное. Шасси — одностоечное, неубираемое, с резиновой пластинчатой амортизацией. Управление — тросовое и проволочное.
Для постройки самолета применялись дешевые и недефицитные материалы: простая строительная фанера, сосна, кровельное железо (баки), мягкая сталь разных толщин (узлы). Из дефицитных материалов использовались только бронесталь для изготовления бронекапсулы, бронестекло и дюраль (только в капотах). Полетный вес самолета составлял 1916—2222 кг.
Всего было построено четыре варианта «пегаса». Варианты №№ 1 и 2 имели обзор из кабины вперед-вниз до 15°, в экземпляре № 3 — до 30°, а в № 4 — до 55°.
I!
Предусматривались следующие сменные варианты вооружения:
1) один пулемет БС (140 патронов), установленный в носу самолета, одна бомба в
2) один пулемет БС (140 патронов) и 2 PC-132 под фюзеляжем;
3) один пулемет БС (140 патронов) и одна пушка Ш-37 калибра
4) один пулемет БС (140 патронов) и две пушки ВЯ-23 калибра
5) один пулемет БС (140 патронов) и мелкие бомбы в кассетах внутри фюзеляжа;
6) один пулемет БС (140 патронов) и четыре автоматических противотанковых ружья калибра
Бомбы фугасные или противотанковые.
Отметим, что все указанные варианты вооружения, за исключением третьего и шестого, нельзя назвать противотанковыми. Особенно это касается условий боев начала
С 2 по 14 января
При полетном весе
На госиспытания в НИИ ВВС самолет поступил 5 февраля
Вооружение «Пегаса» состояло из неподвижного пулемета УБК с боекомплектом 140 патронов в носовой части фюзеляжа и двух вариантов легкосъемной подфюзеляжной подвески: фюзеляжного бомбового моста, рассчитанного на
Вес пустого самолета составил
Максимальная скорость полета у земли с пушками ВЯ-23 не превысила
Отмечалось, что самолет строился без 111, без официального предъявления эскизного проекта, без постройки макета, без аэродинамических продувок моделей, без заключения НАГИ по прочности.
В «Заключении» отчета по испытаниям констатировалось: «…Живучесть самолета недостаточная. <…> По технике пилотирования самолет не доступен для массовых летчиков. <…> Прицельная стрельба из пушек калибра
Легкие дешевые штурмовики проектировал и С.А. Москалев. К середине июня
Летающая танкетка представляла собой легкий одноместный самолет небольших размеров с мотором М-11 и с небольшим крылом малого удлинения. Благодаря наличию в нижней части самолета специального сошника, конец которого соприкасался с землей и отслеживал все неровности, машина могла «скользить» над поверхностью земли на высоте 4—5 м и преодолевать препятствия, перелетая или перепрыгивая через них. Возникающие при контакте сошника с препятствиями моменты и угловые скорости, по расчетам, находились в пределах физических возможностей летчика и могли быть своевременно им парированы.
Самолет мог вести бой, идя бегом-полетом на сошнике. Бег выполнялся на высоте 4—5 м на скорости 150—180 км/ч. Считалось, что при такой скорости и на такой высоте танкетка будет неуязвима для огня противника. Танкетка могла выполнять атаки наземных целей и обычным для самолетов способом — с пикирования с высоты 1000—1200 м. По мнению Москалева, малые размеры танкетки (длина —
Кабина пилота бронированная. Спереди две бронеплиты толщиной 4—5 мм и бронестекло. На полу также бронеплиты. Летчик забронирован сверху, сзади и снизу бронесиденьем. Борта кабины выполнялись из брони толщиной
Мотор находился позади летчика и снабжался толкающим винтом. Хвостовое оперение двухкилевое, расположенное на двух балках. Крыло имело щелевые закрылки и автоматические предкрылки. Моторама и шасси выполнялись из углеродистой стали. Балки и фюзеляж — стальные и дюралевые, остальное — дерево или дюраль.
Стрелково-пушечное вооружение включало две пушки ШВАК с запасом 300 снарядов и два пулемета ШКАС с запасом 1500 (в перегрузку 2000) патронов. Ракетное вооружение состояло из четырех (в перегрузку шести) ракетных осколочных снаряда PC-132. Бомбовая нагрузка — до
Эскизный проект у специалистов НИИ ВВС энтузиазма не вызвал. Высказывалось замечание о недостаточной прочности сошника, в результате чего возможно капотирование. Проект был отклонен.
В апреле
К этому времени самолет уже прошел государственные испытания, был построен в двух экземплярах и проходил опытную эксплуатацию в отряде спецприменения.
Предполагалось вооружить САМ-14 двумя крыльевыми пулеметами ШКАС (1000 патронов), 8 РС-132 и 4 РС-82. Внутри фюзеляжа оборудовался бомбоотсек, где могли размещаться 4 ФАБ-50 или 4 ФАБ-100 или 18 АО-15 или 80 АО-2,5. Прицел для стрельбы ПБП-1. Предусматривалась задняя шкворневая установка под ШКАС с запасом 500 патронов. Броня для защиты летчика —
Максимальная скорость ожидалась
Предложение отклонили по причине небрежного выполнения проекта, «особенно в вопросах обоснования летных данных». Отмечалось также и недостаточное бронирование самолета.
Весной
Наибольший интерес представляют сведения о вооружении учебно-тренировочных самолетов УТ-1 и их боевом применении в ВВС Черноморского флота в период с мая по декабрь
Инициатива превращения учебных самолетов УТ-1 в боевые для ночных действий принадлежит командующему ВВС Черноморского флота генерал-майору H.A. Острякову. Он дал указание оборудовать УТ-1 двумя крыльевыми пулеметами ШКАС и двумя балками для пуска ракетных снарядов РС-82. Все работы по вооружению УТ-16 — такое наименование получил вооруженный самолет — выполнялись в Военно-морском авиационном училище (ВМАУ) им. Сталина.
Проект вооружения УТ-16 был разработан начальником конструкторского бюро стационарных мастерских (САМ) училища воентехником 1-го ранга Н.А. Рожневым и техником-конструктором тех же мастерских воентехником 2-го ранга Г.О. Кряченко под руководством старшего инженера САМ воентехника 1-го ранга Н.Ф. Романенко. Боезапас пулеметов ШКАС составлял по 420 патронов на ствол. В ходе испытаний на самолет установили четыре РО-82. Оказалось, что с полной боевой нагрузкой центровка самолета становилась предельно задней, но летать было можно. Для этого требовалось только иметь отличную технику пилотирования.
Анализируя опыт боевого применения самолетов УТ-16 ВВС ЧФ, следует отметить, что они сыграли заметную роль в обеспечении непосредственной авиационной поддержки наших войск в самый сложный период обороны Севастополя и в боях за Кавказ.
Даже если полагать, что УТ-16 только пугали немцев, то это уже серьезный результат в их деятельности: они держали немцев в напряжении, морально воздействовали на них, мешали нормальному ночному отдыху. Но наряду с этим были и такие конкретные результаты, как уничтожение эшелона с боеприпасами, «закупорка» ушелья в узком месте, воспрепятствовавшая продвижению немецких танков, боевое обеспечение действий ночных бомбардировщиков МБР-2 и У-2 путем уничтожения прожекторов и подавления зенитных огневых точек. В этих условиях работу экипажей УТ-16 можно сравнивать лишь «с работой снайпера, производящего выстрел на огонек спички».
Остается восхищаться мужеством летчиков, совершавших боевые вылеты на этих тихоходных самолетах. Ведь максимальная скорость УТ-16 на высоте
Единственным их спасением была внезапность боевых атак, выручали также малые размеры самолета, его маневренные характеристики и относительно малая шумность мотора.
В
На основе опыта постройки УТ-2В и, по-видимому, опираясь на опыт боевого применения вооруженного самолета УТ-1, заводом № 47 был оборудован и прошел испытания в НИИ ВВС вооруженный самолет УТ-2МВ с мотором М-11Ф (
За основу был взят модернизированный самолет УТ-2М, обладающий большими запасами устойчивости и менее строгой техникой пилотирования. Под крылом устанавливались четыре бомбардировочных замка Дер-31, обеспечивающих подвеску четырех бомб калибра
Испытания вели ведущий инженер-летчик A.B. Синельников и ведущий инженер К.А. Калилец. В ходе испытаний было установлено, что точность бомбометания низкая. Максимальная скорость полета —
В своем письме А.И. Шахурину A.C. Яковлев писал: «Данное вооружение будет весьма эффективным при применении самолета в качестве ночного легкого бомбардировщика-штурмовика». Яковлев просил Шахурина дать распоряжение об изготовлении 20 самолетов УТ-2 с бомбардировочным и ракетным вооружением для отправки на фронт с целью проверки их качеств в боевых условиях.
В соответствии с Постановлением ГО КО от 9 сентября