Винтажная статья из серии «Окно в будущее», которая, думаю, заинтересует коллег.
Очередной рейс воздушного экс пресса Владивосток – Москва протекал, как обычно. На борту самолета, шедшего со скоростью почти восемьсот километров в час, находились двести пятьдесят пассажиров. Высота полета достигала нескольких тысяч метров. Сквозь перегородки доносился легкий, едва слышимый рокот дизелей.
Перед ужином командир корабля Федор Иванович Соколовский переоделся в вечерний костюм.
Прежде чем покинуть свои «аппартаменты», как называл он шутя крохотную спальню и переднюю на четвертом этаже самолета, Федор Иванович подошел к репитеру пульта приборов, установленных в пилотской рубке. Миниатюрные циферблаты, шкалы телевизоров и радиолокаторов нарисовали ему исчерпывающую картину жизни воздушного корабля. Высота, скорость, курс полностью соответствовали плану. Дизели работали превосходно, а расход горючего был даже несколько ниже нормального. Взгляд на часы с тремя циферблатами (время – московское, владивостокское и э точке нахождения) подтверждал верность расчета, сделанного перед полетом на основе точных данных службы погоды.
Рубиновая звездочка, изображающая самолет на экране зрительного индикатора, оставляя четкую линию маршрута, подползала к Енисею. Где-то там, ниже туч, закрывающих ночную землю, расположено селение Курейка… Соколовский, подняв глаза, видит родные черты отца советских летчиков. Иосиф Виссарионович слегка улыбается с портрета…
–––***–––
Соколовский входил в салон, когда из репродуктора послышались знакомые звуки позывных. Важное сообщение?.. Все разговоры мгновенно стихли. В тишине отчетливо звучал голос диктора:
«…Успешное завершение и введение в эксплуатацию гигантских строек коммунизма… неизмеримо выросшая экономическая мощь великой Советской державы позволили поставить новые задачи…»
Стараясь не пропустить ни одного слова, забыв об ужине, слушали правительственное сообщение члены экипажа.
«…Это будет мощная гидроэлектрическая станция. Ее энергии хватит для электрификации ныне еще безжизненных, но сказочно богатых пространств далекого севера».
Вслед за правительственным сообщением была передана передовая газеты «Правда»:
«…Со всех концов Советского Союза скоро отправятся в бассейн реки Студеной на строительство новой ГЭС тысячи специалистов, рабочих, техников, инженеров.
Строительство в бассейне реки Студеной, одной из наиболее мощных водных артерий далекого Севера, связано с огромными трудностями.
Единственным средством сообщения с территорией строительства, и то лишь полтора-два месяца в году, может явиться водный путь из моря Лаптевых. Все остальное время край отрезан от промышленных центров нашей страны.
Поэтому огромное, почти решающее значение в обеспечении строительства приобретает воздушный транспорт. Коллектив конструкторского бюро Научно-исследовательского института под руководством старейшего советского конструктора Героя Социалистического Труда Николая Николаевича Киреева уже работает над решением этой проблемы. В ближайшее время один за другим строго по графику будут отправляться на Север воздушные поезда…»
–––***–––
…Киреев работал над новым вариантом своей «летающей лодки». Шли часы напряженных раздумий, упорных поисков, творческих сомнений. Моментами конструктору казалось, что перед ним стоит неразрешимая задача. Для создания нового самолета, поднимающего не менее двухсот тонн полезного груза, потребовалось бы слишком много времени и правительственный срок был бы нарушен.
«Что же делать?» – мучительно думал Киреев. Доходило до того, что даже по ночам, словно по инерции, его мозг продолжал работать. А когда бессонница окончательно победила, Киреев по совету врачей бросил город и уехал к себе на дачу.
Там он жил и работал вместе со своим внуком Михаилом. Вдвоем гуляли они в окрестных лесах, а однажды зашли на близлежащий аэродром.
На их глазах учебные самолеты затягивали в небо на тросах буксируемые самолетами планеры. На заданной Высоте планеры отцеплялись от самолета и, проделав различные эволюции в воздухе, садились на землю. Это тренировались, используя воздушную буксировку, молодые спортсмены.
Вечером, склонившись над чертежной доской, Николай Николаевич работал. Морщины раздумья прочертили его лоб.
«Где же выход из положения?» – мучительно думал Киреев, а в памяти всплывали виденные на лесном аэродроме самолеты и буксируемые ими планеры.
И вдруг, улыбнувшись, конструктор хлопнул себя по лбу:
– Вот где решение! Кажется, я его нашел…
Киреев решил сделать свою машину первым воздушным буксировщиком, тянущим груженые планеры. Таким способом можно будет перевозить по воздуху огромное количество груза.
–––***–––
После принятия решения коллектив Киреева стал работать с новым подъемом. Их работа была окружена вниманием всей страны. Тысячи советских граждан обращались к Кирееву с запросами, когда пойдут самолеты на Север? Будущие участники строительства стремились как можно скорее – по воздуху – отправиться к месту работ.
Особенно много писем приходило от пионеров и школьников. Однажды группа школьников явилась на дачу Киреева с просьбой, чтобы он выступил у них в школе. Николай Николаевич ласково принял ребят, побеседовал с ними, но поехать не смог. Он посоветовал ребятам пригласить в школу своего внука.
– Михаил Викторович, – сказал он, – участник постройки нового грузового самолета. Он может рассказать вам много интересного.
В тот же день вечером Михаил выступил перед школьниками.
Ероша свои кудрявые черные волосы и весело обводя аудиторию излучающими энергию глазами, Миша Киреев говорил:
– Глядя на вас, я вспоминаю годы своей учебы в средней школе, свое увлечение конструированием авиационных моделей. Сколько вечеров и выходных дней потратил я на их сооружение! Потом я увлекся созданием двигателей. Сейчас наш институт решает очень трудную задачу. Мы должны создать воздушные поезда для переброски грузов на далекий Север, в бассейн реки Студеной.
И Миша рассказал своим слушателям о том, как киреевский коллектив работает над переконструированием «летающей лодки».
– Мы выбросили из нее все ненужные перегородки, кресла, столы и превратили нашу «лодку» в огромное помещение, удобное для размещения груза. Новые экономичные винтореактивные двигатели дают около десяти тысяч лошадиных сил каждый. Теперь наша «лодка» сможет брать на свой борт сто тонн полезного груза. Столько же груза поднимут и три планера, которые она будет буксировать.
Миша не умолчал и о трудностях, которые встретили конструкторы.
– Первая же попытка забуксировать в воздух три тридцатитонных планера потерпела неудачу. Для их взлета не хватило даже трехкилометровой железобетонной полосы аэродрома. И тогда возникла идея поставить на планеры обыкновенные винтовые моторы. Это должно облегчить взлет.
Испытания «планеролетов», как назвали мы планеры с моторами, дали отличные результаты, но возникло новое затруднение. Тросы, соединявшие их с самолетом, часто рвались в воздухе, не выдерживая резких рывков во время болтанки. Тогда один из молодых конструкторов предложил применить вместо стальных тросов… обычные капроновые канаты.
Вначале это предложение у многих вызвало улыбку, но, к их изумлению, Киреев решил проверить такие канаты на опыте. Оказалось, что изготовленные русскими мастерами капроновые тросы, обладая необычайно высокой амортизацией, смягчают резкие рывки планеров.
Так идея воздушного поезда благодаря творчеству коллектива института воплощается в жизнь…
–––***–––
Ранней весной на одном из подмосковных аэродромов было назначено отправление первого воздушного поезда в бассейн реки Студеной. Гости наблюдали за стартом, стоя на вышке здания аэродрома. В группе приглашенных был и Киреев. Рядом с ним стоял конструктор Грибовский, консультировавший постройку планеролетов. В 1932 году он провел первый воздушный поезд, в составе самолета «У-2» и планера собственной конструкции «Г-8», из Москвы в Крым.
Сверкая желтой краской корпусов, на аэродроме стояли три планеролета. Впереди них возвышался новый самолет Киреева – грузовой вариант его знаменитой «летающей лодки».
– Но как же поднимается «лодка» не с воды, а с земли? – недоумевал один из представителей печати, обращаясь к своему соседу.
Киреев услышал этот вопрос.
– Взлет и посадка гидросамолета, а также и планеролетов с земли происходит при помощи нового приспособления. Оно полностью заменяет колеса.
– Как же оно устроено? – интересовался журналист.
– Это новые «лыжи», годные для посадки как на снег, так и на мягкую землю тундры. Сконструировал их создатель первых авиационных лыж, ученик Николая Егоровича Жуковского, инженер Лобанов. Это приспособление – не что иное, как бесконечная стальная лента, свободно движущаяся вокруг горизонтальных осей по ходу движения. Такими же «лыжами» снабжены и планеролеты. Благодаря этому и они, подобно «летающей лодке», могут совершать посадку и взлет как на воде, так и на суше. А это очень важно в предстоящих условиях работы.
– Каков же общий вес груза, который забирает воздушный поезд?
– Около двухсот тонн.
– Да это вес шестнадцати товарных вагонов! – восторженно воскликнул представитель печати. – И сколько же таких поездов будет отправляться на строительство еженедельно?
– Сегодня пойдет первый, а вообще из разных промышленных центров будут отправляться ежедневно десятки воздушных поездов…
–––***–––
В светлой, с прозрачной стенкой, пилотской рубке сидел за штурвалом командир «летающей лодки» Соколовский. Рядом с ним у пульта управления двигателями стояли их конструкторы: Андрей Родченко и
Михаил Киреев. Механики расположились каждый в своем крыле. Радист и электрик сидели в задней наблюдательной вышке; на их обязанности лежало наблюдение за буксировкой планеролетов, с каждым из которых они были связаны радиотелефоном.
По сигналу Киреева одновременно взвыли двигатели ведущего самолета и раздался треск легких двигателей планеролетов.
Гигант медленно полз вперед. Вот уже натянулись канаты, и планеролеты один за другим тронулись по полю. Их бег становился все быстрее и быстрее. Постепенно один за другим они начали отрываться от земли, следуя на разных высотах за бегущим по дорожке самолетом. Еще миг, и отделяется от земли и он. Так начался первый полет первого воздушного поезда. В трюмах планеролетов и «летающей лодки» лежали прочно закрепленные грузы.
–––***–––
Через несколько часов воздушный поезд достиг бассейна реки Студеной. Один за Другим отцеплялись в назначенных пунктах планеры. Включая моторы, пилоты вели их на посадку.
На обратном пути в районе Кубенского озера участники первого рейса встретили воздушные поезда, летящие на дальний Север…