Небольшая винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Чтобы опуститься на значительные глубины, водолазам приходится надевать тяжелые металлические скафандры, которые весьма ограничивают их подвижность на дне морском. Но и в скафандрах трудно достичь больших глубин, и суда, погребенные под слоем воды толщиной в сотни или тысячи метров, считаются потерянными.
В будущем, несомненно, появятся новые, более совершенные аппараты для опускания на дно глубоких морей и океанов. Возможно, таким аппаратом будет специальная водолазная подводная лодка, которая благодаря своему сверхпрочному корпусу сможет опускаться на самые большие глубины. Попытаемся представить устройство подобной лодки и ее работу под водой.
Погружаясь в районе предполагаемого местонахождения затонувшего судна, лодка сможет найти его при помощи весьма чувствительных магнитных приборов, дающнх знать о присутствии металлической массы на расстоянии нескольких сот метров. Для выполнения водолазных работ лодка оборудуется сверлами, автогенными горелками, сварочными электродами и другими инструментами я приспособлениями. Все они выходят наружу через отверстия с сальниками. Управление этими рабочими органами производится изнутри лодки. Они приводятся в действие электромоторами, что облегчает работу экипажа. Команда может наблюдать все происходящее под водой через иллюминаторы из толстого стекла. Пространство вокруг лодки освещается прожекторами.
Работы у корпуса затонувшего судна можно вести только в том случае, если лодка неподвижна. Как этого достигнуть? На обоих бортах лодки устроено несколько выступающих наружу мощных электромагнитов, которые служат якорями. Осмотрев судно и выбрав подходящее место у его борта, экипаж включает ток в электромагниты, и они как бы «присасывают» лодку к металлическому корпусу затонувшего судна. Лодка становится неподвижной. Электромагнитные якоря должны быть достаточной длины, чтобы между корпусами лодки и судна оставалось рабочее пространство.
После того как лодка стала на якорь, команда приступает к работе. Заделываются пробоины, к бортам привариваются скобы, за которые можно зацепить тросы для подъема судна, и т. д. Находящемуся на поверхности спасательному судну подводники сигнализируют о спуске тросов, якорей и т. я. Захватить трос и подвести его к нужному месту можно при помощи особых выдвижных щипцов. Этими же щипцами можно извлекать с затонувшего судна те или иные предметы.
По окончании работ в одном месте электромагниты выключаются, и лодка переходит на другое место, где снова становится на якорь.
источник: К. ХИЦЕНКО «Окно в будущее. ЭПРОН будущего» «Техника-молодежи» 05-1939