Ещё один интересный пост из Дзена: канал «МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ»
Именно на Чёрном море в 1-ю Мировую войну впервые было потоплено госпитальное судно со всеми положенными ему внешними признаками. Вот его фотография:
Отличился капитан-лейтенант Конрад Ганссер
Это было настолько неслыханное до тех пор деяние, что весь мир был взбудоражен. Французы выпустили памятную открытку:
По тогдашней наивности люди ещё не представляли, что беззащитные санитарные и пассажирские суда будут топиться вполне обыденно, причём обеими сторонами. А в тот момент, помимо России, протест Германии выразили США, в Британии Ганссер был объявлен военным преступником. Забегая вперёд, скажу, что нашёл отклики на это событие и в Германии, вот так это выглядит:
Anklagen wegen Kriegsverbrechen und Kriegsvergehen vor dem Reichsgericht Leipzig: Fall Korvettenkapitän a. D. Konrad Gansser : «Обвинения в военных преступлениях и военных проступках перед Государственным судом Лейпцига: Дело Корветтенкапитана a. Д. Конрад Ганссер»
Войну Ганссер закончил капитан-лейтенантом, так что понятно — перед Государственным судом Лейпцига он предстал уже после войны. Дело длилось с апреля 1920 по май 1923 г.
Кончилось ничем, наказания Ганссер не понёс.
Немного подробностей. К марту 1916 года на боевом счету капитан-лейтенанта было 43 потопленных судна, именно в это время его лодка была переведена на Чёрное море. Это была U-33, уже не малыш, подобный лодкам типа UB или UC, о которых я писал в предыдущих статьях.
Такие лодки воевали на просторах Атлантики и хотя морально несколько устарели, но U-33 была свеженькая, спущенная на воду 19 мая 1914 года. Длина 64 метра, подводное водоизмещение 878 тонн, дальность плавания 8790 миль надводная и 80 миль под водой, 4 торпедных аппарата, 105мм орудие.
31 марта 1916 года «Португаль» должен был начать погрузку раненых армии Юденича у городка Офа. Кстати, на этих судах эвакуировались и раненые турки и немцы, что было известно в Германии. Судно вело на буксире несколько ботов, для перевозки раненых с берега на борт. Один был захлёстнут волной и судно остановилось, чтобы откачать из него воду. Было раннее утро, но находившиеся на палубе увидели приближающийся перископ. Это не вызвало особого беспокойства, поскольку «Португаль» был официально признан властями Германии, Турции и Болгарии как госпитальное судно под защитой Женевской конвенции.
Первая торпеда прошла мимо, вторая угодила в центр судна. Последовал взрыв котлов, пароход разломился и быстро пошёл ко дну. В результате чего из 273 человек, находившихся на борту парохода, 115 (по другим источникам, 96, включая 15 сестёр милосердия) погибли, остальные были спасены матросами находившегося поблизости эсминца «Жаркий».
Потом Ганссер врал, что судно было в военной раскраске, что на ботах развевались Андреевские флаги, турки подпевали, что судно вообще наскочило на мину, короче, всё, как всегда.
Все остальные достижения U-33 на Чёрном море — это потопление вспомогательного тральщика Т-33 «Энрикетта», он на втором плане на снимке:
А также 6 мелких парусников и рыболовных шхун. В сентябре 1916 года лодка покинула Чёрное море. Всего на её счету 84 потопленных и 8 повреждённых судов.
Эстафету потопления госпитальных судов у Ганссера уверенно принял капитан-лейтенант Макс Валентинер
Вообще, он №3 по результативности среди кайзеровских подводников — 144 потопленных судна, и №6 среди командиров подводных лодок, получивший «Голубого Макса» — наиболее почётный среди военных прусский орден «Pour Le Merite» (фр. «За заслуги»).
Но это было уже после Чёрного моря. Однако ещё до него Валентинер был внесён в список военных преступников за потопление пассажирских пароходов Ancona (200 человек погибших) и Persia (334), с нарушением всех правил, как это должно проводиться. Действие происходило до объявления Германией политики «неограниченной подводной войны», что нарушало и приказы штаба Имперского немецкого Военно-Морского Флота, предписывавшие ограничение на атаки пассажирских лайнеров. Но Валентинер плевал на все эти глупости и получал военные награды одну за другой.
31 мая 1916 года она появилась на Чёрном море. Её деятельность началась с высадки грузинских агентов германской разведки в районе Поти, а потом началась охота за мелкими каботажными судами. Здесь удача отвернулась от подводного аса. 10 июня он промахнулся двумя торпедами по линкору «Императрица Екатерина Великая». 5 июля промахнулся по «Пантелеймону». Зато 8 июля отыгрался на госпитальном судне «Вперёд» в районе Батума.
На тот момент на нём не было раненых, погибли только 7 человек команды, остальные были спасены. К тому времени немецкие подводники уже закусили удила и красные кресты для них не имели значения.
Заключительным аккордом было потопление военного транспорта № 72
После этого U-38 в Чёрном море не появлялась.