Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги. Ранее в данном материале
я уже отмечал ошибку с изображениями башен броненосцев «Победа», «Император Александр III» и «Князь Суворов» в трудах некоторых исследователей истории флота. Кратко повторюсь, в чем именно она заключалась.
Так, В.Ю.Грибовский в книге «Эскадренные броненосцы типа «Бородино». Герои Цусимы», выпущенной в 2012 году, приводит на странице 47 якобы чертеж башен Путиловского завода для «Императора Александра III» и «Князя Суворова». Но на самом деле на чертеже изображена кормовая башня «Победы». Об этом свидетельствует и цифровая разметка шпангоутов под ней, соответствующая именно расположению кормовой башни на броненосцах типа «Пересвет», и расстояние между колпаками наводчиков и командира башни (на башнях «Победы», как видно по иным чертежам и фотографиям, они были расположены ближе друг к другу, чем на «Суворове» и «Александре»), и форма барбета («ступенчатый» с равной по толщине броней нижнего и верхнего колец, а не прямой с более тонким нижним кольцом).
Эту же ошибку с изображением башни Путиловского завода, в действительности принадлежащей «Победе», допустил и Р.М.Мельников в своей книге «Броненосцы типа «Бородино».
Вторая часть данной ошибки по прихотливому изгибу судьбы нашла отражение в книге В.Я.Крестьянинова и С.В.Молодцова «Броненосцы типа «Пересвет», выпущенной в 2013 году. А равно и во всех прочих более ранних изданиях труда данных авторов об указанных кораблях. Непосредственно же в издании 2013 года на странице 56 приведен якобы чертеж башни Путиловского завода для броненосца «Победа». Однако на самом деле там изображена кормовая башня «Императора Александра III» и «Князя Суворова» – и все сказанное выше про отличия этих башен можно уже не повторять, а просто отзеркалить в обратную сторону. Плюс в этом чертеже на мысль об ошибке наталкивало и явно показанное на плане бронирование батарейной палубы в районе башни, чего на броненосцах типа «Пересвет» уж точно не было.
А вот откуда у этой ошибки ноги растут, выяснить удалось благодаря ознакомлению со старым, издания 1931 года, но как раз в силу своего возраста, можно сказать, уже «классическим» справочником А.Г.Дукельского «Исторический очерк развития проектирования и изготовления башенных установок в России 1886-1917 гг.». И, как оказалось, именно там эти чертежи и были перепутаны, как видимо, впервые – а уж потом данную ошибку старательно растиражировали все прочие авторы, пишущие о флоте. Причиной тому был факт отсутствия в распоряжении Дукельского, по его собственному признанию в предисловии к указанному справочнику, достаточно подробных сведений о башнях Путиловского завода (в отличие от башен Металлического завода, которые он как сотрудник данного предприятий знал достаточно хорошо).
В части чертежей башен «Императора Александра III» и «Князя Суворова» эта ошибка была наконец-то исправлена в книге А.Кудрявского «Эскадренный броненосец «Император Александр III». В ней помимо верных чертежей самих башен приведены также продольное сечение и сечение по батарейной палубе, на которых четко видно, что ступенчатой формой барбетов башен ГК у указанных броненосцев и не пахло. Они, как и у «Славы», «Орла» и «Бородино» с их башнями Металлического завода, создававшимися по тому же самому техническому заданию, имели прямую без «уступов» форму до самой нижней палубы.
А вот с «Победой» окончательно определиться помогли недавно найденные мной на цусимских форумах чертежи данного броненосца, составленные японцами после его подъема в Порт-Артуре. И на них, в свою очередь, барбеты ГК, составленные из двух разных по диаметру броневых колец, вполне явно просматриваются.
Посему для себя лично данную ошибку смею считать окончательно подтвержденной и столь же окончательно устраненной.
С уважением. Стволяр.
С иллюстрациями к данной статье в более крупном разрешении традиционно можно ознакомиться здесь:
https://stvolar.livejournal.com/25235.html
P.S. Приношу свои извинения за ряд иллюстраций из книги Кудрявского. В силу отсутствия под рукой сканера пришлось предаваться лютым извращениям с фотографиями, сказавшимся на качестве соответствующих картинок.