Одиссея британских «кенгуру». Часть 2 Транспортно-пассажирские самолеты Blackburn Kangaroo

14
Одиссея британских «кенгуру». Часть 2 Транспортно-пассажирские самолеты Blackburn Kangaroo

Одиссея британских «кенгуру». Часть 2 Транспортно-пассажирские самолеты Blackburn Kangaroo

После объявления Перемирия и прекращения боевых действий все имевшиеся в наличии «кенгуру» и запасные части к ним были выставлены на продажу Комитетом по распоряжению активами (Disposals Board), и в начале 1919 года Р. У. Кенуорти и Гарри Гудиер (Harry Goodyear) отправились в Ситон-Карю чтобы выбрать лучший. Затем они был отправлены в Бро (головной офис компании Blackburn), где оптом было закуплено несколько самолетов; сделка была оформлена 10 мая 1919 года. Отправка в Бро объясняется тем, что в Ситон-Карю состоялся своего рода аукцион, так как лейтенант Вальдемар Рендл (Lt Valdemar Rendle) искал машину для участия в соревнованиях на приз (£10000) правительства Австралии. В итоге Рендл выбрал первый прототип (заводской номер B9970) и вылетел в Бро для проведения изменений в конструкции машины.

Три других самолета (заводские номера B9981, B9982 и B9985) были закуплены компанией Grahame-White Aviation Co Ltd (Grahame-White) и были отправлены по воздуху в Хендон 11 мая 1919 года; компания планировала использовать самолеты для увеселительных прогулок. Самолеты были лишены вооружения и установок Скраффа и получили фанерную обшивку в задней части крыльев. Полотно в верхней задней части фюзеляжа было убрано для того, чтобы сделать две больших кабины, вмещавших в себя семь пассажиров; восьмой пассажир находился в крайней носовой части фюзеляжа. Самолеты сохранили однотонную зеленую камуфляжную окраску и военные серийные номера, пока 8 июня 1919 года они не получили номера гражданской регистрации G-EADE, G-EADF и G-EADG соответственно.

К этому времени Kangaroo (B9982/G-EADF) был разрушен в результате аварии, произошедшей 31 мая в Хендоне во время приема, на котором присутствовали экипаж несчастливого Atlantic Sopwith – пилот Г. Дж. Хоукер (H. G. Hawker) и штурман лейтенант-командор (капитан 3-го ранга) К. Макензи-Грива [Lieut-Cdr K. Mackenzie-Grieve] и командор (капитан 2-го ранга) Рид, пересекший Атлантический океан на летающей лодке Curtiss NC-4. На взлете у самолета с пассажирами на борту вышел из строя левый двигатель, и машина ударилась крылом о землю. Никто в этой аварии не пострадал, равно как и в другом случае, когда первый из этих трех самолетов (B9981/G-EADE) компании Grahame-White Aviation Co Ltd был поврежден в июле 1919 года и уже не подлежал ремонту.

Третий самолет компании – Kangaroo (B9985/G-EADG) – сохранился и получил на всю длину бортов фюзеляжа надпись «Grahame-White Air Service», нанесенную крупными белыми буквами. В течение двух лет – срока действия свидетельства летной пригодности – машина принимала участие в проводившихся в Хендоне в одни из выходных дней, в сбросе парашютистов, предоставляла иностранным делегациям своего рода «крещение в воздухе» и совершила увеселительные прогулки с сотнями пассажиров. К 28 сентября 1919 года, когда во время забастовки на железной дороге самолет перевозил пассажиров и почту из лондонского терминала (Хаунслоу-Хит [Hounslow Heath]) в Раундхей-Парк (Roundhay Park), самолет был полностью перекрашен и нес на борту номер гражданской регистрации G-EADG. 1 октября самолет был реквизирован правительством для перевозки почты в Ньюкасл через Лидс. Покинув в 7:55 Хаунслоу (Hounslow) машина перевезла пятьдесят писем общим весом 3 фунта 8 унций (1587,6 г)! Само собой разумеется, что эксплуатация в подобном качестве была прекращена, и G-EADG был возвращен компании-владельцу на следующий же день.

Kangaroo (G-EADG) компании Grahame-White Air Service выкачен на летное поле аэродрома в Хаунслоу, с которого он 1 октября 1919 года отвез почту в Ньюкасл (с любезного разрешения Б. Э. Хьюитта [B. A. Hewitt])

Kangaroo (G-EADG) компании Grahame-White Air Service выкачен на летное поле аэродрома в Хаунслоу, с которого он 1 октября 1919 года отвез почту в Ньюкасл (с любезного разрешения Б. Э. Хьюитта [B. A. Hewitt])

23 апреля 1919 года руководство компании Blackburn основало дочернюю компанию North Sea Aerial Navigation Co (North Sea) для выполнения коммерческих полетов. Первый зарегистрированный рейс состоялся 10 мая 1919 года, когда Кенуорти перевез зафрахтованный груз из Госпорта (Gosport) в Лидс. Первый этап Госпорт – Хаунслоу занял 40 минут, а остальная часть пути до Раундхей-Парка заняла 1 час 45 минут. На этом самолете (почти наверняка он имел военный номер B9978), позднее получившем номер гражданской регистрации G-EAIT, был достаточно быстро установлен большой застекленный салон с сиденьями для семи пассажиров. Остекление также было установлено и в носовой части фюзеляжа для придания удобства в полете восьмому пассажиру. Совершив 26 мая полет с тремя пассажирами, Кенуорти начал недолгую службу на линии Вест-Хартлпул (West Hartlepool) – Бро.

снимок Kangaroo (G-EAIT), на котором показан незакрытый пассажирский салон самолета

снимок Kangaroo (G-EAIT), на котором показан незакрытый пассажирский салон самолета

Два других «кенгуру» компании North Sea (военные номера B9972 и B9973; номера гражданской регистрации G-EAKQ и G-EAIU соответственно) были модифицированы схожим образом, но отличались деталями. Kangaroo (G-EAIU) имел застекленный носовой отсек и – по аналогии с самолетами компании Grahame-White – большую открытую кабину в задней части фюзеляжа для перевозки грузов или катания пассажиров увеселительных полетов. Неся на себе опознавательные знаки Королевских ВВС, машина приняла участие в устроенных в мае 1919 года торжествах по случаю победы в Первой Мировой войне и выполняла прогулочные полеты в Раундхей-Парке. «Кенгуру» G-EAKQ имел тот же самый тип крыли салона, что и G-EAIT, но нос был переделан с образованием двух стандартных пилотских кабин, установленных тандемом и почти наверняка имевших двойное управление.

Первая выставка гражданского воздушного транспорта (First Air Traffic Exhibition – ELTA Exhibition) состоялась в Амстердаме в 1919 году и привлекла к себе внимание всех ведущих авиастроительных компаний Европы. На стенде компании Blackburn Aeroplane and Motor Co Ltd были представлены крупномасштабные модели оснащенных пассажирскими салонами коммерческих «кенгуру» в конфигурации как наземного, так и морского базирования. Следует сказать, что примерно 20 лет спустя – в марте 1939 года – модель недостроенного гидросамолета Kangaroo была подарена городскому музею Халла (Hull Municipal Museum).

8 августа 1919 года «кенгуру» (G-EAIT) под управлением Кенуорти и с пятью пассажирами на борту покинул Лидс и взял курс в сторону Амстердама. Выполнив таможенные процедуры в Хаунслоу-Хите, машина перелетела пролив и перед тем как стемнело приземлилась в Брюсселе. После того как следующим утром самолет был осмотрен королем и королевой бельгийцев, машина за 1 час 35минут покрыла расстояние от Брюсселя до Амстердама. Огромный энтузиазм голландцев задержал самолет в Нидерландах на шесть недель, в течение которых «кенгуру» выполнял увеселительные полеты. В эти шесть недель также вошел и пятидневный простой, когда песок с поверхности аэродрома повредил самолету воздушные винты. Kangaroo (G-EAIT) также занял второе место в соревнованиях по выполнению взлета, набору высоты и длине пробега. Прибыли от увеселительных полетов на «кенгуру» были столь велики, что руководство компании сочло целесообразным отправить в Нидерланды второй Kangaroo (G-EAIU), и 28 августа капитан С. Дж. Вулли (Capt S. J. Woolley) вылетел в Амстердам через Хаунслоу и Лимпн. На следующий день организаторы выставки подарили капитану Вулли золотые часы, когда Kangaroo (G-EAIU) принял участие в гонках коммерческих самолетов по замкнутому контуру (Circuit of Holland Race) и пришел последним!

Р. У. Кенуорти выполняет взлет на первом гражданском Kangaroo (G-EAIT), принадлежавшем компании North Sea. Самолет отправляется в Амстердам для участия в ELTA Exhibition; август 1919 года. Обратите внимание на номер гражданской регистрации, нанесенный на обе стороны нижнего стабилизатора

Р. У. Кенуорти выполняет взлет на первом гражданском Kangaroo (G-EAIT), принадлежавшем компании North Sea. Самолет отправляется в Амстердам для участия в ELTA Exhibition; август 1919 года. Обратите внимание на номер гражданской регистрации, нанесенный на обе стороны нижнего стабилизатора

За неделю до закрытия ELTA Exhibition к Кенуорти и Вулли присоединился майор Вил (Maj Veale) на Kangaroo (G-EAKQ); в общей сложности перевезли 1400 платных пассажиров и дали множество бесплатных полетов. За все время пребывания в Нидерландах с «кенгуру» не произошло каких-либо инцидентов. Затем все три Kangaroo вернулись в Бро. По дороге домой «кенгуру» (G-EAIT) под управлением Кенуорти затратил три часа на перелет из Амстердама в Лимпн и 2 часа на участок Хаунслоу – Бро. Во время перелета расход топлива составил 25 галлонов в час (114 л/ч).

30 сентября 1919 года – когда «кенгуру» компании Grahame-White выполняли полеты во время забастовки железнодорожников – компания North Sea Aerial Navigation Co Ltd начала регулярные коммерческие полеты между Лидсом и Хаунслоу. На этой линии использовались оснащенные закрытыми салонами машины (G-EAIT и G-EAKQ); в 10:00 самолет из Лидса направлялся на юг, а на север из Хаунслоу вылетал в 12:00. Плата за проезд составляла 15 гиней в одну сторону или £30 за полет туда и обратно. Кенуорти вылетел в первый полет на юг только с одним пассажиром (секретарь компании путешествовал бесплатно!), но по прибытии в Хаунслоу самолет и пилот были реквизированы правительством: почтовые служащие бастовали, и задачей Кенуорти стала доставка почтовых сообщений в Глазго к следующему утру. После некоторого торга Кенуорти с сотрудниками центрального почтового отделения стороны сошлись на сумме £945 за полет туда и обратно: при цене часа полета £70 общая продолжительность полета должна была составить 13,2 часов. Поскольку почтовая нагрузка была схожа с той, что в Ньюкасл нес «кенгуру» компании Grahame-White, то по достижении Глазго Кенуорти, планировавший вернуться в Хаунслоу, быстро продал семь вакантных пассажирских мест по £20 за место.

Затем компания North Sea приобрела два легких самолета Avro 504K (номера гражданской регистрации G-EAGV и G-EAGW). Машины производства компании Avro были переделаны в трехместные и использовались для увеселительных полетов и на коротких линиях Харрогейт-Бро (Harrogate-Brough) – Скарборо (Scarborough). Kangaroo остались в Бро и выполняли полеты со старого аэродрома Лидса в Раундхей-Парк, летное поле которого было небольшим и оказавшимся непригодным. Затем Бро стал конечной станцией, авиалинии были расширены до Амстердама, а сама компания была переименована в North Sea Aerial and General Transport Co Ltd.

Первым рейсом новой компании стал чартер для Heatons (Leeds) Ltd, совершенный во время забастовки голландских докеров. В экипаж, выполнявшего этот чартерный рейс «кунгуру» (G-EAKQ), вошли Кенуорти (пилот) и г-н Т. Бэнкрофт (Mr T. Bancroft; бортинженер). 5 марта 1920 года в 12:30 Kangaroo вылетел из Бро и 17:00 приземлился в Лимпне; в Амстердам самолет прибыл в 5 марта в 10:30. Доставленный в столицу Нидерландов груз, представлявший собой более тысячи фунтов (454 кг) женских плащей и одежды производства компании West Riding cloth, через голландскую таможню был доставлен по назначению, и Кенуорти отправился назад на грузовике. Но поскольку бастующие стали показывать ему свою враждебность, то Кенуорти отправился на аэродром Сустерберг (Soesterberg) с просьбой военным предоставить защиту. Благодаря помощи голландских военных Кенуорти смог 13 марта отправиться в обратный путь. В Британию самолет вез 1200 фунтов (544 кг) немецких анилиновых красителей, предназначенных для Bradford Dyers’ Association.

Р. У. Кенуорти и Т. Банкрофт в Kangaroo (G-EAKQ) по завершении первого коммерческого полета из Англии в Нидерланды; Амстердам, 6 марта 1920 года. Лишь тормозящий эффект железнодорожных путей предотвратил попадание самолета в канаву (с любезного разрешения Р. У. Кенуорти)

Р. У. Кенуорти и Т. Банкрофт в Kangaroo (G-EAKQ) по завершении первого коммерческого полета из Англии в Нидерланды; Амстердам, 6 марта 1920 года. Лишь тормозящий эффект железнодорожных путей предотвратил попадание самолета в канаву (с любезного разрешения Р. У. Кенуорти)

Следует сказать, что расходы по доставке пассажиров и грузов самолетом (полет в одну сторону) составили примерно £150. Рейсы выполнялись еженедельно, и на начальном этапе в месяц была перевезена 21 тонна грузов. К сожалению, длинный крюк в сторону таможенных аэродромов ставил в крайне невыгодное положение и в итоге полеты в Нидерланды стали убыточными. Таким образом,после того как было пройдено примерно 20000 миль (32180 км), перевезено 1200 пассажиров и 18000 фунтов (8165 кг) товаров эта храбрая первая попытка регулярной перевозки грузов по воздуху была прекращена.

К июлю 1921 года два Kangaroo (G-EAIT и G-EAIU) были оставлены компанией для применения в учебных целях. Примерно в это же время оснащенный двумя тандемными кабинами пилотов Kangaroo (G-EAKQ) был продан летной службе перуанской армии. Вместе с двенадцатью Avro 504K «кенгуру» базировались на аэродроме Лас-Пальмас (Las Palmas), расположенном в 9 милях (14,5 км) от Лимы, и оставались там до 1923 года.

источник: A. J. Jackson «Blackburn Aircraft since 1909»

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account