Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Американский истребитель пятого поколения F-35 уже который год борется с целой горой проблем и недоработок, и, судя по новостям, этой эпопее нет ни конца, ни края. В конце апреля 2019 года появилось две новости — одна ничего такая, а вот вторая не очень. Как улучшают самолёт и почему до сих пор не доведут до ума — давайте разбираться.
Как сообщило министерство обороны США, удалось добиться сокращения ключевых недостатков самолёта Lightning II с тринадцати до семи. Известно только, какие проблемы были исключены из списка, но то, как их собираются решить, конечно же, секрет.
Так, была доработана система виртуального обслуживания и подготовки самолёта ALIS, чтобы она могла скрывать секретные данные от зарубежных владельцев F-35. Также исправлены многочисленные ошибки ALIS, которые иногда не позволяли ввести самолёты в строй. Улучшено программное обеспечение для облегчения управления на углах атаки больше 20 градусов. Исправили ошибку, когда компьютер не обеспечивал достаточную тягу при вертикальной посадке в жаркие дни. Доработано ПО для радара.
Кажется, хорошие новости — если бы не одно «но».
Проблемы ещё не решены — найден лишь путь их решения, что и позволило убрать их из ключевых недостатков в категорию менее серьёзных недоработок. Когда всё это будет применено в реальности, не ясно — для некоторых называют сроки до 2024 года.
Внимательный читатель заметит, что все перечисленные проблемы связаны с программным обеспечением самолёта. Исправить «софт» не так уж и сложно: посади побольше программистов — пусть программы улучшают и «баги» ловят, а потом новое обновление просто закачают на все машины. Но вот с проблемами «физическими» у F-35 всё совсем нехорошо. Например, недавно стало ясно, что пока нет приемлемого решения одной из ключевых проблем F-35 версии «В» и «С» — разрушения стелс-покрытия на килях самолёта на сверхзвуковом полёте.
Некоторые даже предполагают, что без переделки конструкции хвоста эта проблема так никуда и не уйдёт. Потому и так не самый быстрый F-35 сейчас ограничен во времени полёта на форсаже (как говорят, менее чем десятком минут).
Что не так с птичкой?
Вся эта ситуация вызывает один вопрос: «а почему всё так невесело?»
«Потому что попил и криворукие американцы» — скажут одни. Другие ответят: «Никаких проблем нет, смотрите уже сколько самолётов построили!». И тот и другой подход не очень верен. Проблемы есть — но причины не так просты.
Во-первых, F-35 — чрезмерно сложный проект. Стремясь сэкономить, в США решили сделать самолёт, способный на всё — от разведки до непосредственной поддержки войск, от нанесения ядерных ударов до роли перехватчика. И всё это в трёх максимально унифицированных вариантах: обычном, укороченного взлёта и вертикальной посадки, палубном. Хорошо, хоть грузы и пехоту возить на нём не захотели.
В итоге разработка столь переусложнённого проекта затянулась, и на многое в прямом смысле слова «плевали», лишь бы ещё больше не раздувать бюджет и не растягивать сроки.
Вот и вышел F-35 даже не сырым, а насквозь мокрым.
Во-вторых, на F-35 использовали максимальное количество электроники. Компьютеры участвуют во всех моментах управления, обслуживания самолёта — даже в планировании полёта. Это одна из первых в мире боевых машин, настолько завязанная на «цифру». И неудивительно, что «багов» в ПО F-35 оказалось выше крыши. И исправляют их долго и упорно по сей день.
В-третьих, программа F-35 отличается необычной открытостью для прессы. Так-то громко говорить о проблемах не принято даже в США, и лишь спустя много лет историки описывают их в монографиях для двух с половиной читателей. В случае же с Lightning II недостатки публикуются, активно обсуждаются, и всем кажется, что их неприлично много. А вот если всё «секретить», как, например, делают у нас или в Китае, то будет благорастворение и лишь недоказанные слухи о каких-то проблемах. А может быть, тот же J-20 — не менее сырой, чем F-35?
И самое главное — концепция единого самолёта не позволяет весь этот «балаганчик» свернуть. Если бы были изначально отдельные программы, то какие-то можно было бы пересмотреть, перезапустить. Но без единого F-35 почти вся авиация США окажется в очень неприятном положении. Вот и приходится принимать на вооружение что есть.
Сколько ещё лет уйдёт на доведение до ума F-35, неясно. Но из этой ситуации уже сейчас можно вынести урок для всех: делать один самолёт, который всех заменит, — большая ошибка.
источник: https://warhead.su/2020/04/30/odin-za-vseh-pochemu-f35-takoy-unylyy