Про опытный советские БТР Объект 1200 у нас уже была короткая заметка на сайте. Однако поскольку в Дзен мне попался на много более подробный материал по этой машине то я представляю его вашему вниманию.
В 1966 году Советский Союз первый в мире принял на вооружение и организовал производство гусеничной БМП-1 (боевая машина пехоты). Новая машина во многом оказалась прорывной, и серьезно изменила концепцию применения советских мотострелковых войск. Между тем БМП-1 создавалась в условиях жесточайшей конкуренции, и в ходе конструкторских работ строились самые разнообразные машины, порой весьма экзотические…
Согласно техническому заданию перспективная БМП должна была иметь значительную огневую мощь, защиту от средств массового поражения, эффективно бороться с танками противника и преодолевать водные преграды. Конструкторы Брянского автозавода посчитали, что для выполнения этих требований оптимальным будет использование полноприводного колесного шасси. Разработка БМП под шифром Объект 1200 на БАЗе стартовала в начале 1964 года. Ведущим конструктором был назначен Рафаил Александрович Розов.
Первый опытный образец построили в конце 1964 года. Машина получила корпус сваренный из броневой стали высокой твердости, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту. Ходовая часть была представлена четырьмя ведущими осями на пневматической подвеске с широкопрофильными односкатными шинами с системой подкачки. Колеса двух передних осей были управляемыми, а пневмоподвеска позволяла регулировать клиренс в диапазоне 410-550 мм.
Компоновка БМП была выполнена нетрадиционным образом: механик-водитель и командир располагались в носовой части корпуса, наводчик-оператор в башне, а десант в средней части машины. Силовой агрегат устанавливался сзади и слева по ходу движения. Для посадки-высадки десанта имелись два люка в средней части машины и единственная кормовая дверь. Из-за габаритного МТО, проход в десантный отсек осуществлялся через узкий коридор, не слишком удобный для экипированных бойцов.
Вооружение и двигатель были полностью аналогичны гусеничному Объекту 765 (БМП-1). На машине устанавливался дизельный атмосферный мотор УТД-20 мощностью 300 л.с. Работал он в паре с синхронизированной 5-ступенчатой механической КП и двухступенчатой «раздаткой». Плавучесть колесной БМП обеспечивал герметичный водоизмещающий корпус, водоходность — два водомета с приводом от центрального редуктора.
Достоинства и недостатки колесной БМП
Колесный движитель давал несколько существенных преимуществ. Прежде всего он обеспечивал быстроходность и большой запас хода. Так при общей боевой массе в 14 т, по шоссе Объект 1200 развивал 100 км/ч, запас хода при этом составлял 500 км. Кроме того колесное шасси было дешевле и проще в производстве, а срок его службы, как минимум, вдвое превышал гусеничное. На этом плюсы заканчивались.
На бездорожье колесная БМП показала низкую проходимостью, особенно на влажных грунтах. Вдобавок колеса были намного уязвимее к поражению пулями, осколками и другими средствами поражения. Гусеничная БМП имела лучшую маневренность и подвижность в воде, а также высокие тягово-сцепные свойства на сложных рельефах.
В 1965 году Объект 1200 прошел сравнительные испытания с другими опытными БМП. По их результатам основной заказчик отдал предпочтение гусеничному Объекту 765, который в серийном воплощении получил обозначение БМП-1. Работы по Объекту 1200 были прекращены. Сегодня первая советская колесная БМП хранится в музее в Кубинке.
Источник — https://dzen.ru/a/Y8lDo68ROSpUTnCC