Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

4

В июне 1929 года произошёл мировой экономический кризис, начавшийся с биржевого краха в США, задев Канаду, Великобританию, Францию и остальные страны. Россия, которая вела холодную войну с западными державами, решила воспользоваться кризисом. Так, 27 февраля 1929 года была сформирована комиссия Владимира Александровича, уехала за границу покупать современные образцы вооружения. Параллельно с этим Аксенов вёл переговоры о продолжении военного сотрудничества с германскими конструкторами.

Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

Владимир Александрович

Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

Штейфон Борис

Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

Главнокомандующий РНР Аксенов Тимофей (Время правления 1924-1934)

Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

Эдварда Гротте

В результате того, что российские власти смогли продолжить сотрудничество с Северной и Южной Германией, в феврале 1930 года в РНР прибыла северогерманская военная комиссия. В её состав входил конструктор Эдвард Гротте, которому в марте было поручено разработать проект танка весом 18–20 тонн, способного развивать скорость 35–40 км/ч и имеющего броню толщиной 20 мм. Для своего времени танк должен был обладать мощным вооружением: двумя орудиями калибром 76 и 37 мм и пятью пулемётами. Остальные характеристики танка были оставлены на усмотрение конструктора. В то же время комиссия Владимира в марте 1930 года приобрела в Великобритании танкетки «Карден-Лойд» Mk.VI и танк «Виккерс 6-тонный». А месяц спустя у Уолтера Кристи в США были куплены два его танка Т.3 без башен и вооружения.

Для создания нового опытного образца танка было решено привлечь конструкторское бюро Петроградского Путиловского завода. В этом бюро, помимо самого Гротте, работали молодые русские специалисты. Новый танк, который проектировался как средний, получил обозначение «объект 101». Работы над танком велись под строгим контролем подразделения НСБ и считались совершенно секретными. 17–18 ноября 1930 года на завод приехал Борис Штейфон, чтобы лично проверить ход работ по объекту 101. Параллельно с этим проектом русские инженеры разрабатывали два альтернативных варианта: запасной, более дешёвый «объект 101 образец 2» и «объект 102» — конкурент проекту Гротте. «Объект 101 образец 2» представлял собой более дешёвый аналог проекта Гротте. Вместо двигателя М-6 он оснащался двигателем М-17. Вместо дополнительной башни с 37-мм орудием была установлена спарка танковых пулемётов ДТ. 37-мм орудие переместилось в основную башню, где было интегрировано с 76-мм гаубицей М-101. Количество пулемётов было уменьшено до четырёх. Ходовая часть также претерпела значительные изменения. В целях сокращения затрат была выбрана подвеска на горизонтальных спиральных пружинах. Также были установлены более дешёвые гусеницы, а бронирование претерпело изменение, теперь лоб был сугубо 30 мм, в то время как остальное круговое бронирование достигало 20 мм. «Объект 102» отличался полностью отечественными узлами и компоновкой FCM 2c. В состав вооружения входили 37-мм орудие и две пулемётные башенки. Предположительно, танк должен был развивать скорость не менее 40 км/ч.Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of ConspiОбъект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

Объект 101 Вариант 2 без экранов.

Объект 101 и Объект 102. История развития среднего танка России из History of Conspi

К апрелю 1931 года были готовы три опытных образца средних танков: «Объект 101», «Объект 101 образец 2» и «Объект 102». Военная комиссия приняла решение, что пока в Кракове немцы проводят испытания своих трёхбашенных опытных средних танков, в Петрограде пройдут аналогичные испытания. Если испытания окажутся успешными, то в том же году планируется выпустить первую серию из 70 танков. А с 1932 года начнётся их массовое производство, и к 1935 году планируется выпускать не менее 2000 танков в год.

Результаты военных испытаний оказались даже лучше, чем ожидалось. Танк смог развить максимальную скорость 34 км/ч, показав хорошую проходимость и манёвренность. Особенно отличилась трансмиссия «Объекта 101», которая благодаря использованию шевронных шестерней и кулачковых муфт проявила себя как очень прочная и надёжная. Управление танком было очень лёгким благодаря пневматическим приводам, что было особенно важно для такой тяжёлой машины. Однако, к сожалению, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях.

Также было выявлено множество конструктивных недочётов. Например, размеры боевого отделения рубки были достаточными для удобной стрельбы из 76,2-мм орудия, но одновременная стрельба из хотя бы одного башенного пулемёта была практически невозможна. Размещение коробки передач и бортовых фрикционов в одном картере затрудняло доступ к ним во время ремонта и приводило к перегреву всего узла во время движения. Кроме того, бортовые тормоза работали неудовлетворительно, а гусеницы показали недостаточную эффективность на мягких и вязких грунтах из-за малой высоты гребней.

Комиссия пришла к следующим выводам: «Объект 101» превосходил западные аналоги по всем параметрам, но был очень дорогим и ненадёжным. «Объект 101 образец 2» был более перспективным для серийного производства благодаря более дешёвой конструкции, чем проект Гротте, но дороже «Объекта 102». Также «Объект 101 образец 2» отличался самой надёжной ходовой частью. «Объект 102» же имел очень слабую ходовую часть, которая становилась проблемой даже при движении по бездорожью на скорости 15-18 км/ч. Корпус был клепаным, а в качестве основного вооружения предлагалось 37-мм орудие с пулемётом ДТ и дополнительными двумя зенитными башнями на корме корпуса.

Комиссия рекомендовала проходить дальнейшие испытания и доработать образец, а затем запустить его в серийное производство. Для принятия на вооружение были выдвинуты новые требования: повысить огневую мощь и проходимость. В качестве возможных решений предлагалось увеличить количество башен с одной до трёх, либо заменить 37-мм орудие на перспективное 47-мм, либо полностью заменить спарку 37-мм и 76-мм гаубицы на спарку 107-миллиметровую гаубицу образца 1910 года и пулемёта ДТ.

Продолжение следует…

Оригинал — https://vk.com/@nlllp-obekt-101-i-obekt-102-istoriya-razvitiya-srednego-tanka-ross

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account