О пользе попаданчества, часть 2- техническая
Мы здесь уже немного поговорили о пользе изучения истории вообще и альтернативной истории в частности. Тема эта нам интересна-иначе зачем бы мы сюда заходили?
При этом для большинства из нас Альтернативная история – развлечение, хобби, игра ума на отдыхе. Некоторые (авторы, в основном) идут немного дальше — это их хлеб насущный.
Для меня Альтернативная История – это очень серьезно. И не из-за веры в переселение душ, или мечты исправить «историческую несправедливость». Я не ищу в ней ни возможности самоутверждения, ни удовлетворения комплексов. Нет. АИ для меня — это серьезный инструмент в моей профессиональной деятельности.
Поясню:
В жизни мне приходилось заниматься изобретательством, и довольно успешно. Я даже когда-то изучал ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и посещал лекции Г. Альтшуллера (больше известного под псевдонимом Г. Альтов).
Альтшуллер Генрих Саулович (1926–1998),
Не сомневаюсь, что присутствующие здесь знают, что такое ТРИЗ. А для тех, кто знал, но забыл, поясню: ТРИЗ превращает изобретательство из акта «божественного откровения» в обычную работу- с планом, этапами, сырьем и инструментами (Там много чего интересного — и это можно прочитать в инете). В ТРИЗе есть множество алгоритмов решения проблем, которые можно (и удобно) использовать в изобретательстве. Для понимания работы этих алгоритмов служат многочисленные примеры, когда такие алгоритмы использовались в изобретениях.
Так вот, для себя я обнаружил, что АИ (ее техническая составляющая, о которой я здесь постоянно твержу) просто насыщена такими примерами. Всякий раз, говоря об альтернативной технике, мы рассматриваем, как то или иное изменение некой характеристики этой техники ведет к изменению ее свойств. (Примеры приводить не буду- спорам здесь нет конца). И все они попадают под один или другой алгоритм ТРИЗа.
АИ — бесконечный и безграничный учебник по изобретательству. Любой из нас, проварившись в котле АИ достаточно долго, сможет, при желании, ответить на вопрос «а что изменится если мы…». Хотя бы по некоторым вопросам.
В АИ мы можем найти примеры для понимания механизма работы всех алгоритмов ТРИЗа.
В АИ (из-за ее вариативности) мы можем сравнивать как влияют различные изменения какого-либо одного параметра на конечный результат (напомню- я здесь говорю только о технике).
В АИ мы можем проследить основные объективные закономерности развития техники (какой-либо техники в отдельности или данной индустрии в целом).
В АИ можно найти примеры для решения множества задач, с которыми мы сталкиваемся и сегодня. Я, читая АИ, зачастую обращаю внимание на решения и подходы, которые могут мне пригодиться.
Но изобретательство – это еще не все. Есть еще одна область применения АИ- педагогика.
Студенты знают, что запоминание сложных формул- «аццкая» работа. Педагогам известно, что объяснение сложных формул студентам –еще более трудоемкая задача. Как говорится, «сеют разумное, доброе, вечное … в каменистую почву».
Одним из эффективных методов преподавания является преподавание «от задач» — когда студенту предлагается интересная задача, для решения которой необходимо разобраться в формулах. Это хорошо мотивирует и стимулирует студента на изучение материала (гораздо лучше, чем чтение учебника). Кроме того, это приучает студента использовать изученный материал на практике, для решения тех или иных задач. И АИ полна таких задач- зачастую уже с готовыми ответами.
Для примера приведу несколько таких задач:
- Что стало бы с ТИТАНИКОМ если бы на нем применили контрзатопление?
- Что можно было бы изменить в конструкции авианосца «Sōryū» что бы он выдержал попадания 3 бомб в заполненные самолетами палубы?
- Почему линейный крейсер Repulse погиб быстро и без славы, а однотипный Renown прошел всю войну и неоднократно выбирался флагманом флота? Какие качества делали Renown таким востребованным?
- Какой была остойчивость броненосца «Имп. Александр III», когда он перевернулся, и что было тому причиной? Можно ли было это предотвратить?
- Почему у галеонов носы полные и округлые, а у клипперов- острые? И т.д.
Для ответов зачастую необходимо организовывать исследования, собирать материал, проводить расчеты. Это и есть то, что преподаватели требуют от студентов!
Многие из таких вопросов мы уже обсуждали здесь- искали ответы, спорили, приводили доказательства.
Именно АИ привлекает наше внимание к мелочам, к тем деталям, которые могут изменить ситуацию. Именно в АИ чаще всего авторы погружаются в проблемы и стараются найти ответы на вопросы: что пошло не так? как это можно изменить? И та часть этой работы, которая относится к технике, может вполне быть использована в преподавательской деятельности.
Еще один аспект преподавательской деятельности — это задача подготовки высококвалифицированного специалиста-профессионала.
Большинство ВУЗов готовят инженера-практика. Они учат студентов формулам и методам расчета, приёмам решения стандартных задач, знанию существующих технологий. Выпускник (по идее) уже должен уметь всем этим пользоваться.
Но (почти) ни один ВУЗ не учит откуда взялись формулы и методы, как и почему они разрабатывались, зачем и как развились технологии. А большинство выпускников даже не задумываются об этих вопросах И смогут ли эти выпускники придумать что-то новое? В результате способные на творчество специалисты появляются, в основном, вопреки системе образования (и слава богу!).
Я считаю, что предмет ИСТОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ должен входить (почти) в любой курс по любой специальности во всех ВУЗах. Это один из наиболее эффективных методов научить студентов думать и анализировать, экстраполировать результаты и предвидеть возможные изменения.
И именно АИ может помочь в преподавании такого курса. Ведь в АИ уже есть готовый механизм, показывающий как происходило развитие (некоторых) специальностей, какие факторы влияли и какие- могли повлиять на это. Используя приемы АИ, можно моделировать то или иное направление развития техники, можно предвидеть будущие направления и пути их развития.
Заключение
Правильно используемый инструмент облегчает работу и улучшает ее результаты.
И для меня Альтернативная история — это тоже инструмент, который, при правильном использовании, может быть очень полезным.