О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры

20

О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры

Небольшая, но интересная статья с канала «DL24 | История авто» на яндекс-дзене.

Одна из любимых тем автора канала — неравномерность темпа эволюции в различных областях окружающей нас материальной культуры. Яркое проявления этого явления можно наблюдать в рекламе легковых автомобилей.

Собственно, главным источником вдохновения для этого поста послужила выходившая в первой половине 1950-х годов серия рекламы автомобилей Lincoln, основным посылом которой было создание образа «Линкольна» в качестве современного автомобиля для современного стиля жизни. С целью наглядной демонстрации этого тезиса автомобиль показывали на фоне последних достижений американской архитектуры середины XX века… вот только, состарилось всё это далеко не равномерно. И если офисные «стекляшки», вроде показанного на первом плакате нью-йоркского Lever House, и сегодня выглядят вполне актуально (хотя само это здание было полностью реконструировано — из-за использования при его возведении низкокачественных материалов и сомнительных технологий оно пришло в негодность уже к середине 1980-х), а кирпичные частные домики из лубочной «американской мечты» (2) — в лучшем случае немного старомодно, то сам «Линкольн» 1954-1955 годов уже давно стал восприниматься как милый раритет, который в глазах обывателя скорее ближе к Ford Model T, чем к современным автомобилям.

Что поделать: полностью новые автомобили в Штатах выходили каждые 2-3 года и были рассчитаны на срок службы не более десятка лет, а вот с недвижимостью так уже не получалось (хотя строители загородных домов и прилагали все возможные усилия к тому, чтобы этого добиться). Поэтому облик современных городов в значительной степени задают здания постройки 1950-х — 1970-х годов, а вот машины того же времени уже по большей части переселились в музеи и частные коллекции олдтаймеров.

Ещё более наивно с точки зрения сегодняшнего дня выглядят не менее любимые рекламщиками прошлого сцены, в которых автомобили изображены на фоне авиационной техники. И если винтомоторные пассажирские самолёты, вроде показанного на фоне Opel Kapitan 1954 года Boeing 377 — пассажирской версии «суперкрепости» В-29 (3), таки потеряли актуальность, то реактивные лайнеры пришедшего им на смену поколения не выглядят антиквариатом по сей день (4 и далее). Например, Boeing 747 (5) снят с производства лишь в 2022 году, а эксплуатироваться по всему миру будет ещё очень и очень долго. Ford Thunderbird 1970 года же в качестве транспортного средства сегодня не особо котируется даже в самих Штатах.

Причина также весьма прозаична: ничего принципиально нового в области аэродинамики со второй половины пятидесятых — недаром называемой «золотым веком авиации» — так и не придумали, ограничившись «вылизыванием» и без того оптимальной формы. А понятия «дизайна» в значении периодического нефункционального, «украшательского», изменения внешнего облика продукта — в этой области по сути не существует (как и практически в любой области техники, не являющейся потребительским товаром): убедить авиакомпании, зарабатывающие на перевозках деньги, купить стоящий вполне буквально «как чугунный мост» новый лайнер просто потому, что у ещё не выработавшего свой ресурс старого дизайн «не последнего модельного года», попросту невозможно.

С военной авиацией всё несколько сложнее — переход на сверхзвук и распространение бортовых РЛС наложили свой отпечаток на облик истребителей; тем не менее, многие разработанные в 1960-е — 1970-е годы машины, вроде позирующего рядом с «Корвэйром» учебного Northrop T-38 Talon или показанного в рекламе автомобилей той же марки Saab JA.37 Viggen (8), практически не устарели внешне, а некоторые из них и вовсе всё ещё состоят на вооружении. И если Saab 900 ещё можно с натяжкой считать до сих пор актуальной моделью класса «сильно б/у», то «Корвэйр» — очень и очень вряд ли.

Впрочем, встречаются и исключения — например, показанные на заключительном изображении этой серии North American F-100 Super Sabre и Chevrolet Bel Air 1955 года вполне себе выглядят принадлежащими к одной эпохе: «бочкообразный» фюзеляж и стреловидное крыло сегодня вполне однозначно ассоциируются с истребителями периода войны в Корее и чуть позже неё.

О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры О неравномерности темпа эволюции в различных областях материальной культуры

источник: https://dzen.ru/b/ZiaHydOYaU6EZxkA

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account