15

О немецкой торговой подводной лодке, возившей в США «магические пули» против бледной спирохеты

Опубликовано на яндекс-дзене в канале «Места не столь отдалённые», републикатор dragon.nur

Наверно, автор имел в виду транспортную подводную лодку, подумает особенно придирчивый читатель? Ан нет, именно торговую, ибо транспортные перевозят грузы отнюдь не для торговли, в отличие от das Handels-U-Boot DEUTSCHLAND. Хандель и есть по-немецки торговля, и именно этим занималась подлодка «Дойчланд» , хотя и недолго.

Уже в Первую мировую войну немцы пытались ограничить торговое судоходство противников, но у тех это получилось гораздо лучше — ведь им надо было всего лишь блокировать выходы из Северного моря и германской зарубежной торговле был нанесён сокрушительный удар.

Идея прорвать блокаду под водой исходит от оптового торговца из Бремена Альфреда Ломанна, решившего таким путём восполнить нехватку материалов в военной промышленности Германии, которая срочно нуждалась в редком сырье, таком как никель и каучук.

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!
В ноябре 1915 года он основал судоходную компанию Deutsche Ozean-Reederei. А в марте следующего года «Дойчланд» был спущен на воду в Киле. Первая в мире коммерческая подводная лодка стоила почти три миллиона марок.

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

При длине 65 метров и ширине 8,9 метров она могла перевозить более 700 тонн груза. Лодка была не вооружена и не относилась к военному флоту. Надводная скорость 10 узлов, глубина погружения 50 метров, дальность плавания 12 000 миль. Команда состояла из 28 человек, в основном гражданских моряков, хотя среди них были конечно военные подводники, ибо где же взять специалистов, но формально они не считались на военной службе.
Командовал ею на тот момент капитан-лейтенант резерва доктор Пауль Кёниг.

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!
На нём фуражка с эмблемой Deutsche Ozean-Reederei (DOR).

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

Была также выпущена серия почтовых марок, посвящённая трансокеанской торговле на подводных лодках.

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

В первый рейс «Дойчланд» взяла на борт 163 тонны химических красителей и лекарств, таких как препарат от сифилиса «Сальварсан» стоимостью 60 миллионов марок, а также банковская и дипломатическая почта. Оцените стоимость груза, если вдова рядового солдата в то время имела ежемесячную пенсию в 33 марки.

С тех пор как испанцы «привезли» сифилис из Южной Америки, миллионы европейцев пали жертвами этого заболевания, беспрепятственно проникавшего во все социальные слои. В немецкий список носителей этой «болезни любви» угодили такие громкие имена, как Бетховен, Шиллер, Шопенгауэр, Гофман, Ницше. «Сопоставляя факты, приходишь к выводу, что сифилис поражал треть населения. Наряду с туберкулезом это была болезнь поистине всенародного масштаба. Однако наибольший страх внушал именно сифилис», – свидетельствует историк медицины из Дюссельдорфа Ганс Шадевальдт (Hans Schadewaldt)

Лекарство было создано франкфуртским иммунологом и химиком Паулем Эрлихом.

«Мы должны научиться отливать магические пули, способные попадать в возбудителей болезни», – любил повторять Пауль Эрлих в процессе разработки чудо-лекарства. Со своим коллективом медиков химик год за годом испытывал и модифицировал препараты, создав в 1907 году заветное вещество «606», превратившееся позднее в бренд «сальварсан» – это была шестьсот шестая попытка на пути к успеху. Препарат обладал бактерицидным действием и действовал на активные формы спирохет, разрушая бактерии. Примечательно, что, уже будучи мировой знаменитостью, Эрлих с присущей ему скромностью характеризовал свой успех как «миг удачи после семилетних безуспешных попыток».

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

Пауль Эрлих

Лодка вышла из Бремена 14 июля 1916 года. Капитан Кёниг был опытным моряком, поэтому 9 суток отстаивался у острова Гельголанд, чтобы сбить со следа англичан и только после этого повёл свой корабль в обход Британских островов с севера. При обнаружении подозрительных судов лодка погружалась, но основной путь прошла в надводном положении, покрыв за 16 суток 3800 миль.

Ночью 9 июля 1916 года капитан взял на борт совершенно изумлённого лоцмана в Чесапикском заливе, который должен был направить лодку к месту назначения путешествия — американскому портовому городу Балтимор. На следующий день «Дойчланд» прибыл туда с черно-бело-красным торговым флагом на корме, который с энтузиазмом приветствуют сотни зрителей и представителей прессы.

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

Первое пересечение Атлантики коммерческой подводной лодкой было грандиозным триумфом. Появляются многочисленные газетные статьи. Имперская военная пропаганда восторженно отзывается о «новом чуде немецкого судостроительного искусства».

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

Команда лодки в Балтиморе

Взбешенные британское и французское правительства потребовали от США, сохранявших тогда нейтралитет, инспекции подводного корабля. Осмотрев судно, проверяющие констатировали отсутствие на борту каких-либо вооружений и военнослужащих лиц. Судно было признано комиссией коммерческим ещё и потому, что груз, состоящий из продуктов ведущей мировой химической промышленности Германии, является для США на тот момент незаменимым. Однако у «просвещённых мореплавателей» свои понятия на этот счёт.

В английской газете «Морнинг Пост» было опубликовано официальное сообщение по этому поводу:

«На основании своего характера «Deutschland» должен считаться военным кораблём и сообразно с этим мы должны с ним поступать. В том случае, если военные корабли союзников встретят его за пределами морской границы США, они потопят его без всякого предупреждения».

«Deutschland» отправляется в обратный путь 1 августа. На борту: 348 тонн каучука, 341 тонна никеля [отмечу — позднее стало известно, что значительная часть груза состояла из американских пятицентовых монет, изготовленных из медно-никелевого сплава, прим. републикатора] и 93 тонны олова, которые должны обеспечить потребности немецких оружейных заводов на несколько месяцев. Груз оценивался в 17,5 миллионов марок, в несколько раз превысив стоимость самой подлодки. Отход становится народным праздником. Десятки лодок сопровождают «Deutschland», который погружается незадолго до выхода в международные воды.

32 британских боевых корабля ждут в Атлантике. Предполагалось вознаграждение за потопление лодки в размере 50 000 марок.

Но 23 августа «Deutschland» снова появился целым и невредимым в окрестностях Гельголанда, а через два дня вошел в свободный порт Бремена со своим ценным грузом, встреченный ликующей толпой. Кайзер Вильгельм II чествует директора судоходной компании Ломанна и капитана «Дойчланда» торжественным ужином. Поездка также оказалась удачной с финансовой точки зрения: прибыль от продажи груза многократно превысила стоимость самой лодки.

На тот момент вторая коммерческая подводная лодка, «Бремен», уже находилась в своем первом рейсе в США. Но она никогда не достигнет своей цели. Настоящая причина её гибели, как и место, где это произошло, неизвестны до сих пор.

«Deutschland» снова отправился в Штаты в ноябре 1916 года, везя красители, лекарственные средства, драгоценные камни и ценные бумаги. Однако при выходе в обратный путь из порта Нью-Лондон с 378 тоннами каучука, 188 тоннами никеля, 146 тоннами сплава железа, 76 тоннами олова и серебряными слитками весом 6,5 тонн, лодка протаранила обеспечивающий буксир, пошедший ко дну со всеми пятью членами команды.

Ремонт лодки задержал выход на неделю, а сам случай популярности немцам не прибавил, отношения между странами портились неуклонно. Лодка успешно доставила груз в Германию, но уже запланированный третий рейс не состоялся. Кайзер объявил неограниченную подводную войну, на дно стали отправляться и американские суда. США разрывают дипломатические отношения и в апреле вступают в войну против Германии.

Лодка была переоборудована в боевую. Носила название U-155. Несмотря на наличие всего двух торпедных аппаратов, она до конца войны с 19 февраля 1917 г. по 11 ноября 1918 г. под командованием уже других трёх командиров сумела отправить на дно 43 судна противника, что интересно — ни одного военного корабля.

24 ноября 1918 года лодка была передана англичанам, где выставлена на обозрение публике.

Йо-хо-хо и бутылка Сальварсана!

Бывшая торговая подлодка ошвартована у плохо видимого на заднем плане Лондонского моста и других у-ботов.

Разобрана на металлолом в 1921 году.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account