О Карфагене реальном и альтернативном
Доброго времени суток, коллеги! Публикация статьи про полиремы задерживается из-за, кхм, непредвиденных обстоятельств, посему прошу прощения у тех, кому я ее обещал. А сегодня опубликую мысли вслух, которые накопились у меня за время изучения тематики Карфагена и всего, что связано с ним. Статейка не то чтобы необходимая, и несет какую-то серьезную смысловую нагрузку, но раз мысль записана, то она должна быть или стерта, или опубликована. Я выбираю второе.
Вступление
Меня всегда интересовал Карфаген – возможно из-за того, что я всегда испытывал необъяснимую симпатию к избитым и оболганным. Его история меня с самого начала интересовала, даже тогда, когда я не знал и не мог понять всего того вороха сказок, которые окружают его историю, как и всегда существовали сомнения. Ну не могли никак связаться у меня в голове варварские обычаи и высокая степень развития общества! И, как оказалось, не зря. Потихоньку, понемногу я начал "раскуривать" тему Карфагена, хотя тянул с началом очень и очень долго. И некоторые открытия, наблюдения и замечания понемногу откладывались в голове, затем на ноутбуке, а потом и вовсе потребовали публикации.
По сути пост состоит из трех независимых друг от друга частей. В первой я постарался изложить некоторые замечания касательно истории основания самого Карфагена, а также жизни его первой и последней царицы – Элиссы. Вторая часть представляет собой эдакое нытье касательно неопределенности относительно культуры и религии карфагенян, информацию по которым приходится наскребать понемногу и просеивать, отбрасывая всяческие сказки, оставленные нам как римлянами и греками, так и другими авторами исторических трудов о пунийцах. Третья часть – альтернативный подход: попытка составить краткий список различных точек бифуркации для альтернатив. Само собой, все три пункта связаны с тем, что я хочу начать альтернативу про Карфаген (со своими планами насчет нее), причем альтернативу серьезную и более или менее обоснованную. И тогда я смогу ссылаться на этот пост, а не писать свои соображения вновь и вновь.
В общем, читать все это словоблудие не обязательно, но кто решится – тому приятного чтения.
Основание Карфагена – мифология и реальность
Карфаген глазами художника. И вот это прекрасное творение рук человеческих разрушили римляне!
Легенда об основании Карфагена весьма популярна, хотя на текущий момент имеется несколько версий, отличающихся друг от друга в деталях. Остановлюсь на «усредненном» варианте легенды, опустив детали про подготовку к отправлению поселенцев и прочие малозначительные моменты. Царь Тира [1] Маттан I завещал своим детям – Элиссе [2] и Пигмалиону – править вместе, однако народ Тира решил, что это бардак, а Пигмалион был человеком жадным и желал заполучить сокровища своего дяди Сихея, верховного жреца храма Астарты [3]. В результате короновали лишь Пигмалиона, а тот после этого убил Сихея, который, помимо прочего, был еще и мужем Элиссы, однако сокровища ему пока еще не достались. Элисса, чувствуя свое шаткое положение в Тире, решила бежать вместе со своими сторонниками, прихватив с собой и золото. По пути она сделала визит на Кипр, где «подобрали» верховного жреца Астарты (он согласился отправиться в путь при условии, что должность верховного жреца будет принадлежать только членам его рода) и 80 кедешей (храмовых проституток, которые должны были стать женами поселенцев). Существует также версия, что девушек просто похитили. По прибытию в Африку удалось договориться с местным вождем Иарбантом о покупке земли [4] под город той площадью, которую покроет бычья шкура. Дидона пошла на хитрость, разрезав шкуру на ремешки и покрыв ею огромную площадь, которая позднее стала Бирсой – цитаделью Карфагена. Иарбант, само собой, был не в восторге от такого поворота, однако догвор есть договор, и землю Элиссе передали. Город быстро развивался, что породило зависть местного населения, в том числе самого Иарбанта, который вознамерился жениться на Элиссе, угрожая разрушением города. Однако та до конца блюла верность своему мужу, не поддалась на уговоры жителей и угрозу городу, и попросту убила себя, избавив себя от нежелательного замужества, а город от опасности. Карфагеняне свою первую и последнюю царицу после такого возвели в ранг богини, дав ей имя Танит.
Такова популярная версия легенды про основание Карфагена. И такова ее критика:
1) Для начала замечу, что ни греки, ни тем более римляне не питали особой любви к карфагенянам и финикийцам – те были для них варварами и во многом врагами, и история этих народов во многом писалась греко-римскими «специалистами» на основе слухов и банальной клеветы. Легенда об основании Карфагена, дошедшая до нас, определенно была переписана и римлянами, и греками, доказательства чему я буду приводить ниже. Кроме того, первая известная ее версия датируется III веком до нашей эры, и приводится греческим же источником. Собственно, сама легенда наглядно иллюстрирует все то отношение к финикийцам и карфагенянам, которое сложилось в античном мире у представителей «цивилизованных народов», и служит напоминанием того, что сам Карфаген, как и его деяния, в изложении официальной истории скорее всего сильно оклеветаны и принижены.
2) Оговорки начинаются уже в самом начале легенды. Весьма странным выглядит брак Элиссы с собственным дядей Сихеем. Причем сомнения возникают не из-за самого факта инцеста – отношение к такому явлению в финикийском обществе мне, увы, точно неизвестно, однако у многих соседей такая практика среди знати имелась, потому будем считать, что такое было и в Тире. Просто, насколько мне известно, финикийское жречество давало обет безбрачия [5] – а это фактически отметает возможность подобного брака. Впрочем, этот закон мог не распространяться на верховных жрецов и членов царской династии (которая, к слову, считалась священной кровью, ибо цари являлись потомками Мелькарта).
3) Мутно выглядит история касательно богатств Сихея. Пигмалион убил его, однако Элисса, прожив какое-то время в городе, отправилась в плаванье и забрала все богатства своего мужа с собой, скрывая их до того. Получается, что человек, убивший своего дядю ради его имущества, не стал забирать это самое имущество? Почему сразу и Элиссу не убил? Как по мне, это явное противоречие, которые говорит не в пользу правдоподобности легенды.
4) Готовясь к отплытию, Элисса проявляет необычайную хитрость и коварство для того, чтобы заманить на корабли людей и скрыть свои намерения. К слову, и то, и другое абсолютно противоположно величайшим римским добродетелям, которые римляне себе приписывали на протяжении всей истории (и которые традиционно нарушали ради шкурных интересов) – верности и честности. Интересное совпадение, не так ли?
5) История с похищением 80 девушек на Кипре вновь выставляет Элиссу в нехорошем свете. Какое коварство! Но вариант с верховным жрецом храма Астарты и его кедешами выглядит куда логичнее и правдоподобнее.
6) Если предыдущие пункты являются лишь подозрениями на тему, то этот пункт уже является твердым доводом. Слово «бирса» действительно значит «бычья шкура», вот только язык при этом используется древнегреческий. Почему вдруг финикийцам, обладающим собственным языком, называть центр своего города греческим словом? В аккадском языке, из которого финикийцы заимствовали многие слова, «бирса» (если быть совсем точным, то «бирту») значит «крепость». Куда более логичное название для цитадели, взятое из близкого языка. Таким образом, рушится вся история о том, как хитрые и коварные финикийцы накололи местного правителя. И придумана она на основании созвучия слов двух разных языков каким-то человеком с буйной фантазией. Хотя если вспомнить современность, то время идет — а ничего не меняется…
7) В подтверждение предыдущего пункта говорит и то, что если верить отрывочным упоминаниям о ранней истории Карфагена, то город платил местным племенам ежегодную дань – скорее всего, арендную плату за территорию. При этом случались и войны с этими племенами, известна как минимум одна значительная – после которой, похоже, дань Карфаген уже никому не платил.
8) Возвышение Элиссы в ранг богини Танит – вопрос крайне спорный. С одной стороны, Танит как богиня прослеживается примерно с того же времени, когда был основан Карфаген (по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление), однако ее храмы можно найти и на территориях, никогда не принадлежавших Карфагену. Более того, Танит во многом похожа на других богинь ханаанской религии – Астарту и Анат, причем между всеми тремя часто ставится знак равенства. Потому вариант обожествления Элиссы хоть и вероятен, но весьма неоднозначен.
Вся эта история, от самого начала и до конца пропитана коварством и предательством. Именно такими видели карфагенян греки и римляне – потому нечего удивляться, что «легенда», появившаяся одновременно с уничтожением самого Карфагена, выставляла пунийцев в таком свете с самого основания их города. Однако весьма вероятно, что официальная «легенда» основывалась на вполне реальных событиях – в частности, личность царицы Элиссы не подлежит сомнению (хотя некоторые все же сомневаются). Можно попытаться восстановить и действительную историю основания города по той информации, которая дошла до нас из сторонних источников. И картина получится примерно такая:
1) Весьма вероятно, что Бирса существовала еще до основания крупного города на этом месте – в эту пользу говорит как перевод слова («крепость»), так и чрезвычайно выгодное местоположение будущего города, которое такие грамотные торговцы, как финикийцы, не могли проигнорировать. Впрочем, эта часть является лишь догадкой. Не меньшей догадкой является и предположение, что основать город в столь выгодном месте собирались и раньше, выбирая место с особой тщательностью, что отразилось и в названии города – Quart Hadasht, т.е. "Новый город".
2) В самом Тире в конце IX века до н.э. шел внутренний конфликт между народной и жреческой партиями. По отрывочным сведениям можно утверждать, что верх одержала партия во главе с молодым царем Пигмалионом, жреческая фракция была разгромлена, а ее лидер Сихей [6] – казнен. Сам конфликт, скорее всего, был элементарной борьбой за власть между Сихеем и Пигмалионом после смерти Маттана, и весьма вероятно, что в жены Элисса (можно предположить, что на тот момент ей не более 20–25 лет, конкретной даты ее рождения мы не знаем) была взята насильно. Соответственно, радикального разлада между братом и сестрой могло и не быть, однако в городе оставалось большое количество сторонников жречества, а Элисса как вдова их бывшего лидера и член царской династии вполне напрашивалась в качестве замены мужа. В обычных условиях их просто перебили бы, однако финикийцы имели свое решение этой проблемы – неблагонадежная часть населения высылалась в колонии [7]. Таким образом история основания Карфагена связана не с бегством, а с целенаправленным мероприятием, скоординированным и направленным правительством. Судя по археологическим находкам на территории Карфагена (золотые бляхи с Пигмалионом и Астартой) поселенцы пользовались поддержкой своей метрополии, да и разлада с Тиром (как если бы случилось бегство с похищением золота Сихея) не было, так как ежегодно Карфаген отправлял в Тир значительные пожертвования храму Мелькарта и своих представителей.
3) Открытым вопрос остается касательно реальной судьбы Элиссы. Судьбу ее можно себе представить лишь примерно. Карфаген, вероятнее всего, был основан в 814 году до н.э., а годом ее смерти указан 760 год до н.э. – т.е., даже если при основании города она была молодой 20-летней девушкой, то умереть ей довелось в возрасте около 74 лет, что для тех времен весьма и весьма впечатляющий показатель. Позднее греко-сицилийский историк Филистим называл первыми лидерами города Азороса и Кархедона, которые были выходцами из Тира и, вероятно, стали первыми суффетами Карфагена, взяв в руки власть после смерти Элиссы. Подобный переход от монархии к олигархии объясняется достаточно просто – Элисса не оставила наследников, а царем по представлениям выходцев из Тира мог быть представитель лишь одной династии, являющейся наследницей Мелькарта (Геракла). По каким причинам Элисса так и не вышла замуж и не родила детей – неизвестно, однако мы можем предполагать как официальную версию (Элисса хранила верность убитому мужу), так и другие, на уровне догадок. Среди последних можно назвать банальное бесплодие или местную оппозицию олигархии, которая не допустила укрепления царской власти в новом городе. Возможная оппозиция утверждению царской власти в колониях из Тира маловероятна – уже тогда метрополия редко вмешивалась в дела своих колоний, требуя лишь выполнения обязательств перед городом-прародиной.
Отмечу также, что не совсем понятна судьба сестры Элиссы. Да, у Элиссы была сестра! Звали ее Анной [8]. Ее существование вполне может быть вымыслом, так как упоминается впервые римским поэтом Невием (III век до н.э.), который был участником Первой Пунической войны, однако, похоже, не питал к Карфагену особой ненависти, так как после его изгнания из Рима поселился в Утике, где и умер. Вполне может быть, что Анну он выдумал, но вероятен совершенно другой вариант – его упоминание могло основываться на вполне реальных историях о прошлом Карфагена, которые он мог узнать в Утике. Тема Анны получила развитие позднее – Вергилий говорил, что она была верной спутницей и наперсницей [9] Элиссы, Варрон, живший в I веке до н.э., писал, что именно в нее, а не в Элиссу, влюбился Эней, и после смерти Элиссы Анна отправилась в Италию к Энею, где возбудила ревность его жены и утопилась в реке Нумиции, позднее став ее нимфой Анной Перенной. Информация эта досталась нам даже не от историков, а от поэтов, потому такие «мелочи», как три века разницы между годами жизни Энея и Элиссы с Анной их не волновали (да они их могли и не знать), как и тот факт, что к моменту смерти Элиссы в 760 году Анна должна была быть дряхлой старухой, которой было уже не до странствий. И именно потому верить в них стоит в последнюю очередь. Однако учитывать ее возможное существование все же стоит, даже если это целиком и полностью вымысел. Мы ведь альтернативщики, не так ли?
К вопросу о культуре и религии
Астарта глазами современного художника. Или Танит? А может, все же Анат? Ох, сложно все как…
Главной причиной первой части этого поста было желание донести саму суть имеющейся у нас информации по Карфагену – ее можно брать в качестве ориентира, но нельзя говорить о чем-то с уверенностью. И для альтернативы это выливается в дополнительные возможности, или даже требования – додумывать или передумывать все самому. Если, к примеру, для альтернативы про Россию подобные манипуляции минимальны, надо лишь вовремя «выуживать» из всей массы информации нужные факты и правильно интерпретировать, то в случае с античными альтернативами не про Рим или Грецию все обстоит совершенно иначе.
В качестве примера я приведу религию Карфагена. Она почти полностью повторяет ханаанскую, однако это нам не упрощает дела вообще. Почему? Потому что в разных регионах течения этой религии отличались, отличались и боги и их имена. Приведу пример – в Финикии почиталась богиня Астарта, которая по сути играла второстепенные роли. Но при «переезде» в Карфаген она стала одной из главных богинь местного пантеона. Причем вот в чем проблема – толком непонятно, есть ли разница между Астартой и Танит, которая была верховной богиней и женой Баала. По идее, они одинаковы, однако постоянное использование обоих имен вводит в заблуждение настолько, что некоторые всерьез считают, что это две разные богини. И это я вам еще не рассказывал про Анат, которая тоже как бы приравнивается к Астарте, а значит и Танит. Однако если я не ошибаюсь, в Карфагене существовали отдельные храмы Танит и Анат. А если вспомнить про разных Баалов и учитывать то, что боги греков и римлян имели аналоги у финикийцев…. То получается лютая каша. Разобраться во всем этом я лично пока не смог, потому просто плюнул и на базе основных ханаанских богов запилил свой пантеон из 21 бога. И это пока только боги!
А что с религиозными обычаями? Можно начать сказ о храмовых проститутках, которые по одним источникам были весьма уважаемы (ибо жрицы богов) и даже в результате службы могли стать женами именитых людей, и это считалось нормальным, а по другим – совсем наоборот. Геродот нам какие страшные истории на этот счет рассказывал – мол, каждая женщина у варваров [10] должна хоть раз в жизни отдаться за деньги чужеземцу в храме, при этом раз пришла в храм – уйти не можешь, пока тебя не возьмут, а ждать особо некрасивым приходится по 3-4 года…. Комментарии излишни. Хотя нет, я не могу пройти такое стороной, ибо картина бедных женщин, которые вынуждены спать с чужестранцами по велению своих богов за гроши (таксы за сношение не было, достаточно было кинуть одну монетку – и женщина была обязана послушно отдаться хозяину монетки), и при этом не отворачиваются от своих богов, а главное – некоторые ждут по 3-4 года своего, родного чужестранчика, не моются и питаются только пролетающими мимо мухами…. В общем, история столь же ужасная, сколь и бредовая.
А как любима была греками и римлянами тема о человеческих жертвоприношениях карфагенянами! Причем не просто людей – детей! А именно первенцев знатных семей приносили в Тофет – специально отведенное для этого место – и кидали живьем в огонь, и при этом играла громкая музыка, дабы люди не слышали криков умирающих младенцев. Первые упоминания об этом обряде в Карфагене приводятся со стороны греков, к ним позднее присоединяются римляне. Казалось бы – действительно, какой ужас! Однако в самом начале уже кроется огромная проблема всей этой теории. И связана она с детской смертностью, которая в те времена колебалась между 30 и 50 процентами – т.е. умирал каждый 3-й или даже 2-й ребенок, многие из них в первые дни жизни. И при этом еще и сжигать выживших первенцев?!? Столь разрушительная практика стала бы сильнейшим сдерживающим фактором развития Карфагена, однако тот развивался как раз быстро и стремительно, а его знать плодилась, причем настолько активно, что неудачливых полководцев распинали на крестах при малейшем промахе, расходуя ценные людские ресурсы [11]. Кроме того, раскопки Тофета в Карфагене наталкивают на выводы, что сжигались в Тофетах мертворожденные или умершие в детском возрасте, т.е. уже не живые люди. Косвенно в пользу этого говорит тот факт, что на кладбищах карфагенян (людей предпочитали хоронить в земле за исключением отдельных случаев) в сравнении с другими регионами находят очень мало погребенных детей. Таким образом, сжигаемые дети в Тофетах действительно имели место быть, с этим никто не спорил – однако, вероятнее всего, это были уже мертвые дети, которых посвящали богам и хоронили их остатки там же. Согласитесь, совсем другое дело получается!
Впрочем, я не отрицаю возможности того, что изредка человеческие жертвоприношения все же происходили – в конце концов, даже римляне приносили человеческие жертвы как минимум один раз после V века н.э. В частности, есть упоминания о том, что во время осады Карфагена армией Сиракуз в жертву было принесено около 500 человек из знатных семей [12]. Жертвоприношения Баалу также упоминаются и в Библии – однако стоит помнить также, что под одним именем «Баал» скрывались по сути несколько различных богов, которые почитались в разное время и в разных местах. Могли быть и свои местечковые Баалы, которые требовали человеческих жертв, и их приверженцы становились по сути аналогами современных сектантов. Однако такие общины в развитии далеко не уходили – а у нас пример Тира, отправлявшего массу колонистов, и Карфагена, который не только рос ударными темпами сам, но и поддерживал собственные колонии, «пересаживая» туда массы людей. Да, есть упоминания, что человеческие жертвы в древности приносили, к примеру, в Тире [13] – однако к моменту основания Карфагена от них уже давным-давно отказались (по крайней мере, от массовых и частых). Странно было бы видеть это и в самом Карфагене, который будучи "Новым городом", к тому же проявлял высокую степень веротерпимости (в городе имелись и греческие храмы, а на Сардинии поощрялась религиозная интеграция верований местных аборигенов), что нехарактерно для столь жестоких религий, приносящих в жертву людей на завтрак, обед и ужин.
Последнее замечание относительно культуры и религии Карфагена касается пунических имен. Они полностью повторяли имена финикийские, однако, как бы это сказать…. И те, и другие особым воображением не обладали. В результате почти вся история Карфагена крутится вокруг ограниченного количества имен – Ганнибал, Гасдрубал, Гамилькар, Магон, Ганнон…. Редко когда мы можем встретить Адгербала и прочих. О женских именах вообще известно мало. И если альтернатива еще может пережить подобное однообразие (хотя запутаться в 5 персонажах с одинаковым именем проще простого), то если писать книгу с пунийцами и кедешами, то имен надо определенно больше. И как обосновать такое отличие от реальности – уже дело автора….
В общем, хотел как можно короче, а получилось наоборот, и я даже не все критические моменты вспомнил. Потому пора подводить итог и писать третью и заключительную часть сего невнятного поста про Карфаген. А итог второй части таков – имея дело с «нецивилизованными» народами столь давних времен, мы не должны ориентироваться на их историю, написанную фактически их культурными врагами. Все факты надо взвесить, прикинуть, логически осмыслить – и, если того потребует внутренний голос, изменить их к более адекватным вариантам. И это даже будет еще не альтернатива – ведь этот термин применим к реальной истории, а не к одам межкультурной ненависти и оправданиям собственной жестокости.
Возможные точки бифуркации
Куда же Карфаген без слонов?
Третья часть посвящена целиком и полностью точкам бифуркации (хотя я не люблю это слово), с которых можно начинать переписывать текущую историю Карфагена. Здесь я постараюсь учесть все мне известные наиболее вероятные моменты, с которых можно начать творить альтернативу с этим государством, а также оценить возможные перспективы развития этих частных случаев. Если что, для себя я уже выбрал, откуда начинать (точнее, есть пока два варианта, отличающиеся в деталях на старте), но почему-то появилось стойкое желание опубликовать их все, вдруг кто-то захочет их обсудить или даже использовать в своих альтернативах. Это будет странно, если я стану чьей-то в меру упитанной музой, но приятно то как будет, так что стоит попробовать!
1) Самый ранний и самый невероятный из всех вариантов относится к XIII веку до н.э. Здесь я целиком и полностью отталкиваюсь от мифологии, а точнее даже литературы – истории про Энея и Дидону. Эней имел свои приключения после Троянской войны, которая случилась на рубеже XIII и XII веков, однако Карфаген тогда еще не существовал. А если бы существовал? Предположим, что после отъезда Энея Дидона не убила себя, а родила от него мальчика, а то и двойню. При этом Карфаген должен быть основан хотя бы за 50 лет до прибытия Энея, так как он прибыл в достаточно богатый и процветающий город, а не едва основанную колонию. Причем Тир выслать партию колонистов в текущий период времени вполне мог, хотя его присутствие в Западном Средиземноморье было еще незначительным (Утика, первая его африканская колония, основана на столетие позднее). Возможные варианты развития альтернативы – абсолютно любые, не сдерживаются ничем. Причем, при таком раскладе, царский род Карфагена выступает как бы родственным будущим римлянам, что в результате может привести к непредсказуемым результатам, вплоть до объединения Карфагена и Рима в одно государство, а в этом случае, господа, мне даже страшно представить его потенциал, с римскими легионами и карфагенскими купцами и моряками.
2) Собственно, альтернатива начинается одновременно с основанием Карфагена. Тут варианта два – или сохраняется царская власть, т.е. Элисса рожает наследника, или же все идет как и было, и власть после ее смерти переходит суффетам. Перспективы – опять же, любые, но стычки с римлянами уже не избежать при любом раскладе.
3) Тирания Малха – в 535 году до н.э. полководец Малх захватил власть в Карфагене силой, став типичным тираном греческого типа. Долго он у власти не продержался – в том же году он был схвачен своими врагами и казнен. Однако его могли бы не схватить и не казнить – и кто знает, что бы из этого получилось….
4) А после Малха был Магон. Тоже единоличный правитель Карфагена, но уже более популярный, потому и выжил, и даже передал государство своим потомкам Магонидам. Заложил основу величия Карфагена, реформировал армию – в общем, личность сама по себе выдающаяся и менять ее в альтернативе не обязательно. А вот с его детей можно и начать. Замечу, что вопреки распространенному мнению, Магониды не были царями в античном понимании этого слова, а являлись тиранами. Хотя разницы большой и нет.
5) После конца Первой Пунической войны (а то и в ее время) Гамилькар Барка, основатель рода Баркидов, захватывает единоличную власть в Карфагене, становясь тираном, а чуть позднее его потомки объявляют себя императорами (но не царями – тут нужно родство с Элиссой, которого нет). С одной стороны – вариант заманчивый, а с другой – не хватало еще внутренней смуты, когда страна в полной заднице, наемники бунтуют и контрибуцию надо выплачивать. Тут Карфаген может быть разрушен после такого и без участия римлян.
6) Ганнибал чудесным образом побеждает Рим в ходе Второй Пунической. Учитывая его безнадежное положение в стратегическом плане, а также черту римлян, которую можно назвать упрямством, вероятность подобного очень низкая.
7) Баркиды каким-то образом сохраняют контроль над Испанией после Второй Пунической войны, и даже после гибели Карфагена. Земли там были богатые, Баркиды с местными племенами язык найти могли запросто, но оставаться фактически наедине с римлянами…. В общем, вариант почти бесперспективный. Да и Карфагену в таком случае конец.
А больше вариантов и нет. После проигрыша Второй Пунической войны будущего у Карфагена быть не может. Да, город быстро восстановился после конфликта, но римляне уже четко взяли курс на повсеместное ограничение и блокаду Карфагена, всячески поддерживая враждебных пунийцам нумидийцев. Рим на тот момент уже слишком укрепили свои позиции, чтобы ему можно было сопротивляться в одиночестве, пускай и большому городу. И после второй проигранной войны Карфаген действительно должен быть разрушен.
Примечания
1) Тир – крупный финикийский город, на тот момент главный порт Ближнего Востока и крупнейшая финикийская метрополия, владеющая многими колониями.
2) В римской традиции носит имя Дидона, происхождение которого не совсем понятно – вероятно, им нарекли Элиссу уже после основания Карфагена толи местные жители, толи сами поселенцы. В переводе "Дидона" означает "блуждающая". Также известен еще один вариант ее имени – Анель, однако упоминается редко, происхождение его неясно, и потому оно не будет использован в текущем тексте.
3) Помимо этого имени, упоминаются также Акербант, Ахерб и даже Ацербус. Вообще, этому периоду истории характерен крайний разнобой в именах – многим личностям давались помимо имен прозвища, а римляне от щедрой души добавляли еще и свои варианты. В результате получается каша, в которой временами очень сложно разобраться.
4) По некоторым источникам, люди Элиссы просились лишь переночевать, а затем коварно отказались покинуть чужие земли. Негодяи!
5) По крайней мере, жрецы храма Мелькарта в Гадесе определенно давали обет безбрачия. Логично предположить, что это распространялось и на прочие храмы этого весьма почитаемого финикийцами божества.
6) Согласно этой версии, он тоже является дядей Пигмалиона и Элиссы, а также верховным жрецом Мелькарта и мужем будущей царицы Карфагена. Так что может быть, что верховному жрецу царского рода таки позволяли жениться. Но я все еще сомневаюсь.
7) Благодаря этому решению Карфаген был известен как чрезвычайно спокойный город, в котором не было бунтов и волнений – их потенциальных участников быстро отправляли "в ссылку", правда, без особых ущемлений в правах. По крайней мере, упоминания о массовых беспорядках в городе до нас не дошли.
8) Если быть точным – Ханнах, Hannah. Т.е. совсем не Аня.
9) Непонятно, какой именно смысл вкладывает в это слово Вергилий. По одному из устаревших значений наперсница означала любовницу, т.е. Элисса и ее младшая сестра любили друг друга несколько больше, чем это могли позволять приличия (хотя какие приличия при дозволенном инцесте?). Несмотря на то, что такая версия подходит к общему курсу описания Карфагена как вселенского средоточия зла, пороков и разврата, также эта версия может объяснить нам, почему Элисса не оставила наследников.
10) Конкретно – вавилоняне, т.е. ассирийцы. Однако у финикийцев и ассирийцев в плане религии было много общего, как и традиции храмовой проституции, так что это описание действительно и для Финикии. И точно так же мною подвергается неописуемой иронии и сомнениям – версия про уважаемых жриц богов выглядит куда более логичной.
11) Что тоже не похоже на правду – Карфагеном управляла знать, и такая же знать (и даже родственники) командовала армиями и флотами.
12) Еще один сомнительный момент. Карфагенская знать была не настолько многочисленной, чтобы позволить добровольно принести себя в жертву пяти сотням своих представителей. Возможно, кто-то просто ошибся и дорисовал нолик. Или два. Саму возможность добровольного жертвоприношения в той обстановке я не отрицаю.
13) Точная дата основания Тира неизвестна, однако Геродот, ссылавшийся на тирских жрецов, утверждает, что город был основан в XXVIII (28) веке до н.э. Учитывая длительность существования этого города, в нем могло быть что угодно. Так что возможность принесения в жертву людей в древнем Тире я даже сомнениям подвергать не буду.