Неделю назад Египет открыл еще одно русло Суэцкого канала. Таким образом, путь из Европы в Азию сократился почти на сутки.
Теперь суда, которые следуют из Средиземного моря в Красное, смогут не простаивать перед входом, ожидая, когда канал освободит караван, идущий в обратном направлении. Таким образом, этот гидротехнический узел теперь способен работать без излишних издержек, а путь из Европы в Азию сократился по времени почти на сутки.
Логистический центр
Но уникальность этого события в другом. Пожалуй, впервые в истории столь серьезные работы по расширению действующего канала, длина которого составляет 173 км, были профинансированы не из государственного бюджета и даже не из фондов корпораций, а гражданами страны. Новое русло было построено всего за один год и обошлось Египту в 8,5 млрд. долларов. Деньги были собраны в качестве пожертвований населением страны всего за 48 часов. За двое суток! Разителен контраст с тем, как проходило строительство Суэцкого канала полтора века назад.
Концессию от вице-короля Египта Саид-паши французский дипломат Фердинанд де Лессепс получил в 1855 году, но основать в Париже компанию, которая должна была прорыть водный путь между двумя морями, он сумел только в 1859 году. Египетское правительство получило в ней 44% акций, французское – 53%, остальные 3% уставного капитала были распределены между другими странами. Собранных таким образом 200 млн. франков все равно не хватило. Пришлось выпустить облигационный заем на сумму еще почти в 167 млн. франков. Закончить строительство в шестилетний срок, как обещал Лессепс, все равно не удалось. Только земляные работы заняли 11 лет.
Ширина канала составила от 120 до 150 м, а глубина – 12 м. Затем его углубили до 20 м. Официальное открытие судоходства по Суэцкому каналу состоялось 17 ноября 1869 года.
Теперь египетские власти намерены превратить Суэцкий канал в один из крупнейших в мире транспортных узлов.
«У нас есть план развития на ближайшие 15 лет, согласно которому к 2030 году большая часть египетской экономики будет основываться на предоставлении услуг. Суэцкий канал станет большим логистическим центром»,
– говорит министр планирования и административных реформ страны Ашраф Араби.
Новый Суэцкии канал будет состоять из огромного обслуживающего комплекса и нескольких промышленных зон. В одну из промзон египетские власти предлагают вложиться иностранным инвесторам. Можно сказать, что в этом деле египтяне решили воспользоваться тем же самым краудфандингом, что и при финансировании самого строительства. По словам руководителя администрации канала адмирала Мохаба Мамиша, доходы Египта от эксплуатации обновленного водного пути возрастут с 5,3 млрд. долларов в 2015 году до 13,2 млрд. к 2023 году.
Небывалое доверие
Модный финансовый термин «крауд-фандинг» происходит от двух английских слов: crowd («толпа») и funding («финансирование»). Это добровольное объединение людей, дающих деньги на финансирование каких-либо проектов. Часто такие проекты носят благотворительный характер. Крауд-фандинга такого масштаба, как в случае с расширением Суэцкого канала, мировая экономика еще не знала. Правда, за это доверие правительство Египта будет выплачивать своим гражданам по 12% годовых в течение пяти лет – деньги привлекались путем открытой подписки на выпущенные облигации.
Зато теперь через канал смогут проходить не 49 кораблей в сутки, как раньше, а 97. По прогнозам властей, к 2023 году это принесет в бюджет дополнительный доход в размере 15 млрд. долларов.
Церемония открытия нового русла Суэцкого канала 6 августа началась с торжественного прохода яхты «Аль-Махруса» – этот круизный корабль первым прошел из Средиземного в Красное море и в 1869 году. Это уже третье открытие канала, второе состоялось в 1975 году: президент Арабской Республики Египет Анвар Садат открывал судоходство по каналу после Арабо-израильской войны 1973 года (в ходе воины оно было полностью закрыто).
На церемонии открытия нового русла Суэцкого канала вся его территория была украшена рекламными щитами с простым, но красноречивым лозунгом: «Спасибо египетской армии». Именно на военных возложена охрана судоходной артерии от террористических атак.
Окупятся ли инвестиции?
Впрочем, заработать дополнительные 15 млрд. долларов до 2023 года Египту еще только предстоит. С одной стороны, модернизированный путь «из араб в греки» позволит проводить и современные крупнотоннажные нефтяные танкеры, и контейнеровозы (раньше они вынуждены были идти вокруг Африки, огибая мыс Доброй Надежды). С другой стороны, предварительных заказов на это у администрации канала пока нет. По подсчетам экспертов международной консалтинговой компании Capital Economics, чтобы ожидания египетских властей оправдались, до 2023 года мировая торговля должна расти темпами, превышающими 9% ежегодно.
«Это, мягко говоря, слишком оптимистично»,
– говорят аналитики.
источник: «Новый Суэцкий» «КОНТАКТ-ШАНС» 35/2015