Новогодний подарок или «Худ» не от слова худо. Линейный крейсер-монстр.
Шёл первый день нового, 1919 года. Стальной форштевень германского линейного крейсера "Макензен"(увеличенная и более скоростная версия ЛК "Байерн") рассекал волны северно-западной части Датского пролива. За ним шли ещё четыре ЛКР Гохзеефлотте. Начинался второй день операции по перехвату английских конвоев, отправляющихся от берегов Норвегии, а также, идущих из Англии в Романов-на-Мурмане. Море было пустынным, только головным разведчикам попался один нейтрал — шведская посудина на целых 700 брутто-тонн.Временами налетали снежные заряды, сильно ухудшая видимость.
Тем временем, на несколько десятков миль западнее, шло соединение английских линейных крейсеров, поддерживаемое шестью линкорами — "королевами". Еще вчера, узнав из расшифрованных радиопереговоров, о выходе соединений Гохзеефлотте на поиск конвоев, "кошки", во главе с "Худом", а также вышеупомянутые ЛК-ры срочно вышли в море. Немного впереди их, шли разведчики, возглавляемые "Рипалсом" и "Ринауном".
Около полудня, на "Макензене" была получена радиограмма, о том, что КРЛ находящиеся впереди, были обстреляны какими-то большими британскими кораблями. Командир I-ой разведывательной группы, адм. Хиппер, приказал увеличить ход до полного и идти на соединение со своими лёгкими крейсерами. Буквально через полчаса, примерно с 90 кбт, вроде бы удалось опознать два английских ЛКР типа "Рипалс", которые, в свою очередь, увидев противника, резко развернулись "все вдруг" и легли на курс отхода к своим силам поддержки. Германские ЛКР бросились в погоню, но дистанция всё увеличивалась — англичане едва были видны. Перестрелка тоже ничего не дала — попаданий с обоих сторон не было, мешала плохая видимость и большая дистанция, к тому же англичане, по-видимому, шли зигзагом.
"Да, жаль, что догнать этих быстроходов не удаётся" — думал Хиппер, "а, то можно было бы быстро отправить их на дно, с помощью девяти 40,6 см пушек "Макензена", в гости к двум американским древним дредноутам "Техас" и "Арканзас", потопленным три месяца назад". И на несколько секунд, память адмирала вернулась к нападению германских ЛКР на американо-канадский конвой с войсками, направлявшимися в Европу, в результате которого конвоируемые транспорты были потоплены и частично захвачены, а конвоирующие корабли разогнаны и частью потоплены. Причём было захвачено и приведено в германский порт три транспорта с канадскими войсками и их имуществом.
Позднее, германская пропаганда утверждала, что большая часть канадских пленных пехотинцев перешла на сторону империи и сражалась на западном фронте на стороне Германии добровольно.Канадцы же, совершенно справедливо писали, что пленные принудительно использовались на вспомогательных работах в прифронтовой полосе, т.к. отказывающихся от работ, переводили на урезанный, по факту — голодный паёк. Сами же канадские ветераны говорили за …надцатью стаканчиками виски, что они хотели попасть ближе к линии фронта, чтобы бежать к своим, т.к. в Германии к концу 1918г фактически был голод, разумеется по их, канадским меркам.
Вернёмся в 1января 1919г. Командующий флотом линейных крейсеров адм. Битти, по донесениям своих убегающих разведчиков, довольно неплохо представлял, где находится противник, и совершив нужный манёвр, на полной скорости вышел на пересечение курса германских ЛКР. На руку ему сыграл и снежный заряд, скрыв подход его кораблей. Но немцы, заметив англичан, тотчас же повернули на соединение с главными силами, в виде трёх ЛК типа "Байерн" и восьми линкоров типов "Кёниг" и "Кайзер". Англичане немедленно открыли огонь, немцы стали отвечать после завершения поворота. Головные корабли противников пристрелялись почти одновременно, хотя первого попадания, на несколько секунд раньше, достигли всё же немцы. Их 40,6см снаряд, угодил в бортовую башню 7,5" орудий и пробив её насквозь, разорвался в надстройке, вызвав небольшой пожар. Англичане ответили попаданием в район носовой надстройки — 18"-ый фугасный снаряд, разорвавшись всеми своими 173-мя килограммами лиддита, вывел из строя систему управления огнём, перебил кабели, произвёл пожар, вызвал многочисленные жертвы и на несколько минут лишил германский корабль управления. Даже люди, находившиеся в полностью закрытой боевой рубке , попадали с ног от взрыва такого количества ВВ рядом с ней и несколько минут приходили в себя. Пока на "Макензене" переходили на управление огнём с кормового поста, в амбразуру крайнего 40,6 см орудия носовой возвышенной башни влетел 7,5" снаряд и ударившись о качающийся щит, разорвался. От осколков загорелся заряд не упрятанный в гильзу и в результате возникшего пожара башня на полчаса вышла из строя. Остальные башни, хотя и исправно стреляли, но существенных попаданий в "Худ" добится не смогли. А вот англичане, в свою очередь, в ряду не слишком серъёзных попаданий, смогли один раз очень удачно попасть в главный бронепояс германского линейного крейсера, напротив кормовой башни ГК. Полуторатонный бронебойный снаряд легко пробил 350мм пояс, тонкий скос палубы за ним, противоторпедную переборку и потеряв всю кинетическую энергию, лег прямо на стеллаж 40,6см снарядов, ранее уже израсходованных в бою. Как показало исследование по приходу в порт, взрыватель снаряда оказался повреждённым в результате удара о толстую броню пояса. Но в момент боя об этом никто не знал, и после доклада прислуги погребов об английском снаряде, грозно-спокойно лежащем на стеллаже, сначала прекратила огонь кормовая башня ГК, а затем и оставшаяся в строю носовая башня(первая по приказу башенного командира, последняя по приказу командира корабля). Адм. Хиппер приказал ЭМ атаковать англичан и поставить дымзавесу, под прикрытием которой, повернув, разорвал дистанцию и отошёл. Британские корабли также совершили поворот , уклоняясь от торпедной атаки и потеряли контакт с противником. Временами вспыхивали бои лёгких сил, но тяжёлые корабли противников больше не встретились и благополучно достигли своих баз. А британский 1,5т снаряд, ловко устроившийся на стеллаже в погребе "Макензена", в истории морских битв, получил название "новогоднего подарка" .
После войны, британцы справедливо писали, что "Худ" мог легко устроить, как минимум "Макензену" большой буль-буль, но их подвели ненадёжные механизмы четырёхорудийных башен, не позволявшие давать полноценных залпов.
История создания ЛКР "Худ".
В самом начале 1916г, вскоре после ухода прежнего руководства Британского Адмиралтейства (Черчиль, Фишер), главный строитель британского флота, д"Эйнкорт, предложил проект линейного крейсера совершенно новой концепции — одновременно сильновооружённого и сильнобронированного. Проект был ответом на абсолютно достоверные к тому времени сведения о строящихся германских линкорах и линейных крейсерах с 16" артиллерией.
Руководитель Отдела кораблестроения Британского Адмиралтейства настаивал, что флоту необходимы корабли, построенные с применением всех известных новинок, — только так , можно создать тяжёлые еденицы флота, ни в чём не уступающие противнику.
Д"Эйнкорт предлагал следующее : вооружение — ГК в восемь 18" орудий в сорок калибров(делающих "прозрачной" броню противника) в двух отлично защищённых четырёхорудийных башнях, второй калибр — 12 — 190мм орудий с длиной ствола в 54 калибра в четырёх трёхорудийных башнях. Назначение последних, помимо борьбы с ЭМ, вывод из строя вражеской системы управления огнём, связи и прочего легко- и небронированного оборудования с большой дистанции. 18" орудия предполагалось изготавливать с применением скрепляющих цилиндров , а не традиционной проволоки(стальной ленты), что позволяло иметь вес ствола всего лишь в 118т, вместо 148 тонного "проволочного". Начальная скорость 1,5 тонного снаряда равнялась 710 м/с.
Бронирование — должно противостоять 16" снарядам противника с дистанций свыше 85 кбт. Для уменьшения веса ГП, был применён скос главной бронепалубы к верхней кромке пояса. ПТЗ — должна защищать от современных торпед противника.
Скорость — не менее 31 узла, чтобы по этому параметру быть по меньшей мере равной перспективным кораблям врага. Для этого, следовало применить наисовременнейшие котлы нефтяного отопления с проектировавшихся лидеров типа "Шекспир", и турбины с понижающими редукторами для увеличения дальности плавания. На испытаниях "Худ" развил 31,5 узла на форсаже при мощности механизмов почти 143000 л/с и водоизмещении, близком к проектному.
Корпус — должен иметь достаточную длину для достижения высокой скорости при умеренной мощности механизмов и одновременно быть простым по конструкции, для ускорения постройки.
После принятия проекта ЛКР типа "Худ" к постройке, весной 1916г были заложены четыре корабля. Головной вступил в строй осенью 1918г и успел сделать "новогодний подарок" противнику до конца войны.
П.С. Поздравляю всех коллег с наступившим Новым годом и дарю всем желающим новогоднюю сказку про новогодний подарок.