1

 

РИ: В начале июня 1940-го французский фронт окончательно рухнул. Немецкие войска быстро продвигались, угроза распространилась и на британские Нормандские острова. 15 июня 1940-го британское правительство приняло решение не оборонять Нормандские острова, как не имеющие стратегического значения. 20 июня с островов был эвакуирован последний британский солдат. 30 июня немцы обнаружили, что острова не защищаются. 14 июля на пароходе туда прибыли первые немецкие подразделения.

Нормандская оборона

АИ: британское правительство приняло решение оборонять Нормандские острова.

Заседание в Лондоне 15-го июня 1940-го: «Ни пяди врагу ! Мы ничего не отдадим под власть гестапо, под отвратительных нацистов. Мы должны сражаться! И мы будем сражаться – в море и в воздухе, сражаться на берегу, на полях и улицах; сражаться за метрополию и за каждый остров. Виват Британии!!!

Ну а кроме того, Нормандские острова имеют огромное стратегическое значение. Сейчас это передовые позиции; если враг решится атаковать Англию, то он должен сначала взять эти позиции; и пока его силы завязнут на этой позиции – он не сможет бросить эти силы против самой Англии. А в недалёком будущем – когда силы Нового света (то бишь США) придут в Старый свет (в Европу, то есть) – тогда Нормандские острова послужат прекрасным плацдармом для освободительного похода в Европу».

Члены правительства пристально и несколько поражённо посмотрели на выступающего. Тот имел вид лорда, но душу попаданца. Лицо лорда оставалось надменно-лощёным и неподвижным, но вот душа попаданца взбледнула и слегка перекосилась. Момент был решительным, прокатит-нет такое изменение истории? Вдруг кто-то захлопал, присутствующие перевели взгляд на аплодирующего. Это был Черчилль (который и в РИ хотел-таки оборонять острова, но его хотелку не приняли к исполнению). Прошли ещё пару затянувшихся секунд, и раздалось: «Йес!», «Йес!». Британское правительство решило оборонять Нормандщину.

 

Нормандские острова расположены от Англии в 100 (о. Олдерни) – 160 (о. Джерси) километрах. Береговая оборона островов состояла из трёх пар старых 152-мм орудий и нескольких более мелких. На усиление береговой обороны были взяты орудия из старых, времён ПМВ, запасов. Также началось минирование – как берега, так и вод на подступах к островам.

Как раз в это время (с 15 июня) проводилась эвакуация из Франции (операция «Ариэль» – менее известный аналог дюнкеркской эвакуации «Динамо») – всего за 15–25 июня из Франции успели вывезти почти 200 000 человек. Часть этого потока была перенаправлена на Нормандские острова.

Нормандские острова гораздо ближе к материку, чем сама Англия. Ближайшие к островам французские порты – Шербур и Сен-Мало, а также Брест – даже не быстроходные суда могли делать из них на острова по несколько рейсов в сутки. Это позволило уменьшить общую панику и перевезти не только людей, но и значительную часть техники и военных припасов – которые в ином случае (то есть, как в РИ) были бы брошены на материке. Так на островах появились более сотни полевых орудий и снаряды к ним, дюжина танков, грузовики и зенитки с материковых аэродромов. Так что силы и средства на оборону островов имелись под рукой, их не надо было изыскивать где-то что-то и за счёт чего-то.

На островных аэродромах разместились подразделения британской авиации: истребители должны были прикрывать эвакуацию из Франции, бомбардировщики – наносить удары по немецким колоннам с целью задержать их продвижение. Задержать немцев не получилось, но вот истребители затруднили действия немецких самолётов против эвакуации, потери в кораблях и людях были в общем небольшими, за исключением «Ланкастрии» потопленной южнее.

На острова, кроме собственно англичан, эвакуировались из Франции польские подразделения, а также французы, не желавшие сдаваться; в частности, именно на них самолётом прибыл Де Голль; по Лондонскому радио он призвал французов продолжать сопротивление и присоединяться к нему. К концу июня под его знаменем было уже 3000 человек.

Население островов, начиная с детей, эвакуировалось в Англию.

 

Тем временем немцы приблизились. Над островами появились воздушные разведчики. Немецкие штабы начали разрабатывать план захвата островов. Операция была названа «Грюнффейль». 28 июня была первая бомбёжка. Британские истребители сбили несколько вражеских самолётов. Немецкие разведывательные самолёты стали летать с целью определить уровень обороны островов. Из их докладов немцы поняли, что первоначально выделенных для операции двух батальонов может не хватить, надо увеличить силы и вообще подготовиться получше – подготовить ближе аэродромы, плавсредства для десанта, потренировать самих десантников.

Необходимая подготовка была проведена ко второй половине июля. Тем временем шло воздушное наступление. Пока немцы праздновали победу над Францией и из-за этого не спеша перемещали свои авиабазы ближе к островам. Люфтваффе могло выделить небольшие силы – английские истребители оказывали им противодействие. Но примерно с 20 июля немцы, введя в бой крупные силы, захватили господство над островами. Условия борьбы над Нормандскими островами были менее благоприятными, чем над самой Англией, поэтому британское истребительное командование отказалось от упорной борьбы, чтобы не истощить свои силы. Сообщение Англии с островами затруднилось, большие транспортные корабли уже не могли использоваться, только малые скоростные, успевавшие проскочить за ночное время.

Британские силы на островах достигли 40 000 человек. Их составляли 51-я и 52-я английские пехотные дивизии – эвакуированные из Франции и кое-как восстановленные; свежая, только что прибывшая из Америки, канадская бригада; новосформированные польская и французская бригады; формировался танковый батальон; были также несколько тысяч местных ополченцев. Британцы успели построить кое-какие оборонительные позиции. Оборона подкреплялась минными постановками.

Кроме того, острова сильно укрепила сама природа – берега островов в основном высокие и скалистые, с сильным прибоем; вокруг сильные и быстрые (до 12 узлов) течения. Множество отмелей и едва выступающих из воды скал затрудняют навигацию близ островов; для незнакомых с эти водным районом плавание в нём было просто опасным. В общем, по своим условиям район Нормандских островов — это совсем не Моонзунд на Балтике.

Нормандская оборона

Первой целью по немецкому плану был остров Олдерни. Остров размером примерно 5×2,5 км лежал в 15 км от материкового берега – в досягаемости немецкого артогня. Впрочем, в 15 км лежал лишь край острова, остальная территория уходила дальше в море; расстояние в 15–20 км, да ещё обычные здесь сильные и непредсказуемые ветра, делают стрельбу по Олдерни непростым делом. Не все немецкие снаряды даже по острову попадут, а уж попасть в какое-то конкретное место вообще маловероятно.

Английское командование поначалу склонялось к варианту эвакуировать остров без борьбы, сосредоточившись на других островах. Но затем победила точка зрения, что надо таки бороться – пытаясь затягивать борьбу за острова; возможно удастся затянуть её до осени, а там уже будут шторма и длинные ночи.

Кроме того, хотя Олдерни от материка отделяет узкий пролив – этот пролив очень сложно пересечь. В проливе очень сильное, быстрое (до 12 узлов) и переменчивое течение; если ветер дует против течения, то возникают частые 4-метровые волны; вода постоянно пенится, ветер поднимает пену в воздух, из-за чего ухудшается видимость.

Сам вытянутый остров тоже по обе стороны омывают сильные течения, островитяне называют их «Качели» (Swing). Остров окружён отмелями и скалами; берег острова – это в основном отвесные скалы, о которые волны прибоя разобьют не то что лодку, но и средних размеров корабль.

Для имевшихся тогда у немцев высадочных средств десант на Олдерни – весьма нетривиальная задача.

Нормандская оборона

Вот так вот – вообще не вариант.

 

Пока шли бомбёжки, немцы тралили подходы. Утром перед высадкой на Олдерни обрушилась особо интенсивная бомбёжка; десантные конвои обошли течение пролива, с транспортов спустили штурмовые лодки; за ними шли баржи на буксирах, везущие тяжёлое оружие и боеприпасы.

Нормандская оборона

Неожиданностью немецкая атака не стала, десант был встречен огнём. Немногие участки, пригодные для высадки, англичане не только пристреляли и заминировали обычными минами, но также и зарыли там фугасы, в том числе и подводные – чтобы сначала взрывы разметали подходящие десантные средства, а затем высадившихся десантников. Но немцы, понеся потери, таки высадились и захватили плацдарм.

Ночью подошёл отряд британских кораблей – они обстреляли часть острова, занятую немцами, а также доставили пополнение и боеприпасы, эвакуировали раненых; поставили новые мины на подступах к острову. Несколько снарядов прилетело и на британские позиции, но днём и часть немецких авиабомб упала на немецкие же позиции. Следующей ночью британские корабли заняли лучшую позицию для обстрела; другой британский отряд, включавший линейный крейсер, обстрелял немецкий исходный район на материке, выпустив около 2 тысяч 120-мм снарядов и две сотни 381-мм. Также британцы начали ночные бомбёжки мест исходного сосредоточения противника; тактика бомбовозов постепенно совершенствовалась, бомбы падали всё кучнее и точнее.

Нормандская оборона

Днём в районе островов могли действовать лишь малые быстроходные корабли. Хотя летом 1940 таких у Британии имелось немного.

(Один из аргументов за невозможность немецкой высадки в Англии (операция "Морской лев") гласит: у британцев имелось 600–700 катеров – торпедных и артиллерийских, а немецкая авиация работала против них очень плохо; за всю войну 1939–45 вражеская авиация потопила лишь 9 торпедных катеров; вот эти сотни единиц лёгких сил перебьют в проливе немецкие суда с десантом. Но из других источников получается иная картина – летом 1940 британский флот имел довольно ещё незначительные лёгкие силы. Артиллерийские катера и малые канонерки, разного рода сторожевики, а также корветы с фрегатами начали массово строиться только с осени 1940, когда клюнуло.)

Немецкие самолёты могли потопить малые быстроходные корабли только застав их врасплох неподвижными; если же катер двигался, то шансы лётчика попасть в него снижались – и почти уравнивались с шансом катерников ответным огнём попасть в самолёт.

В одну из ночей на острова скрытно перелетели английские истребители и наутро, неожиданно атаковав немецкие бомбардировщики, нанесли им крупные потери.

Борьба за остров затянулась, немецкие потери увеличивались. Переброска подкреплений и снабжения на Олдерни представляла огромные трудности, много грузов и солдат утонуло в бурно-коварных водах Нормандщины. Затягивающаяся борьба за острова требовала всё большего вовлечения немецких ВВС, что ставило под вопрос сосредоточение сил для воздушного наступления на Англию. Британское давление на плацдарм возрастало, и немцы решили пока оставить остров.


В общем, думаю, альтернативное сражение удалось.

  • Летают бомбы, рвуццо мины,
  • Снаряды застревают
  • В горах кровавых тел.
  • По волнам рыскают линкоры,
  • Таранят мирных рыболовов.
  • В пучине сеют смерть подлодки.
  • И катера, бронёй сверкая,
  • Десантников бросают в море.
  • А полководец, взявши ластик
  • Врагу стирает разом корпус,
  • А то и армию к чертям.
  • Склонившись над военной картой,
  • Рисует он победу нам.
  • Вот это, понимаю, дело –
  • Совсем не то, что было в РИ!

Нормандские острова остались за британцами. А вскоре полностью проявилось их стратегическое значение, из-за которого стоило за них драться.

В РИ укреплённые немцами острова прикрыли побережье залива Сен-Мало. Благодаря этому немцы могли не сильно заботиться об укреплении побережья на этом участке и практически не держали там войск. Если же острова остаются за англичанами, то перед немцами становится задача хорошо прикрыть и укрепить ещё и этот участок – почти так же хорошо, как и в Па-де-Кале. Ведь Нормандские острова были бы прекрасной базой для десанта в оккупированную Францию: они близко – десант с них может прийти моментом на немецкий берег. На островах немцы разместили одну дивизию; а чтобы прикрыть залив, им пришлось бы прикрепить к его побережью 2–3 корпуса.

Владение островами облегчает судоходство союзников в проливе – и, с другой стороны, перерезает немецкую линию прибрежного судоходства. По морскому пути вдоль побережья Франции немцы перевозили миллионы тонн грузов. Перенаправить этот грузопоток по наземным коммуникациям невозможно – они не обладали такой пропускной способностью, чтобы ещё и эти грузы принять.

И, конечно, Нормандские острова принесли бы огромную выгоду в качестве передовой базы союзных ВВС. В июне 1940 английские бомбардировщики, взлетая с островов, достигали Италии. Территорию же Франции простреливали даже истребители-бомбардировщики – уже тогда, когда они ещё не имели большой дальности. Перерезав морскую коммуникацию немцев, британцы также держали бы с островов под ударом и наземные пути во Франции.

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account