Ночные загадки Марселя Дассо. Часть 6 Проект ночного истребителя-перехватчика Dassault MD 700
В 1950 появилась программа, предполагавшая производство легкого реактивного бомбардировщика. По техническим и бюджетным причинам проект SO 4000 был заброшен. Самолет был слишком большим, тяжелым, а его маломощная силовая установка предполагала низкие летные характеристики. Ответом компании Dassault на новую программу стал проект MD 700, разработка которого была начата после быстрого подписания контракта (№2044/51) в феврале 1951 года.
В соответствии с требованиями боевых задач заявленные размеры самолетов, судя по всему, должны были отличаться. В соответствии с этим в компании Dassault были разработаны два варианта, размеры которых отличались примерно на 20%. После незначительных изменений одна из них могла привести к созданию истребителя в дневной и ночной версиях, штурмовика, а также легкого бомбардировщика. В этом компания Dassault следовала SNCASO, которая также имела два проекта разных размеров: S0 4010 и S0 4015, конечная комбинация которых и дала победителя конкурса – SO 4050 Vautour.
Версия с «6-тонными» двигателями
Представленный в октябре 1950 года первоначальный проект самолета отличался длинным фюзеляжем (22 метра) круглого сечения за исключением расположенной перед воздухозаборниками частично обитаемой части похожей на ту, что была на истребителях Ouragan №11 и на «ночных загадках» («Mystère de Nuit»). Крыло имело размах 20 метров, площадь 80 м², умеренные стреловидность (30°) и относительную толщину (10%).
Основные стойки шасси полностью убирались в крыло, а оперение имело очень большие размеры.
Год спустя этот находившийся в разработке проект был на завершающем этапе проектирования. В отношении крыла и оперения этот проект был явно связан с семейством истребителей Mystère IV. Последнее имело стреловидность 38° и относительную толщину 7,5% и геометрически было полностью подобно тому, что впоследствии устанавливалось на Mystère IV A. Однако в средней части крыло проекта MD 700 резко отличалось от всего предыдущего опыта, накопленного компанией Dassault, и имело размещение относительно фюзеляжа, которого никогда не было на предыдущих самолетах компании. Благодаря такому решению на MD 700 появилась возможность создать вместительный отсек (для бомб или оборудования) длиной 4,9 метров.
В шасси произошли изменения: пришлось отказаться от уборки основных стоек полностью в крыло. Вместо этого колеса должны были втягиваться в фюзеляж в пространство, расположенное за бомбоотсеком. Кессон крыла должен был использоваться для размещения почти 2000 литров топлива. В ходе работ участок фюзеляжа до воздухозаборников изменил форму поперечного сечения с трилистника (trèfle) к эллипсообразной. Ширина миделевого сечения фюзеляжа должна была составлять 2,6 метра, а высота 2,2 метра.
В представленном проекте было возможно преобразование его в вариант всепогодного истребителя. Отличия истребителя от базовой модели заключались в следующем:
- • установка в носовой части радара;
- • в размещенном далеко вперед отсеке вооружения возможно размещение двух 30-мм пушек;
- • шасси остается прежним, уборка производится назад;
- • установленная над носовой стойкой шасси двухместная кабина с тандемным расположением экипажа, кресла членов экипажа оборудованы катапультными креслами;
- • два воздухозаборника по типу Ouragan 30 L, каждый из которых имел очень длинный воздуховод до собственного двигателя силовой установки;
- • центральная часть фюзеляжа включала в себя отсек, над которым располагался кессон центроплана крыла. Большая часть топлива должна была размещаться в этом отсеке (5000 литров помимо уже упоминавшихся 2000 литров);
- • силовая установка из двух расположенных бок о бок двигателей, между которыми размещено вертикальное оперение. Горизонтальное оперение расположено на высоте 1/3 киля.
С размещенными под крылом двумя подвесными тысячелитровыми топливными баками общий запас топлива должен был достигать 9000 литров!
схемы Dassault MD 700 (версия с «6-тонными» двигателями)
Основное вооружение должно было состоять из нескольких пушек, размещенных в фюзеляжном отсеке. Силовая установка должна была состоять из двух реактивных двигателей Super-Atar компании SNECMA (впоследствии получили обозначение Vulcain), у которых, ожидалось, максимальная тяга достигнет значения 4500 кгс, а тяга в форсажном режиме – 6000 кгс. На конец 1951 года основные расчетные характеристики были следующими:
- • размах крыла: 15,60 м;
- • высота: 5,80 м;
- • длина: 20,30 м;
- • площадь крыла: 64 м²;
- • вес пустого самолета с оборудованием: 9200 кг;
- • взлетный вес: 16000 кг (с 1800 кг бомб в отсеке и 6000 л топлива);
- • максимальная скорость на уровне моря: 1200 км/ч (предельное M = 1,2)
- • начальная скороподъемность: 130 м/с;
- • оптимальный для бомбардировщика радиус действия (взлетный вес 16 тонн): 600 км.
Версия с «4-тонными» двигателями
В свою очередь была предъявлена и уменьшенная версия самолета. Его формы, в общем, были такими же, как и у предыдущего варианта. Отличия были связаны с планировавшимся применением менее мощных двигателей Atar 101 с тягой 3000 кгс в максимальном режиме и 4000 кг в форсажном режиме. Фюзеляж этой версии стал короче, что было связано с необходимостью существенного сокращения длины воздуховодов. Несмотря на существенное сокращение воздуховодов, воздухозаборники должны были находиться у середины кабины пилота. Поперечное сечение носовой части фюзеляжа имело форму трилистника (trèfle), а носовая стойка убиралась вперед. Хвостовое оперение было немного изменено. В отличие от крыла оно имело стреловидность 42°, в результате чего оно стало ближе к оперению будущего истребителя Super Mystère. Запас топлива по сравнению с более крупной версией должен был быть серьезно уменьшен и составить 4000 литров в фюзеляже и 1500 литров в крыле.
Заявленные основные характеристики были следующими6
- • размах крыла: 13,80 м;
- • высота: 5 м;
- • длина: 17,80 м;
- • площадь крыла 49 м²;
- • вес пустого самолета с оборудованием: 7000 кг;
- • взлетный вес: 13200 кг (с 1500 кг бомб в отсеке и 4500 л топлива);
- • максимальная скорость на уровне моря: 1200 км/ч (предельное M = 1,2)
- • начальная скороподъемность: 110 м/с.
Подобно компании SNCASO, создавшей истребитель-перехватчик Vautour, компания Dassault предусмотрела «среднюю» версию, которая представляла собой объединение фюзеляжа, являвшегося производным от первого проекта, но оснащавшегося двигателями Atar 101, и крыла, сходного по конструкции со вторым проектом. В качестве компромисса была сохранена (и даже немного увеличена) дальность, но в ущерб скорости и скороподъемности.
Летно-технические характеристики среднего варианта были следующими:
- • размах крыла: 15,60 м;
- • высота: 5,80 м;
- • длина: 19,50 м;
- • площадь крыла 64 м²;
- • вес пустого самолета с оборудованием: 8200 кг;
- • взлетный вес: 15000 кг (с 1800 кг бомб в отсеке и 6000 л топлива);
- • максимальная скорость на уровне моря: 1150 км/ч (предельное M = 1,2)
- • начальная скороподъемность: 70 м/с.
Официальный отказ от MD 700
Штаб ВВС выбрал SO 4050 Vautour, что привело к отказу от проекта MD 700 и постройки прототипа этого самолета. Основными причинами этого отказа были технические, а именно:
- • плохой доступ к двигателям, вытекающий из их «утопленного» размещения в задней части фюзеляжа;
- • уязвимость, вытекающая из концентрации в единственном фюзеляже силовой установки и всего внутреннего запаса топлива (программа создания истребителя особо подчеркивала снижение уязвимости).
Несмотря на некоторые аэродинамические преимущества и облегчение конструкции, вытекавшие из выбранной для MD 700 компоновки, предпочтение было отдано Vautour. По этим же причинам многие современные MD 700 и SO 4050 Vautour бомбардировщики и истребители получили компоновку с размещением двигателей в подкрыльевых гондолах (например, B-66 и Skywarrior в США, Ил-28 и Як-28 в СССР).
После неудачи с MD 700 конструкторскому бюро компании Dassault предстояли работы по созданию преемника истребителю Ouragan.
источник: JEAN CUNY «Les chasseurs Dassault OURAGANS, MYSTERES et SUPER MYSTERES»