Ночные бомбардировщики и самолеты-разведчики Farman (SNCAC) NC-223.4. Франция
Вечером 7 июня 1940 года с аэродрома Бордо-Мериньяк взлетел тяжелый четырехмоторный самолет Centre NC-223.4 Jules Verne с подвешенными под фюзеляжем четырьмя 250-кг бомбами. Самолет взял курс на север, пролетел над Ла-Маншем, коснулся голландского побережья и продолжил полет над Данией. Над Балтийским морем NC-223.4 резко повернул на юг и вскоре достиг Берлина. Он сбросил свой груз бомб на ничего не подозревающий город, а затем без помех вернулся через Германию в парижский аэропорт Орли. Самолет совершил посадку после полета продолжительностью 13,5 часов.
Таким образом, первый в годы Второй Мировой войны налет на Берлин был выполнен морской авиацией Франции, которой принадлежал ночной бомбардировщик NC-223.4. Это была одна из немногих крупных операций, которые военно-воздушным силам Франции и авиации французского флота удалось успешно завершить до капитуляции страны. В то же самое время NC-223.4 был не бомбардировщиком, а транспортным самолетом, принятым экстренном порядке на военную службу!
В 1920-х годах французская компания Avions Farman (Farman) пришла к ставшей для себя стандартной компоновке многомоторных самолетов – в первую очередь четырехмоторных. Силовая установка была сгруппирована в два тандема, установленных под консолями крыла вдоль фюзеляжа; достоинствами такого технического решения были аэродинамическая чистота крыла и уменьшение разворачивающего момента в случае отказа в полете одного из двигателей. Этой компоновочной схемы в компании Farman упорно придерживались до конца 1930-х годов и создала серию самолетов-бомбардировщиков – романтически выглядевших монстров с различными выступами, турелями и углублениями на фюзеляже. На первый взгляд они выглядели неуклюжими, и при столкновении с вражескими истребителями результат, вероятно, был бы однозначным.
Главный конструктор компании Farman Марсель Рока (Marcel Roca) продолжал совершенствовать свои машины и облагораживать их аэродинамику (если это можно так сказать), вводя убирающиеся основные стойки шасси, уменьшая количество подкосов и устанавливая все боле мощные двигатели. Тяжелый бомбардировщик F-222 (производство 1935-37 годов) оснащался четырьмя радиальными двигателями Gnôme-Rhône 14N мощностью по 970 л.с. (713 кВт) каждый и состояли на вооружении бомбардировочной авиации в период 1939-40 годов. Дальность полета этих машин была поразительной – в декабре 1939 года одна машина во время разведывательной и пропагандистской операции пролетела над территорией оккупированной Чехословакии.
В 1936 году Марсель Рока последовательно модернизировал свои машины, и результатом его работ стал довольно элегантный гигант F-223.1 No.1, который после национализации компании Farman (1 марта 1937 года) и вливания ее в состав Национального общества самолётостроения центральной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Centre – SNCAC) был переименован в NC-223.1. Самолет поднялся в воздух в июне 1937 года и отличился такой дальностью полета, что министерство авиации передало его авиакомпании Air France для перевозки почты в Южную Америку. Прототипом полноценного бомбардировщика стал разработанный в январе 1936 года NC-223 No.1, который после дальнейших модификаций стал известен как NC-223.3 No.1. Весной 1939 года была заказана серия из восьми ночных бомбардировщиков NC-223.3BN5. Машины данного типа сильно отличались от героя данной статьи NC-223.4.
Почтовый самолет NC-223.1 стал причиной заказа еще трех самолетов, являвшихся дальнейшим развитием NC-223.3. Первый из заказанных самолетов – NC-223.4 Camille Flammarion (номер гражданской регистрации F-AQJM) – совершил свой первый полет 15 марта 1939 года, вторая и третья машины получили собственные имена Jules Verne (F-ARIN) и Le Verrier (F-AROA) соответственно. Все три самолета оснащались 920-сильными (678 кВт) двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-39. Первоначально предполагалось, что экипаж из пяти человек будет находиться в герметичной кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа, но в целях ускорения разработки кабина была сделана герметичной, и экипаж был хорошо снабжен кислородом.
В октябре 1939 года NC-223.4 Camille Flammarion (F-AQJM) вылетел из Парижа в Рио-де-Жанейро якобы с почтой, но на самом деле для поиска немецких тяжелых крейсеров «Адмирал граф Шпее» и «Адмирал Шеер». NC-223.4 Jules Verne (F-ARIN) переданный авиации ВМС Франции для выполнения задач самолета-разведчика, получил один (!) подвижный 7,5-мм пулемет Darne, двигатели HS-12Y-37 мощностью 970-1050 л.с. (713-772 кВт) и подфюзеляжные бомбодержатели. Все три самолета NC-223.4 вошли в состав разведывательно-бомбардировочной эскадрильи B5, входившей в состав авиации французского флота и базировавшейся на аэродроме Орли, но в мае 1940 года из трех самолетов боеготовым был только Jules Verne. Затем он совершил исторический налет на Берлин; нижние и боковые поверхности самолета были выкрашены в черный цвет, а на сам самолет были нанесены французские опознавательные знаки. Однако первым рейдом самолета NC-223.4 Jules Verne (F-ARIN) была бомбардировка моста в Маастрихте, выполненная 13 мая 1940 года. После удара по Берлину эскадрилья выполнила несколько боевых вылетов против Италии.
После подписания перемирия самолеты NC-223.4 были переданы авиакомпании Air France и использовались для связи с так называемыми левантийскими колониями, то есть с Ливаном и Сирией. Jules Verne остался выкрашенным в черный цвет и с закрашенными французскими опознавательными знаками, но дополнительно получил номер гражданской регистрации F-ARIN, нанесенный белой краской на борта фюзеляжа и поверхности крыла. В одном из боевых вылетов Le Verrier участвовал в британско-итальянском морском сражении и 22 ноября 1940 года был сбит. Остальные две машины были конфискованы немцами во время оккупации южной Франции (операция «Антон») в ноябре 1942 года и их дальнейшая судьба неизвестна. По одной из версий самолеты были списаны и разобраны на металл.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Farman (SNCAC) NC-223.4
Назначение: ночной бомбардировщик и самолет-разведчик
Статус: единичное производство
Компания-производитель: Société Nation ale de Constructions Aéronautiques du Centre (SNCAC), Бийанкур
Экипаж: 5-6 человек
Силовая установка: четыре 12-цилиндровых рядных двигателя жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-39, развивавших мощность по 920 л.с. и вращавших трехлопастные металлические винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 33,60 м
длина 23,50 м
высота 5,08 м
площадь крыла 132,40 м²
Масса:
пустого самолета 10550 кг
нормальная взлетная 19200 кг
максимальная взлетная с 19980 литрами топлива 24022 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на высоте 1500 метров 341 км/ч
• на высоте 3300 метров 385 км/ч
крейсерская скорость 280 км/ч
практический потолок
• максимальный 8000 м
• с 2000 кг бомб 4000 м
дальность полета
• нормальная 5000 км
• максимальная 8000 км
источники:
- Text Václav Něměček Výkres Stanislav Smékal «Letadla 39-45. CENTRE (Farman) NC-223.4» «L+K» 17/87, str.29/669
- ЛТХ и фотографии – http://www.airwar.ru/enc/bww2/nc2233.html
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-nochnye-bombardirovschiki-i-samolety-razvedchiki-farman-snca