Николай Колядко. Мидуэйский «Расёмон»
В далёком 1950 г. великий японский кинорежиссёр Акира Куросава снял фильм «Расёмон», вольную экранизацию рассказа Р. Акатугава. В этой картине впервые в кинематографе одно и то же событие было показано с точки зрения разных персонажей. Как нетрудно догадаться, их рассказы очень слабо совпадали друг с другом. А вспомнил я этот фильм, когда начал писать заметку об одном эпизоде сражения при Мидуэе.
Эта история началась днём 4 июня 1942 г., когда командование Объединённого флота начало подозревать, что у Первого мобильного соединения в районе Мидуэя «что-то пошло не так». Как минимум три из четырёх авианосцев получили повреждения неизвестной тяжести, а оборона атолла так и не была подавлена.
Поэтому 7-й дивизии крейсеров — четырём тяжёлым крейсерам типа «Могами» — из состава Соединения непосредственной поддержки получили приказ выдвинуться к Мидуэю и ночью провести обстрел атолла, чтобы своими сорока 203-мм орудиями сделать то, что не смогла палубная авиация – уничтожить имевшиеся там самолёты и подавить береговую оборону. Командование всё ещё рассчитывало провести запланированную десантную операцию.
К вечеру стало ясно, что «не так» пошло уже всё, и крейсерам был отправлен приказ об отмене операции. Но по ошибке его отправили не 7-й, а 8-й дивизии крейсеров, так что четыре «Могами» ещё несколько часов продолжали на полном ходу идти к Мидуэю. Повторный приказ догнал их, когда крейсеры находились всего в 80 милях – менее чем в четырёх часах хода – от атолла.
Корабли отвернули на север и почти сразу же наткнулись на подлодку немного левей их курса. О подробностях дальнейших манёвров я в общем-то писать не собирался, но чёрт меня дёрнул заглянуть в Википедию, чтобы всего лишь уточнить длину этих кораблей. И там с удивлением прочёл такое описание событий:
Из-за угрозы торпедной атаки четыре крейсера 7-й дивизии получили приказ выполнить поворот «все вдруг» на 45°, но из-за ошибок в его передаче и темноты только на шедшем первым «Кумано» и четвёртым «Могами» его исполнили верно. Шедшие же вторым «Судзуя» и третьим «Микума» начали делать поворот «все вдруг» на 90°. И если «Судзуя» просто прошёл в опасной близости за кормой «Кумано», то «Микума» к исходу пятой минуты протаранил «Могами».
Причём даётся это со ссылкой на «Сломанный меч» Дж. Паршалла и Э. Талли. Бог с ним, что в указанной книжке всё описывается совсем не так. Бог с ним, что всё это давно разобрано в соответствующем томе японской официальной «Сэнси сосё» – «Истории войны», где даже имеется подробная схема манёвра, приведённая, кстати, и в том же «Сломанном мече»… Но вот неужели нельзя было просто включить мозги и попытаться представить то, о чём пишешь?
Вы обнаруживаете немного левей вашего курса вражескую подлодку. И конечно же, самый умный в этих условиях манёвр – отвернуть на 45° влево, дабы продолжать сближаться с ней, при этом благородно подставив борт. Во-вторых, если головной корабль отворачивает на 45°, а следующий за ним на 90°, то как, извините, этот второй мог «пройти в опасной близости» от головного, если они движутся расходящимися курсами?
Не удержался и полез в англоязычную Википедию, а там приводится другая версия, со ссылкой уже на «Tabular Record of Movement» крейсеров типа «Могами». Согласно ей, команду «все вдруг 45° на левый борт» выполнили все, кроме шедшего третьим «Микума», который повернул на 90° и подставился замыкающему «Могами». Это более реалистичный вариант, правда тогда непонятно каким образом чуть не столкнулись ещё и два головных корабля…
В японской Википедии, как вы уже, наверное, догадались, описана третья версия. Согласно ей, флагман скомандовал поворот «все вдруг» на 45° влево, а потом ещё раз на 45° влево, но вторую команду приняли только на третьем в строю, на «Микума». Так что нечётные корабли повернули на 90°, а чётные – на 45° из-за чего две пары оказались на пересекающихся курсах. Написано это со ссылкой почему-то на «Чудо при Мидуэе» Г. Пранджа, где этот манёвр не описывается вообще никак от слова совсем, и на «Сэнси сосё», где он описывается совсем по-другому.
Тут я не удержался и полез ещё и в «Невозможную победу» Уолтера нашего Лорда, которую сто лет уже не открывал и поэтому подзабыл, как оно описывается там. Как вы опять, наверное, догадываетесь, там нашлась ещё одна версия:
При помощи маломощной сигнальной лампы направленного действия с флагманского крейсера на остальные корабли отряда передали сигнал о срочном повороте влево на 45°. На мостике «Могами» штурман крейсера капитан 3-го ранга Масаки Ямаути отстранил в сторону вахтенного офицера, желая выполнить этот сложный манёвр лично. Повернув крейсер, Ямаути решил, что дистанция между «Могами» и его мателотом «Микума» несколько увеличилась. Тогда Ямаути изменил курс «Могами» немного вправо и тут, к своему ужасу, обнаружил, что вообще потерял из вида «Микуму», поскольку в его видимости находился только «Судзуя» – второй корабль кильватерной колонны. Поняв, что «Микума» теперь идёт между ними поперёк курса «Могами», капитан 3-го ранга Ямаути скомандовал «Лево на борт» и дал машинами полный назад. Но было уже поздно.
Откуда взялась эта версия – вполне понятно. Она базируется на единственных в течении долгого времени японских источниках об этом событии – на послевоенном допросе командира «Могами» и личном опросе штурмана крейсера Масаки Ямаути, с которым У. Лорд общался уже сам в процессе работы над книгой в начале 1960-х. По понятным причинам оба офицера рассказывали о манёврах лишь своего корабля.
Остановится я уже не мог и заглянул ещё и в «Боевой путь Императорского японского флота» П. С. Далла, где в общем-то повторяется версия из Лорда с некоторыми «додумками» автора – ошибка в маневрировании штурмана замыкающего крейсера «Могами», который принял второй корабль «Судзуя» за третий «Микума» и довернул вправо, чтобы сомкнуть строй. Что опять же не объясняет, каким образом в опасной близости оказались ещё и два головных корабля.
Подозреваю, что при желании можно найти ещё какие-нибудь версии, но мне уже лень. Так что лучше посмотрим, как это всё реконструировали в посвящённом Мидуэю 43-м томе монументальной японской «Истории войны», авторы которой имели возможность опросить офицеров уже со всех четырёх крейсеров.

Реконструкция манёвра, приведшего к столкновению «Микума» и «Могами», на базе схемы из работы «Сэнси Сосё. Миддовэ Кайсэн» и лишившийся носовой оконечности крейсер «Могами»
Итак, четыре крейсера кильватерной колонной идут курсом на север. На флагмане «Кумано» замечают подводную лодку примерно на 25° левей их курса. Логично было уклониться вправо, но это сильно уводило корабли от их цели – им нужно было на северо-запад. Поэтому на «Кумано» принимают решение повернуть соединение на 90° влево, на запад, чтобы, разорвав контакт с лодкой, обратным манёвром вернуться затем на нужный курс.
Крейсеры соблюдали радиомолчание и светомаскировку, поэтому сигналы передавались кормовыми сигнальными фонарями. Поскольку их видел лишь следующий в колонне корабль, то он должен был передать их дальше по цепочке. Команда с мостика передавалась сигнальщику с помощью цифрового кода, его перепутали, так что на «Судзуя» увидели сигнал «красный-красный», что означало «все вдруг на 45° влево». Крейсер передал сигнал дальше и начал выполнять команду.
Таким образом «Кумано» повернул на 90°, в то время как все остальные корабли начали поворот на 45°. Так что неудивительно, что через три минуты на «Судзуя» увидели, что идут прямёхонько в левую раковину флагману. На мостике успели среагировать, довернули вправо и сумели проскочить за кормой «Кумано». В этот момент уже и на «Кумано» поняли, что что-то пошло не так и тоже отвернули вправо, чтобы в них, чего доброго, не вписался третий в колонне крейсер «Микума». На «Микума» тоже увидели, что впереди творится какой-то бардак с беспорядочным маневрированием и вполне логично решили от греха подальше отвернуть уже влево.
На замыкающем «Могами» сигнал получили, когда идущий впереди «Микума» уже начал поворот. Поэтому вместо 45° там на всякий пожарный повернули на 60°, чтобы избежать опасного сближения. Когда дистанция увеличилась, то пришлось дважды доворачивать уже вправо, чтобы сократить отставание. Какое-то время там пытались понять манёвры двух головных кораблей, потеряв из виду «Микума», а он в тот момент уже отвернул влево и лёг на пересекающийся курс.
В последний момент на «Микума» и «Могами» заметили друг друга, врубили «полный назад» и начали отворачивать. В результате таранного удара форштевнем в борт удалось избежать, но и «скользящего» оказалось достаточно, чтобы смять и почти оторвать нос «Могами» чуть не по первую башню главного калибра. «Микума» отделался помятыми плитами броневого пояса и 20-метровой «царапиной» ниже ватерлинии, вызвавшей течь одного из топливных танков левого борта.
Повреждённый «Могами» явно был не способен выдерживать даже экономическую скорость, поэтому командующий соединением вице-адмирал Такео Курита принял решение оставить ему в качестве эскорта также повреждённый «Микума» плюс вызвать им в помощь эсминцы, а самому с двумя оставшимися крейсерами продолжить выполнение приказа – двигаться в назначенную точку рандеву. На «Могами» между тем пытались насколько можно исправить положение. Смятая носовая оконечность, свороченная почти на 90° влево, была отделена, переборки носовых отсеков герметизированы. Крейсер оказался способен развивать скорость 12 узлов при управляемости уровня перегруженной баржи.
Вот такой вот мидуэйский «Расёмон». А к чему я вообще вспомнил этот эпизод — в следующей части.
источник: https://vk.com/@664805017-midueiskii-rasemon